Функционирование и развитие внутригосударственного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование и развитие внутригосударственного права



Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на сферу национально-правового ре- гулирования проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего, это внешнеполитическая сфера, закрепляемая соответ- ственно в основных законах государств – конституциях.


Другой областью, которая непосредственно подвержена воздей- ствию международного права, выступает внутригосударственное ре- гулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с другими государствами (дипломатическое предста- вительство, представительство в международных организациях), а также заключение, исполнение и денонсация международных догово- ров. Не менее важна область защиты и осуществления прав и свобод человека. Положение в современном мире сегодня таково, что госу- дарства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе правоприменительной деятельности. Если государ- ство является стороной в Международных пактах о правах человека 1966 г. и если это уже не предусмотрено существующими законода- тельными или другими мерами, то в силу ст. 2 (п. 2) Пакта о граждан- ских и политических правах оно обязуется принять меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признавае- мых в Пакте.

Чтобы активно присутствовать на международной арене и участвовать в решении конкретных международных проблем, госу- дарства должны вступать в разнообразные политические и иные от- ношения с другими государствами, заключать международные дого- воры, причем делать это, не только сообразуясь со своими нормами национального законодательства, но и подчиняясь нормам и принци- пам международного права. Таким образом, чтобы избежать колли- зии, следует иметь такое национальное право, которое не противоре- чило бы установлениям международного права. Подобное согласова- ние международного и внутригосударственного права может быть обеспечено несколькими способами.

Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международно- правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осу- ществления государственного суверенитета, нельзя сказать, что меж- дународное право игнорирует этот вопрос. Механизм согласования международного и национального права базируется на принципе обеспечения государством выполнения международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.


Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке международного права разли- чают: трансформацию (прямую и опосредствованную), инкорпора- цию, рецепцию, отсылку к международному договору.

Под прямой трансформацией в международно-правовой литера- туре чаще всего понимают то, что международный договор, заклю- ченный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с кон- ституциями государств, которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законом.

При опосредствованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламен- тируют вопрос о способах введения в действие международных дого- воров внутри государств.

Термин «трансформация» носит условный характер, так как в дей- ствительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого «превращения» одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения международных обязательств. Как последние реализуются во внутригосударственном праве? В этом плане подразумевается не формальный юридико-технический прием преобразования международно-правовых норм во внутригосударствен- ные предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых государ- ством в целях обеспечения исполнения международно-правового обяза- тельства в пределах национальной территории.

Теория трансформации в ее «материальном» понимании не устраняет справедливости тезиса о том, что международный договор есть источник международного права, а одним из основных источни- ков внутригосударственного права продолжает быть национальный закон даже и тогда, когда он воспроизводит положения договора. В случае, если формулировки закона совпадают по тексту с положения- ми договора, принято говорить об инкорпорации.

Если в национальном законе в индивидуальной или общей форме зафиксировано правило о том, что при расхождении норм национально- го права и норм международного договора в регулировании определен-


ных общественных отношений применяются нормы международного договора, речь идет об отсылке к международным договорам.

В мировой юридической литературе в свое время весьма ожив- ленно обсуждался вопрос о делении норм международных договоров на так называемые самоисполнимые и несамоисполнимые. Особое значение эта проблема получила в теории и практике США. Однако и для России она является значимой, особенно в свете положений Кон- ституции РФ 1993 г., как в части уже упоминавшейся ст. 15, так и других (например, ст. 17, 18), устанавливающих, что, во-первых, пра- ва и свободы человека и гражданина в Российской Федерации при- знаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией и, во-вторых, эти права и свободы являются «непосредственно действу- ющими и обеспечиваются правосудием».

Самоисполнимые нормы договора – это такие, которые, будучи соответствующим образом санкционированы государством, предна- значены для непосредственного регулирования внутригосударствен- ных отношений, если это в принципе допускается отечественным правом, хотя именно содержащие такие нормы договоры и требуют прежде всего издания трансформационного акта со стороны заклю- чившего договор государства.

Несамоисполнимые нормы – это нормы, которые в силу сфор- мулированных в них положений, для того чтобы быть применимыми, нуждаются в конкретизации со стороны национального правопорядка. Позиционно «несамоисполнимый» договор обозначает себя в следующих юридических параметрах: 1) он устанавливает общую обязанность государств должного поведения; 2) чтобы осуществить выполнение договора, государствам нужно предусмотреть специаль- ные положения в своем национальном праве (ввести новые или изме- нить старые); 3) норма несамоисполнимого договора сама по себе не- применима, поскольку лишь обусловливает введение специальных норм и в уголовное или иное законодательство, но не решает вопро-

сов состава деяния, его квалификации и, наконец, санкции.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что взаимоотноше- ния международного и внутригосударственного права характеризу- ются особым состоянием – постоянным и неразрывным взаимодей- ствием, подтверждение чему можно найти, в частности, в праве дого-


воров: участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им дого- вора (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), ибо в силу международного права государство должно на ос- нове заключенных в договоре обязательств привести в соответствие с международным договором свое внутреннее законодательство.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте причины возникновения проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

2. Дайте характеристику основным теориям соотношения меж- дународного и внутригосударственного права.

3. Раскройте содержание теории нигилизма, созданную Георгом Гегелем.

4. Охарактеризуйте влияние международного права на форми- рование и осуществление норм внутригосударственного права.

5. Раскройте содержание юридических форм согласования меж- дународного и внутригосударственного права.

 

Темы для докладов

1. Вклад Г. Трипеля в разработку соотношения международного и внутригосударственного права.

2. Георг Гегель и его теория нигилизма.

3. Г. Кельзен о соотношении международного и внутригосудар- ственного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.006 с.)