Понятие и источники права внешних сношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и источники права внешних сношений



Право внешних сношений можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отноше- ния между субъектами международного права, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений. Право внешних сношений – одна из наиболее старых отраслей международного пра- ва. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государ- ствами в мирное время еще в глубокой древности.

Право внешних сношений возникло и развивалось как посоль- ское право, а к началу XX в. произошел процесс превращения посоль- ского права в дипломатическое, т. е. в совокупность норм, все больше и больше регулирующих все официальные сношения государств. Па- раллельно с возникновением и развитием посольского права возникла и развивалась дипломатическая служба. В конце XIX – начале XX в. наблюдалось начало процесса слияния дипломатической и консуль- ской служб. Это привело к созданию единой внешнеполитической службы, организация дипломатических сношений и консульских свя- зей стала единой, хотя функции консульских и дипломатических представителей еще сильно различались.

Право внешних сношений включает в себя:

– дипломатическое право;

– консульское право;

– право внутригосударственных органов внешних сношений;

– право дипломатического протокола;

– право миссий.


Объектом права внешних сношений являются отношения поли- тического характера между государствами и другими субъектами международного права по поводу дипломатической деятельности. Дипломатические представительства, например, ответственны за осуществление общего внешнеполитического курса по отношению к стране пребывания, тогда как консульства хотя и могут при опреде- ленных условиях выполнять дипломатические функции, но все же они занимаются защитой прав и интересов представляемого государ- ства и его граждан в экономической, социальной, гуманитарной и правовой областях.

Источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем если в дипломатическом праве почти все до недавне- го времени решалось на основе обычных норм, то в консульском пра- ве, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консуль- ских конвенций.

Основные источники права внешних сношений:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (для дипломатического права);

Конвенция о специальных миссиях 1969 г. (для права специаль- ных миссий);

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (для кон- сульского права) и др.

Важное значение имеет Конвенция о предотвращении и наказа- нии преступлений против лиц, пользующихся международной защи- той, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Что касается консульского права, то на его развитие большое влияние оказывают двусторонние договоры и конвенции по консуль- ским вопросам. Сейчас их число в мире достигает нескольких тысяч. К 1991 г. СССР заключил с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992 – 1993 гг. заключила консульские конвен- ции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной.

На базу источников права внешних сношений серьезное влияние оказывает национальное право, так как весь аппарат для ведения внешних сношений создается и наделяется определенной компетен- цией каждым государством самостоятельно на основе существующих в нем актов внутреннего права. Для функционирования этих органов руководящими являются внутригосударственные предписания.


К числу правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует отнести Конституцию РФ, Федеральный закон

«О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Положение о Министерстве иностранных дел РФ от 11 июля 2004 г. и другие акты.

 

О РГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений.

Государственные органы внешних сношенийэто действу- ющие на территории страны и за ее пределами органы, представля- ющие государство в его официальных отношениях с другими госу- дарствами и иными субъектами международного права и обеспечи- вающие выполнение его внешнеполитических целей мирными, преду- смотренными международным правом средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Различают две большие группы государственных органов внеш- них сношений любого государства: внутригосударственные (цен- тральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь раз- деляются на конституционные и специализированные. Конституци- онные образуются каждым государством автономно. Их существова- ние прямо предусмотрено конституцией государства, которая опреде- ляет объем их полномочий. Создание специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от суще- ствования соответствующих международных договоров, на основа- нии которых данное государство, будучи их участником, осуществля- ет внешние сношения в какой-либо специальной области.

Специальные внутригосударственные органы, существующие в структуре внешних сношений правительств многих государств, пред- ставляют государство только в одной области его внешних связей.


Они осуществляют специальное руководство внешнеэкономическими экспортно-импортными связями государства. Специальными внутри- государственными органами внешних сношений могут быть другие министерства, федеральные службы и федеральные агентства в рам- ках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством.

К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся: глава государства, высший законодательный ор- ган (парламент), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел, другие службы и агентства, в функции которых входят внешние сношения по отдельным вопросам. Эти органы в це- лом осуществляют политическое руководство внешними сношения- ми, их организацию и регулирование их деятельности.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Разделенная между гла- вой государства и парламентом компетенция включает такие, напри- мер, вопросы, как объявление войны, ратификация международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компе- тенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должно- сти послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью право- вого положения главы государства в международном общении явля- ется то, что он без специальных полномочий лично встречается с гла- вами других государств, ведет с ними переписку и переговоры.

Президент Российской Федерации как глава государства пред- ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ве- дет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подпи- сывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзыв- ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представите- лей; присваивает высшие дипломатические ранги.

Полномочиями парламентов в области внешних сношений счи- таются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран предусмотрена под-


отчетность правительства парламенту в вопросах внешних сношений, проводятся парламентские дебаты по вопросам внешней политики и дипломатии, практикуются запросы депутатов правительству или от- дельным его членам (интерпелляция). Существуют и непосредствен- ные формы участия парламентов в международном общении: парла- ментские делегации в другие государства, зарубежные поездки и встречи отдельных парламентариев, участие парламентских делега- ций в работе Европарламента и др.

Глава правительства и правительство в целом являются орга- нами внешних сношений, в деятельности которых наиболее тесно пе- реплетаются функции руководства и практического осуществления внешнеполитического курса государства. Именно правительства намечают основные направления внешней политики и вносят соот- ветствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламен- та и главы государства, организуют выполнение и контроль над при- нятыми внешнеполитическими решениями.

Правительство Российской Федерации:

– осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государ- ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

– осуществляет руководство в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными орга- низациями;

– обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, заключа- ет межправительственные соглашения, принимает меры к исполне- нию международных договоров Российской Федерации;

– осуществляет руководство в области внешней торговли и дру- гих видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Роль Министерства иностранных дел РФ в области внешних сношений основывается на статусе МИД как федерального органа ис- полнительной власти, осуществляющего государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государ- ствами и международными организациями. В системе федеральных ор- ганов исполнительной власти МИД ‒ головной орган в области отно-


шений с иностранными государствами, международными организация- ми, осуществляет общий контроль над выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство координирует дея- тельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации. Предложения, затрагивающие внешнеполитические интересы, подлежат в обязательном порядке согласованию с федеральными органами ис- полнительной власти, с МИД до их представления соответственно Пре- зиденту или в Правительство РФ.

Основные задачи российского МИД в соответствии с Положе- нием о нем:

– разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и предоставление соответствующих предложений Прези- денту РФ;

– реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;

– координация международных связей субъектов Российской Федерации;

– обеспечение дипломатическими средствами защиты суверени- тета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;

– защита прав и интересов граждан и юридических лиц Россий- ской Федерации за рубежом;

– обеспечение дипломатических и консульских отношений Рос- сийской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

– координация деятельности и контроль над работой других фе- деральных органов исполнительной власти.

Зарубежные органы внешних сношений государств подразделя- ются на две группы: постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся:

– дипломатические представительства государств, аккредито- ванные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические от- ношения (посольства и миссии);

– консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных орга- низациях.


К временным органам внешних сношений относятся:

– различные специальные миссии, направляемые в другие госу- дарства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения пере- говоров и др.;

– делегации и группы наблюдателей на международных конфе- ренциях, делегации для участия в работе сессий международных ор- ганизаций и их органов и т. д.

 

Д ИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРАВО

Дипломатическая деятельность государстваэто официаль- ная деятельность государства, его органов и должностных лиц, направленная на защиту прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержа- ние режима правопорядка и законности.

Установление дипломатических отношений между государства- ми и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию и влекут за собой обмен ди- пломатическими представительствами.

Деятельность дипломатических представительств регламенти- руется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

Существуют два вида дипломатических представительств: по- сольства и миссии. Особенных различий между посольствами и мисси- ями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочи- тают обмениваться дипломатическими представительствами – посоль- ствами.

Посольство – представительство первого, высшего класса, во главе которого находится дипломатический представитель – чрезвы- чайный и полномочный посол.

Миссию возглавляет чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.

К институтам дипломатического права относят: институт установ- ления дипломатических отношений и их прекращения; институт начала и окончания миссии; институт классов дипломатических представите-


лей; институт отзыва дипломатов; институт функций дипломатического представительства; институт привилегий и иммунитетов и др.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

– чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при гла- вах государств;

– чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;

– поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностран- ных дел.

От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющее функции главы представитель- ства любого класса в период его отсутствия (отпуска, отзыва и т. д.).

Класс, к которому принадлежит глава представительства в кон- кретном государстве, определяется соглашением между государства- ми об установлении дипломатических отношений.

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установ- ленным порядком.

Венская конвенция 1961 г. (ст. 43) предусматривает обстоятель- ства, вызывающие окончание миссии дипломатического агента:

– по инициативе аккредитующего государства или самого ди- пломатического агента (перевод его на другой пост в связи с уходом в отставку и т. д.) – после уведомления в установленном порядке мини- стерства иностранных дел страны пребывания;

– инициативе государства пребывания – в случае его отказа при- знавать данного дипломатического агента сотрудником представи- тельства, при объявлении его персоной нон грата – «нежелательным лицом» (для дипломатического персонала представительства) или ли- цом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). Причины объявления персоной нон грата могут быть самыми различ- ными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипло- мата (неуважение к законам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т. п.).


Международное право предусматривает следующие случаи пре- кращения деятельности дипломатических представительств в целом:

– когда дипломатические отношения между данными государ- ствами разорваны или временно прерваны;

– когда государства находятся в состоянии войны;

– когда в аккредитующем государстве или государстве пребыва- ния происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждения готовности поддерживать дипломатические отноше- ния с новой властью;

– когда одно из двух поддерживавших между собой дипломати- ческие отношения государств прекращает свое существование и, сли- ваясь с другим, образует новый субъект международного права.

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

– представительство своего государства в стране пребывания;

– защита прав и законных интересов аккредитующего государ- ства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внутреннюю компетенцию государства пребывания);

– ведение переговоров с правительством страны пребывания;

– сбор информации, касающейся страны пребывания, и распро- странение официальной информации, поступающей через представи- тельство от аккредитующего государства, с помощью законных средств;

– поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотно- шений в области экономики, культуры и науки.

Основной институт дипломатического права ‒ институт дипло- матических иммунитетов и привилегий. Его основой является кон- цепция функциональной необходимости иммунитетов и привилегий, поскольку они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, представляющих государства.

Дипломатический иммунитетособое право дипломатиче- ских агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмот- ренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее за- конов и правил.


Дипломатические привилегиидополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатиче- ских представительств и их персонала. Если дипломатические им- мунитеты представляют собой область правовых гарантий для дея- тельности дипломатических представительств и их персонала, то ди- пломатические привилегии связаны с вопросами поддержания аккре- дитующего государства в делах церемониального, протокольного ха- рактера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежливости.

Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предо- ставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически с момента учреждения та- ких представительств или с момента прибытия самих дипломатиче- ских агентов независимо от наличия или отсутствия специальных со- глашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.

Все известные современному международному праву диплома- тические иммунитеты и привилегии делятся на две группы:

– представительства в целом как органа государства;

– персонала представительства (так называемые личные приви- легии и иммунитеты).

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического пред- ставительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1) неприкосновенность помещений дипломатических представи- тельств: предполагает, с одной стороны, обязанность властей страны пребывания воздержаться от всех действий, могущих повлечь за со- бой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой стороны, активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц, влекущих за собой противоправ- ное нанесение ущерба иностранным дипломатическим представи- тельствам. Предусмотрена также неприкосновенность предметов об- становки дипломатических представительств. Таким образом, непри- косновенность представительств носит абсолютный характер;

2) неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. Архивы и документы представи-


тельства неприкосновенны в любое время и независимо от их место- нахождения. Неприкосновенность распространяется и на дипломати- ческую почту, а также и на ситуации, возникающие при разрыве ди- пломатических отношений, и даже при вооруженном конфликте;

3) фискальный иммунитет (представительство и его члены осво- бождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического предста- вительства – граждане страны пребывания – уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);

4) право использовать свой государственный флаг и герб, право осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено про- слушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскры- тию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);

5) личный иммунитет: дипломатические представители, т. е. ли- ца, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются им- мунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдик- ции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине);

6) таможенный иммунитет дипломата: освобождение от всех та- моженных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае до- смотра, при наличии достаточно веских оснований полагать, что в ба- гаже находится контрабанда, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре;

7) почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся: право на приглашение ди- пломатических представителей на торжества, юбилеи, парады и дру- гие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гаран- тированную отправку и получение телеграфной и иной корреспон- денции и т. д.


К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представительства относятся:

– фундаментальный принцип – личная неприкосновенность ди- пломатических агентов. Государство пребывания обязано относиться к дипломатическому агенту с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме;

– неприкосновенность частной резиденции дипломатического аген- та означает не только постоянное место проживания дипломата, но и временную резиденцию (номер в гостинице). Неприкосновенность част- ной резиденции предполагает ее распространение на находящиеся в по- мещении предметы, имущество, документы дипломата и т. д. Неприкос- новенность жилища не может гарантироваться, если это связано с част- нопредпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата;

– освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания;

– налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству;

– таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и осво- бождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназна- ченные для личного пользования дипломатическим агентом или чле- нами его семьи, живущими вместе с ним, а также освобождение лич- ного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра.

Члены семей дипломатических агентов получают полные при- вилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ни- ми, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммуни- тетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной – только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам.


Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на зара- боток, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Статья 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возмож- ность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четы- рех основных требований:

– от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства;

– отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выра- женным;

– в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующе- еся иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждаю- щее дело по собственной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связан- ных с основным иском;

– отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отно- шении исполнения решения, поэтому здесь требуется особый отказ.

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналоги- чен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не при- менимые к дипломатическим представителям:

1) консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;

2) в отношении консульского работника государство пребыва- ния вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компе- тентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уве- домление ими консульского учреждения);

3) персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консула от дачи показаний недопустим;

4) предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска;

5) государство может отказаться от иммунитета консульских ра- ботников.


К ОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

Исторически возникновение института консулов связано прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государ- ством советники и помощники, которые на территории иностранного государства оказывали помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. С течением времени круг во- просов, входящих в компетенцию консульских учреждений, постепенно расширялся, функции их приобретали все более многогранный харак- тер. В настоящее время консульские учреждения призваны содейство- вать развитию не только экономических, торговых, но и научно- технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и поли- тических связей между государствами. Источниками консульского пра- ва являются международные договоры, центральный из которых ‒ Вен- ская конвенция о консульских сношениях 1963 г., и международный обычай. В настоящее время международные обычаи остаются основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления. Международные до- говоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Консульское правоэто совокупность международно- правовых норм, регламентирующих деятельность консульских учре- ждений по защите интересов представляемых государств в отноше- ниях с государствами пребывания по вопросам главным образом эко- номического, правового, гуманитарного и культурного характеров.

Консульское учреждениепостоянный государственный ор- ган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, имеют различия.

Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государ- ства пребывания, то консульство имеет лишь специальную компетен-


цию и действует только в пределах отведенного ему консульского округа. Консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количе- ство консульских округов и консульских учреждений также опреде- ляется по согласованию между государствами.

Посольства поддерживают контакты с центральными органами государства пребывания, а консульства – лишь с местными, т. е. вла- стями своего консульского округа. При этом посольство аккредиту- ющего государства всегда одно, а консульств может быть несколько.

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Раз- рыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская практика знает два вида консуль- ских учреждений: консульские отделы дипломатических представи- тельств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы:

– генеральные консульства;

– консульства;

– вице-консульства;

– консульские агентства.

Класс консульского представительства определяется по согласо- ванию между государствами. Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут имено- ваться консулами или генеральными консулами и так же, как и со- трудники этих отделов, входят в состав членов персонала дипломати- ческого представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определя- ются и классы их глав:

– генеральные консулы;

– консулы;

– вице-консулы;

– консульские агенты.


В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений все- гда есть отделы или хотя бы сотрудники, занимающиеся таким тради- ционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, во- просы экономических и культурных связей и т. д.

Кроме того, принято различать штатных и нештатных, или по- четных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно. Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. Для нештатных консулов ха- рактерны три признака: возможность выполнения консульских функ- ций как собственными, так и иностранными гражданами; отсутствие у нештатных консулов регулярной заработной платы за выполняемые функции; разрешение им в отличие от штатных консулов заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью.

Консул должен получить документ, который дает ему соответ- ствующие полномочия и называется консульским патентом. В патен- те указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение кон- сульства.

Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматривают вопрос о допущении консула к исполнению служеб- ных обязанностей в указанном консульском округе. Такое допущение, или признание, консула оформляется обычно путем выдачи экзеква- туры, т. е. разрешения государства пребывания на отправление кон- сульских функций в данном районе (консульском округе).

Начало консульской миссии для главы консульского учрежде- ния определяется моментом выдачи экзекватуры, а для других кон- сульских должностных лиц – уведомлением о его прибытии с указа- нием имени, фамилии, должности, по необходимости и ранга и сооб- щением об этом государству пребывания дипломатическим путем.

Окончание миссии консула может быть в следующих случаях:

– отзыв консула представляемым государством;

– аннулирование экзекватуры государством пребывания;

– истечение срока консульского патента;

– закрытие консульского учреждения в данном пункте;

– прекращение консульских отношений в целом;

– война между государством пребывания и представляемым государством;


– смерть консула;

– выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Функциями консульских учреждений в современных условиях являются:

– информирование властей представляемого государства об эко- номической, торговой, социальной, культурной, научной и политиче- ской жизни страны и округа пребывания;

– паспортно-визовая работа, т. е. выдача, возобновление, анну- лирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

– информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

– учет соотечественников, находящихся на территории консуль- ского округа;

– консультационная деятельность и практическая правовая по- мощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его во- енно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их эки- пажей;

– нотариальные действия: составление и прием на хранение за- вещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, докумен- тов, ценных бумаг и т. д.;

– консульская легализация, т. е. установление и засвидетель- ствование подлинности подписей на документах, исходящих от вла- стей государства пребывания, и соответствия этих документов его за- конам и правилам;

– охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершен- нолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности ко- гда над ними требуется установление опеки или попечительства;

– выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Консульское учреждение может также в специально установ- ленных и согласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.


Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «право внешний сношений» и охарактери- зуйте составляющие его признаки.

2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию внешних сношений государства.

3. Дайте характеристику внутригосударственным органам внеш- них сношений государства.

4. Раскройте предмет, объект и субъектов дипломатического права.

5. Объясните процедуру назначения на должность чрезвычайно- го и уполномоченного посла в Российской Федерации.

6. Раскройте предмет, объект и субъект консульского права.

7. Объясните процедуру назначения на должность консула Рос- сийской Федерации.

8. Дайте характеристику привилегиям и иммунитетам диплома- тов и консулов.

 

Темы для докладов

1. Право постоянных представителей государств при междуна- родных организациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.101 с.)