Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правосубъектность Наций и народов

Поиск

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной госу- дарственности.

Нацией считается историческая общность людей, складываю- щаяся в процессе формирования общности их территориальных, эко- номических связей, языка, этнических особенностей культуры и ха- рактера. Термином «народ» называют самые различные формы наци- ональной и этнической общности людей. Нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя.

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и созда- ние собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после создания ими какого-либо координирующего борьбу органа. Например,


таковым является Организация Освобождения Палестины, которая до создания независимого Палестинского государства выступает от имени палестинцев. В настоящее  время  зависимыми являются  примерно 15 территорий: Восточное Самоа, Бермуды, Виргинские острова, Кай- мановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, ост- ров Гуам, острова Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нация- ми. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством Международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными со- глашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одна из основных задач системы опеки ‒ способ- ствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий, находящихся под опекой, его прогрессу в об- ласти образования и прогрессивному развитию в сторону самоуправ- ления или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения наро- дов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно при- нятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществле- ние своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться сво- ими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе вза- имной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости ко- лониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, проти- воречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;


2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осу- ществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должна исполь- зоваться как предлог для задержки достижения независимости.

 

П РАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИ ЗАЦИЙ

По смыслу ст. 3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между между- народными организациями 1986 г. последние являются субъектами международного права.

Любая межправительственная (межгосударственная) организа- ция ipso facto является субъектом международного права. Она ‒ субъ- ект современного международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соот- ветствуют основным принципам международного права.

Международная правосубъектность межправительственной ор- ганизации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от ха- рактера которых сама организация в дальнейшем может (или не мо- жет) приобретать другие права и обязанности.

Межправительственные организации являются субъектами меж- дународного права потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т. е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учреди- тельные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных до- говоров. Они содержат и другие нормы, определяющие цели и задачи организации, полномочия ее органов, порядок взаимоотношений ор- ганизации с государствами-членами и не являющимися таковыми, а также иными международными организациями.


Учредительные акты многих межправительственных организа- ций содержат четкие положения о правосубъектности таких органи- заций. Впрочем, отсутствие в учредительном документе межправи- тельственной организации положений о ее правосубъектности не означает, что данная организация не является субъектом междуна- родного права. Поскольку любая организация имеет хотя бы один ор- ган и тем самым она как бы дистанцируется от государств-членов, она ipso facto становится международной юридической «личностью». Правосубъектность с точки зрения теории «объективности» суще- ствует вне зависимости от воли государств-членов.

Международная правосубъектность межправительственных ор- ганизаций не означает, что объем такой правосубъектности одинаков. В каждом конкретном случае правомочия организации устанавлива- ются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и дру- гими субъектами международного права. Наибольшим объемом меж- дународной правосубъектности обладает ООН.

Однако, сколь бы ни была широка правосубъектность той или иной межправительственной организации, – это специальная право- субъектность, существенно отличающаяся от общей правосубъектно- сти государств как основных субъектов международного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.007 с.)