Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные нормативно-правовые акты. 1. Устав Организации Объединенных Наций : [принят в гСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Устав Организации Объединенных Наций: [принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г.] // Сборник действующих договоров, со- глашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государ- ствами. – М., 1956. – Вып. XII. – С. 14 – 47. 2. Устав Международного военного трибунала для суда и наказа- ния главных военных преступников европейских стран оси": [принят в г. Лондоне 8 авг. 1945 г.] // Сборник действующих договоров, соглаше- ний и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М., 1955. – Вып. XI. – С. 165 – 172. 3. Устав Международного военного Трибунала для Дальнего Востока: [принят в г. Токио 19 января 1946 г.]. – Документ опублико- ван не был. – URL: http://www.proza.ru/2010/02/23/68 (дата обраще- ния: 15.10.2016). 4. Устав Международного трибунала для судебного преследова- ния лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гу- манитарного права, совершённые на территории бывшей Югославии с 1991 года. – URL: http://www.un.org/ru/law/icty/charter.shtml (дата обращения: 17.10.2016).
Дополнительный библиографический список* 1. Аречага, Э. Современное международное право / Э. Аречага. – М.: Прогресс, 1983. ‒ 480 с. 2. Броунли, Я. Международное право: в 2 т. / Я. Броунли. – М.: Прогресс, 1977. – Т. 2. 3. Василенко, В. А. Ответственность государств за международ- ные правонарушения / В. А. Василенко. – Киев: Вища шк., 1976. ‒ 267 c. 4. Колосов, Ю. М. Ответственность в международном праве / Ю. М. Колосов. – М.: Юрид. лит., 1975. ‒ 256 с. 5. Раскалей, С. Б. Объективная ответственность государств в международном праве / С. Б. Раскалей. – Киев: Наукова думка, 1985. ‒ 122 с. 6. Тункин, Г. И. Теория международного права / Г. И. Тункин. – М.: Междунар. отношения, 1970. ‒ 511 с. 7. Ушаков, Н. А. Основания международной ответственности государств / Н. А. Ушаков. – М.: Междунар. отношения, 1983. ‒ 184 с.
* Приводится в авторской редакции.
Глава 9 ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТЕРРИТОРИЙ В различных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самом широком смысле территория – это вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством – среда обитания и материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела. В соответствии с существующим правовым режимом вся терри- тория Земли подразделяется на следующие категории: 1) территории государств – это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств; 2) территории с международным режимом – это территории, которые не входят в состав государственной территории, водные пространства за пределами исключительных экономических зон при- брежных государств; Международный район морского дна – морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; воздушное про- странство за пределами государственных территорий; Антаркти- ка; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права; 3) территории со смешанным режимом – это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права, и нормы национального законодательства прибрежных государств. Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы. Первая группа: прилежащие и исключительные эко- номические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств; 4) территории с особым международным режимом (своеоб- разная разновидность территории) – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира. В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории трех категорий одновременно: архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додека- незские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также другие территории.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ Под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу с ее недрами, воды и воздушное простран- ство над ними, которая является национальным достоянием народа и находится под исключительной и полной властью каждого госу- дарства. Территория – материальная база государства, без обладания которой невозможно его нормальное существование. В современном праве существует значительное количество раз- личных теорий, обосновывающих принадлежность государству тер- риторий. Широкое распространение получила теория публично-вещного права государства на территории. В этой теории территория рас- сматривается как объект особого вещного права, в качестве субъекта права собственности на территорию выдвинут народ. «Территория принадлежит народу», – гласит ст. 10 якобинской конституции рес- публиканской Франции периода революции. Уже в середине ХIХ в. была выдвинута пространственная тео- рия, или теория предела власти, которая впервые была обоснована в работах русского ученого В. А. Незабитовского и стала классической теорией территориального верховенства. Территория согласно этой теории – не вещь, которой владеет государство, а пространство, в пределах которого государство суще- ствует и действует. Государство осуществляет власть в пределах тер- ритории, и территория не объект, а предел суверенной власти. Пространственная теория, утверждающая, что территория госу- дарства включает любое пространство, где распространяется его юрисдикция, расширяла понятие государственной территории далеко за рамки национальной территории, включая в ее состав (без всяких оснований) национальную территорию других народов – колониаль- ных и зависимых стран. В середине ХХ в. была выдвинута так называемая теория ком- петенции, которая отрицает исключительный характер государствен- ной власти в пределах границ и утверждает, что территория государ- ства является не определенно отграниченной частью земной поверх- ности, служащей материальной базой государств, а любым простран- ством, в котором действует государственный правопорядок, включая пространство за пределами границ данного государства. По мнению сторонников теории компетенции, понятие террито- рии складывается из совокупности территориальной компетенции (пространство в рамках государственных границ, где действует власть государства) и экстерриториальной – личной компетенции (власть государства над своими гражданами за пределами границ этого госу- дарства). Игнорируя понятие национальной территории и провозгла- шая возможность взаимного проникновения экстерриториальных компетенций государств в их внутреннюю юрисдикцию, теория ком- петенции направлена против государственного суверенитета и, по существу, сводит на нет понятие территориального верховенства и государственной территории. Теория компетенции дополняется теорией так называемых международных границ. По мнению сторонников теории компетен- ции, последние служат линией размежевания экономических, полити- ческих, стратегических и даже идеологических интересов отдельных государств. Полная научная несостоятельность этих теорий по вопросу о юридической природе государственной территории совершенно оче- видна. Современное международное право представляет собой про- дукт соглашения суверенных государств и, следовательно, не может устанавливать пределов территориального верховенства государств, оно только признает, утверждает и охраняет территориальное верхо- венство каждого государства. В современную эпоху при сложившейся системе международ- ных отношений высшим правовым основанием владения и распоря- жения территорией является суверенная воля народа, населяющего данную территорию. В соответствии с принципом самоопределения наций, закрепленным в Уставе ООН и ряде других международных актов, территориальное верховенство принадлежит народу. Народ – полновластный хозяин своей территории, и только он один обладает высшим правом распоряжаться ею. Государство только тогда по праву владеет своей территорией, когда эта территория ‒ достояние организованного в государство об- щества в соответствии с правом нации на самоопределение. Однако значение принадлежащей государству территории не ограничивается только тем, что она представляет собой пространство, в пределах которого данное государство осуществляет свою власть. Территория государства – это также объект публично-правовых пол- номочий каждого государства. Государство устанавливает в своем за- конодательстве правовой режим государственной территории как в целом, так и отдельных ее частей. Государство распоряжается своей территорией, делит ее на ад- министративно-территориальные единицы, организует по территори- альному принципу государственную власть и государственное управ- ление. Оно определяет и изменяет режим своих границ пограничных и иных специальных зон, режим и условия навигации в своих внут- ренних и территориальных водах, воздушном пространстве и т. д. Оно регулирует вопросы гражданства, поселения и передвижения собственных граждан, а также условия въезда, выезда и передвиже- ния иностранцев. Государство организует охрану и оборону своей территории от любого посягательства на нее со стороны других госу- дарств. В состав государственной территории входят суша и воды, очер- ченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории при- равниваются морские, речные, воздушные и космические корабли, но- сящие флаг или знак данного государства, подводные кабели и трубо- проводы, проложенные в открытом море и соединяющие части терри- тории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или под дном открытого моря, а также искус- ственные национальные спутники Земли или других планет, запущен- ные в космическое пространство данным государством. Сухопутная территория. Государственная территория включа- ет прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулирует- ся исключительно его внутренним законодательством. Сухопутная территория государства включает также недра су- ши, национальных вод на технически доступной глубине. Водная территория. В состав государственной территории вхо- дят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного гос- ударства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внут- ренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называе- мые территориальным морем, или территориальными водами. «Плавучая», «летучая» и «космическая» территория. Как уже от- мечалось, морские, речные, воздушные и космические корабли, нося- щие флаг или знак данного государства, условно считаются его терри- торией. На них действуют законы и юрисдикция государства флага суд- на. При этом военные суда признаются территорией государства повсе- местно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других госу- дарств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных космиче- ских тел (спутники, станции, платформы и т. д.) и национальные науч- но-технические сооружения на других планетах. Полярные секторы. В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государ- ства в Арктике, а также постоянные ледяные поля, припаянные к бе- регу. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Север- ный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Се- верный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. Границы Российского полярного сектора в Арктике определены постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. В этом поста- новлении указывается, что в территорию России входят все земли и острова как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, рас- положенные в Северном Ледовитом океане между границей Российской Федерации, Северным полюсом и меридианами 32º4´35´´ восточной долготы и 168º49´30´´ западной долготы. Исключение составляют земли и острова, которые признаны Советским государством иностранной территорией по состоянию на 15 апреля 1926 г., а именно восточные острова Шпицбергенского архипелага, лежащие между 32º и 35º во- сточной долготы и находящиеся под суверенитетом Норвегии. Большое значение в современном международном праве имеет разделение государственных территорий между собой, т. е. государ- ственные границы. Государственная граница – это линия, обозначающая на кар- тах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т. е. пространственный предел дей- ствия государственного суверенитета конкретного государства. В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и уста- навливается, как правило, в договорном порядке между сопредель- ными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водо- разделы, реки и т. п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономиче- ские (по параллелям и меридианам) границы. Водная граница может проходить: – на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяю- щегося уровня воды и изменения очертания его берегов; – на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы); – на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных со- оружений – по линии государственной границы до их заполнения во- дой, если иное не установлено международным договором между за- интересованными сопредельными государствами; – на море – по внешней границе территориального моря в соот- ветствии с национальным законодательством (в России государствен- ная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от ис- ходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие со- глашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией. Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и вод- ной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, между- народным правом не установлен. По утверждающемуся в международ- ной практике мнению высотный предел воздушного пространства со- ставляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устой- чивая высота орбиты искусственных спутников Земли. Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах. Делимитация – это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначе- нием ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется по- дробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбран- ным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т. д.). Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знака- ми (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т. п.). При демаркации составляется протокол – подробное описа- ние прохождения линии границы на местности со схемами, фотогра- фиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т. п.). Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных погра- ничных знаков. В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости гра- ниц, их охраны и содержания внутренним законодательством и меж- дународными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает: поря- док охраны и пересечения государственной границы на суше, море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно- пропускных пунктов и таможенных учреждений, воздушные коридо- ры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов; ве- дение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, про- мысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и переезда в нее, порядок расследования и урегулирования по- граничных инцидентов и др. В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994, 1996 и 1999 гг., Таможенным кодексом РФ 2003 г., Воздушным кодексом РФ 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к государ- ственной границе, и международными договорами Российской Феде- рации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспече- ния на государственной границе надлежащего порядка могут уста- навливаться пограничная полоса и пограничная зона. Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой мо- жет быть установлена контрольно-следовая полоса и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу и пересечению государственной границы. Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водо- хранилищ и расположенные на них острова. Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, това- ров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах созда- ния необходимых условий для осуществления пограничного, тамо- женного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля. Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в пор- ты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих госу- дарствах и опубликованными в «Извещениях мореплавателям». Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государ- ственные границы, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Т ЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ РЕЖИМОМ Как уже указывалось выше, территории с особым международ- ным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира. Демилитаризация – это особый, договорно установленный правовой режим определенных районов, территорий, простран- ственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, сооружений и установок, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также иная деятельность военного характера. Демилитаризация может быть полной или частичной, объем де- милитаризации непосредственно оговаривается в самих международ- ных договорах о демилитаризации. В этих договорах обычно подроб- но указываются цели, конкретные виды и формы запрещенных дей- ствий, географический район, на который распространяется соответ- ствующий договор (границы пространственной сферы, например: морское дно за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств; района, например: остров Пантеллерия; наименование объекта, например: Луна), и иногда механизм и процедура осуществления кон- троля над соблюдением договорных обязательств. Частично демилитаризованными являются дно Мирового океана за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств и космическое пространство, полностью демилитаризованными ‒ Антарктика, Аланд- ский архипелаг, Шпицберген, Луна и другие небесные тела. Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией. Нейтрализация – это особый, договорно установленный право- вой режим определенных территорий, пространственных сфер и кос- мических тел, в соответствии с которым там запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения вой- ны. Нейтрализованными являются: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов. В частности, острова архипелага Шпицберген «никогда не долж- ны быть использованы в военных целях»; к Суэцкому каналу «никогда не будет применяемо право блокады», «никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью наруше- ние свободного плавания по каналу, не будут допускаемы в канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская империя была одною из воюющих сторон» (ныне это обязательство относится к Египту); со- гласно Договору о постоянном нейтралитете и функционировании Па- намского канала 1977 г. «Канал как международный транзитный вод- ный путь является постоянно нейтральным», «Республика Панама объ- являет о нейтралитете Канала... с тем, чтобы Канал и, таким образом, Панамский перешеек не являлись объектом репрессалий в любом воен- ном конфликте между другими странами мира». Безъядерная зона – разновидность частичной демилитариза- ции. Это особый, договорно установленный правовой режим опреде- ленной территории, пространственной сферы и космического тела, в соответствии с которым там запрещаются производство, испы- тания, размещение, транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслу- живания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей. В начале 70-х гг. ХХ в. в рамках ООН и на переговорном про- цессе по Индийскому океану Индия и Шри-Ланка выдвинули идею об объявлении Индийского океана зоной мира. Шестнадцатого декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную Деклара- цию об объявлении Индийского океана зоной мира (резолюция 2832/XXVI), провозгласившую, в частности, Индийский океан в пре- делах, которые будут установлены вместе с его воздушным простран- ством и его дном, зоной мира навечно. Многими государствами мира, в том числе СССР, были выдвинуты различные проекты и предложе- ния, в которых будущая зона мира в Индийском океане увязывалась с политической и военной разрядкой, терминами «демилитаризация» и «нейтрализация», военно-морским присутствием великих держав в Индийском океане, мерами ограничения гонки вооружений и разору- жения. Позитив современного международного права ставит в поряд- ке востребованности задачу выработки юридического содержания по- нятия «зона мира» в международном праве. Корпус соответствующих определений в последовательном порядке представлен (в различных вариантах и объемах) на протяжении всех 1970-х гг. Зона мира – это точно определенный (обозначенный) геогра- фический район, включающий сухопутную и водную территорию прибрежных и материковых (не имеющих выхода к морю) государств и воздушное пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств, с особым, договорно установленным и гарантированным великими державами (постоянными членами Совета Безопасности ООН) правовым режимом, который может включать в себя согла- сованные в международном порядке нормы политико-правового ха- рактера (регламентирующие межгосударственные отношения в об- ласти обеспечения международного мира и безопасности, мирного сосуществования и политики неприсоединения), нормы военно- правового характера (касающиеся демилитаризации, нейтрализации, мер доверия, ограничения гонки вооружений и разоружения), а так- же нормы, касающиеся осуществления в морском, включая морское дно, и воздушном пространствах зоны мира за пределами террито- риального моря прибрежных государств, свобод открытого моря и иной законной деятельности, признанной международным правом. По своему возможному юридическому содержанию зона мира является материальным воплощением региональной безопасности и составной частью универсальной системы коллективной безопасно- сти, затрагивающей разносторонние интересы многих государств ми- ра (прибрежных; не имеющих выхода к морю; широко использующих морские и воздушные пространства зоны мира), в том числе военно- политическую стабильность отдельных географических регионов, мо- гущих быть объявленными зонами мира.
Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте понятие «территория» и охарактеризуйте состав- ляющие его признаки. 2. Охарактеризуйте виды территориальных правовых режимов в современном международном праве. 3. Дайте характеристику государственным территориям. 4. Раскройте понятие «государственная граница». Перечислите их виды и структуру. 5. Охарактеризуйте территории с международно-правовым ре- жимом. 6. Охарактеризуйте территории со смешанным международно- государственным режимом. 7. Назовите и охарактеризуйте территории с особыми междуна- родными режимами.
Темы для докладов 1. Международно-правовой режим Арктики. 2. Международно-правовой режим Антарктики. 3. Способы разрешения территориальных споров. 4. Международно-правовые проблемы Каспия.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.014 с.) |