Международные нормативно-правовые акты. 1. Межамериканская конвенция о правах и обязанностях госу- дарства : [г 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные нормативно-правовые акты. 1. Межамериканская конвенция о правах и обязанностях госу- дарства : [г



1. Межамериканская конвенция о правах и обязанностях госу- дарства: [г. Монтевидео, 26 декабря 1933 г.]. – URL: http://online.za- kon.kz/Document/?doc_id=38249008 (дата обращения: 15.08.2016).

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров: [заключена в г. Вене 23 авг. 1978 г.] // Международное пуб- личное право: сб. док. – М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 144 – 159.


3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народностям: резолюция Генеральной Ассамблеи 1514

(XV) от 14 дек. 1960 г. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_- conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 28.10.2016).

4. Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между междуна- родными организациями: [заключена в Вене 23 мая 1969 г.] // Сбор- ник международных договоров СССР. – 1988. – Вып. XLII.

5. Четырехстороннее соглашение СССР, Великобритании, США и Франции о Западном Берлине: [подписано 3 сент. 1971 года в аме- риканском секторе Берлина]. – URL: https://ria.ru/spravka/20160903/ 1475852504.html (дата обращения: 28.10.2016).

6. Всеобщая декларация прав человека: [принята 10 дек. 1948 г. Генер. Ассамблеей ООН] // Российская газета. – 1998. – 10 дек.

 

Дополнительный библиографический список*

1. Аваков, М. М. Правопреемство освободившихся государств / М. М. Аваков. – М.: Междунар. отношения, 1983. ‒ 191 с.

2. Вельяминов, Г. М. Международная правосубъектность / Г. М. Вельяминов // Советский ежегодник международного права. 1986. – М.: Наука, 1987. ‒ С. 77 ‒ 97.

3. Захарова, Н. В. Индивид – субъект международного права / Н. В. Захарова // Советское государство и право. – 1989. – № 11. ‒ С. 112 – 118.

4. Игнатенко, Г. В. Международный правовой статус субъектов Российской Федерации / Г. В. Игнатенко // Российский юридический журнал. – 1995. – № 1. ‒ С. 3 ‒ 20.

5. Корецкий, В. М. Декларации прав и обязанностей государств / В. М. Корецкий; АН УССР. – Киев: Изд-во АН УССР, 1962. ‒ 153 с.

6. Курдюков, Г. И. Государства в системе международно-право- вого регулирования / Г. И. Курдюков; отв. ред. Д. И. Фельдман. – Ка- зань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. ‒ 173 с.

 


* Приводится в авторской редакции.


 

Глава 4

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ

        ОРГАНИЗАЦИЙ   

И СТОРИЯ СОЗДАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИ ЗАЦИЙ

Международные организации являются основным организато- ром общения государств. Как отмечал Ф. Ф. Мартенс, «цивилизован- ные народы нуждаются в международных сношениях для возможно- сти сохранить свое самостоятельное политическое бытие. То прави- тельство, которое не следовало бы за изобретениями и усовершен- ствованиями в области военной техники и искусства, вводимыми в других государствах, и не пользовалось бы ими, лишило бы свою страну необходимых средств обороны. Международное общение не имело бы смысла, если бы взаимные отношения государств представ- ляли состояние дикости»1.

В Древней Греции в VI в. до н.э. были созданы первые постоян- ные международные объединения. Это были союзы городов и общин (например, Лакедемонская и Делосская симмахия) или религиозно- политические союзы племен и городов (например, Дельфийско- Фермопильская амфиктиония). Они были прообразами будущих меж- дународных организаций. Ф. Ф. Мартенс справедливо подчеркивал, что «хотя эти союзы и были вызваны специально религиозными це- лями, но оказывали свое действие вообще на сношения между грече- скими государствами: подобно другим социальным факторам, они сближали народы и смягчали их замкнутость» 2.


1 Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. 1. С. 163 – 164.

2 Там же. С. 45.


Следующим этапом развития международных организаций яви- лось создание международных экономических и таможенных объеди- нений. Первым таким союзом был Ганзейский торговый союз, кото- рый вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. В начале XIX в. был создан Германский таможенный со- юз. Все государства, вошедшие в него, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товаров. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами Союза по количеству народонаселения.

Специалисты в области права международных организаций счи- тают, что первой межправительственной организацией в ее классиче- ском понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1831 г.

Во второй половине XIX в. были созданы: Международный союз для измерения земли (1864 г.), Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международное бюро мер и весов (1875 г.), Международный союз для защиты литературной и художе- ственной собственности (1886 г.), Международный союз железнодо- рожных товарных сообщений (1890 г.). Все эти организации имели по- стоянные органы, фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетен- ция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

После Первой мировой войны государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. В 1919 г. была образована Лига Наций, главной целью которой являлись обеспечение всеобщего мира и содействие междуна- родному сотрудничеству государств (СССР вступил в эту организацию в 1934 г.). Основными органами Лиги Наций являлись Собрание всех представителей членов Лиги, Совет и постоянный секретариат.

Лига Наций признавала, что всякая война «интересует Лигу в целом» и последняя должна принять все меры для сохранения мира. По требованию любого члена Лиги немедленно созывался Совет. В случае возникновения конфликта между членами Лиги Наций они должны были подвергнуть его разбирательству либо третейским су- дом, либо Советом.

Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то остальные члены обязывались немедленно


порвать с ним всякие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правитель- ствам выставить тот или иной контингент войск, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Устав Лиги Наций признавал необходимым ограничение нацио- нальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и выполнением международных обязательств, налага- емых общим действием. Совету Лиги предлагалось, учитывая геогра- фическое положение и особые условия каждого государства, подгото- вить планы ограничения вооружений и внести их на рассмотрение за- интересованных правительств.

Лига Наций была ликвидирована 18 апреля 1946 г.

По мнению специалистов, Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулирова- нием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить Вто- рую мировую войну, а также нападение милитаристской Японии на Китай, Италии – на Эфиопию, фашисткой Германии – на Австрию и Чехословакию.

 

П ОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИ ЗАЦИЙ

В современном мире существуют две основные разновидности международных организаций:

– межгосударственные (межправительственные);

– неправительственные.

Главным признаком неправительственных международных ор- ганизаций является то, что они созданы на основе международного договора и объединяют физических и юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига Общества Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).

Международные межгосударственные организацииэто объединения государств, созданные в соответствии с международ- ным правом и на основе международного договорa для осуществле-


ния сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имею- щие необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную во- лю, объем которой определяется волей государств-членов.

Любая международная организация должна обладать, по край- ней мере, следующими шестью признаками.

1. Создание в соответствии с международным правом. Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая междуна- родная организация должна быть создана на правомерной основе. Учредительный документ организации должен соответствовать об- щепринятым принципам и нормам международного права и, прежде всего, принципам jua cogens.

2. Учреждение на основе международного договора. Как прави- ло, международные организации создаются на основе международно- го договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон до- говора) в самой международной организации. Международные орга- низации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию. Все созданные таким образом международные организации имеют организационную структуру, присущую межправительственным организациям.

3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях дея- тельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области. При этом любые правомо- чия таких организаций являются производными от прав самих госу- дарств. Наряду с другими формами международного общения (много- сторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудниче- ства по специфическим проблемам международных отношений.

4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак ‒ один из важных, поскольку подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других многочис- ленных форм международного сотрудничества.


5. Наличие прав и обязанностей международной организации. Ранее подчеркивалось, что права и обязанности организации произ- водны от прав и обязанностей государств-членов. Ни одна организа- ция без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов.

6. Самостоятельные права и обязанности международной орга- низации. Речь идет об обладании международной организацией авто- номной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак озна- чает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе са- мостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязан- ностей, возложенных на нее государствами-членами. Сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе из- брать наиболее рациональные средства и методы деятельности.

Международные организации классифицируются по следующим признакам:

1) круг участников:

– всеобщие, или универсальные, открытые для участия всех госу- дарств мира;

– региональные, членами которых могут быть государства одно- го региона;

2) сфера затрагиваемых в решениях вопросов:

– общей компетенции, деятельность которых затрагивает все сферы взаимоотношений между государствами-членами: политиче- скую, экономическую, социальную, культурную и т. д.;

– специальной компетенции, которые ограничиваются сотруд- ничеством в одной специальной области и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные и т. д.;

3) характер полномочий:

– межгосударственные, к которым относится подавляющее большинство современных международных организаций;

– надгосударственные организации, цель которых ‒ интеграция;

4) порядок вступления в организацию:

– открытые (свободные вход и выход);

– закрытые (прием в члены производится с согласия первона- чальных учредителей).


О РГАНИЗАЦИЯ О БЪЕДИНЕННЫХ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.015 с.)