Международно-правовой охраны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовой охраны



Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспе- чении Земли. Океан – это «легкие» Земли, источник питания населе- ния земного шара и сосредоточие огромных богатств полезных иско-


паемых, но научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана – интенсивное судоходство, активизация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в моря нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжелым по- следствиям: загрязнению морских пространств, нарушению экологи- ческого равновесия в Мировом океане. В настоящее время перед че- ловечеством стоит глобальная задача – срочно ликвидировать ущерб, нанесенный океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагуб- но скажется на жизнеобеспечении всей Земли, на судьбе человече- ства.

В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосто- ронних и региональных соглашений.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 192) обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем не причиня- ла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязне- ния. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Они, например, включают меры, направленные на уменьшение в максимально возможной степени: а) выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ из находящихся на суше источников, из атмо- сферы или через нее, путем захоронения; б) загрязнения с судов (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, ком- плектования экипажей и эксплуатации судов); в) загрязнения от уста- новок и устройств, используемых при разведке и разработке природ- ных ресурсов морского дна и его недр (в частности, меры по предот- вращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспече- нию безопасности работ на море и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования персонала и эксплуата- ции таких установок или устройств); г) загрязнения от других устано- вок и устройств, эксплуатируемых в морской среде (в частности, ме- ры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуа- ций, по обеспечению безопасности работ на море).


Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (с последующими поправками) содержит технико- юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации.

Суда, подпадающие под действие этой Конвенции, обязаны иметь Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами с судов, а также Международное свиде- тельство о предотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ наливом.

Судно, которое обязано иметь соответствующее свидетельство во время пребывания в портах или удаленных от берега терминалах, находящихся под юрисдикцией какой-либо стороны Конвенции, под- лежит инспектированию уполномоченными должностными лицами. Любое такое инспектирование ограничивается лишь проверкой нали- чия на судне действительного свидетельства. Если судно не имеет та- кого свидетельства, то ему не будет разрешен выход в море.

Согласно ст. 11 Конвенции государства-участники обязуются направлять в ИМО тексты законов, приказов, декретов, правил и дру- гих актов, изданных ими по различным вопросам применения данной Конвенции.

Конвенция запрещает сброс в море всех видов пластмасс, вклю- чая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Сброс в море перечисленных ниже видов мусора произ- водится как можно дальше от ближайшего берега, но во всяком слу- чае такой сброс запрещается, если расстояние от ближайшего берега составляет менее 25 миль – в случае сброса обладающих плавучестью репарационных, обшивочных и упаковочных материалов и не менее 12 миль – в случае сброса пищевых отходов и прочего мусора.

В настоящее время наибольшее зло Мировому океану приносит загрязнение его нефтью. Ежегодно из различных источников в мор- скую среду попадает 12 ‒ 14 млн т нефти. Конвенция предусматрива- ет: а) запрет на сброс и загрязнение Мирового океана с любых судов, за исключением военных кораблей и судов, используемых на госу- дарственной некоммерческой службе; б) запрет на любой сброс в мо- ре нефти и нефтеводяной смеси с судов (в Конвенции дан перечень всех известных вредных веществ); в) установление особых районов с


жестким режимом, где сброс опасных веществ полностью и в катего- рической форме запрещен (Балтийское, Черное, Средиземное и Крас- ное моря, Персидский и Оманский заливы). Конвенция установила единые международные стандарты по предотвращению загрязнения моря всеми видами вредных веществ в результате эксплуатации судов и распространяет эти требования не только на ее участников, но и на государства, не подписавшие ее. Это объясняется тем, что только при глобальном выполнении указанных в Конвенции стандартов можно полностью добиться предотвращения загрязнения Мирового океана.

Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, и Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. В первой Конвенции сказано о необходимых мерах по устра- нению аварийных ситуаций и правах прибрежного государства на применение принудительных мер по ликвидации аварии, а в случае, если имеется угроза загрязнения побережья, оно может даже потопить судно, виновное в создании такой ситуации. Вторая Конвенция по- священа ответственности и возмещению ущерба в случае аварии суд- на, приведшей к загрязнению нефтью морского побережья. Согласно ст. 2 Конвенции (в редакции 1992 г.) собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий, с мо- мента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента. Однако собственник судна имеет право ограничить свою ответственность в отношении любого одного инцидента общей суммой, исчисляемой следующим образом: а) 3 млн расчетных единиц для судна вместимо- стью не более 5000 единиц; б) для судна вместимостью более 5000 единиц, дополнительно к сумме, упомянутой в п. "а", добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую единицу вместимости, при условии, однако, что эта общая сумма ни в коем случае не пре- вышает 59,7 млн расчетных единиц. Вместе с тем собственник судна не имеет права ограничить свою собственность по Конвенции 1969 г., если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его соб- ственного действия или бездействия, совершенного либо с намерени- ем причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого ущерба.


Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г. обеспечивает компенсацию ущерба от загрязнения в той мере, в какой защита, предоставляемая по Международной кон- венции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., является недостаточной. Общая сумма компенсации, выплачиваемой Фондом и на основе Конвенции 1992 г., не должна превышать 135 млн расчетных единиц.

В случае инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, необ- ходимы быстрые и эффективные действия в целях уменьшения ущерба, который может быть причинен в результате такого инци- дента. В целях осуществления предупредительных и природоохран- ных мер 30 ноября 1990 г. заключена Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Согласно ст. 3 Конвенции каждая сторона должна обеспечить, чтобы суда, имеющие право плавания под ее флагом, имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязне- нием нефтью. Государства обязуются принимать индивидуально или совместно все надлежащие меры в соответствии с положениями Кон- венции 1990 г. и Приложения к ней по обеспечению готовности на случай инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, и борьбе с ним.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами от- ходов и других материалов 1972 г. Одним из пагубных явлений, спо- собствующим не только загрязнению, но и отравлению Мирового океана, является использование некоторыми странами (особенно СССР/Россией и США) его морского дна для захоронения радиоак- тивных отходов и отработанного сырья химического производства. Это не только наносит невосполнимый ущерб животному и расти- тельному миру океана, но отравленные воды его становятся опасными дня существования самого человека. Для предотвращения подобной преступной практики и была принята эта Конвенция.

Конвенция запрещает сброс в море отходов и других материалов с судов, самолетов, платформ и иных конструкций, потопление этих материалов отдельно или вместе со средствами их транспортировки. Сброс возможен только в исключительных случаях: «для обеспечения безопасности человеческих жизней или судов, самолетов, платформ или при форс-мажорных обстоятельствах», а также при получении предварительного разрешения, выданного компетентными властями


(в Российской Федерации – Госкомэкологии) на сброс менее опасных материалов.

В Конвенции дан перечень веществ, сброс которых полностью запрещен. К таким веществам относятся, в частности, хлорорганиче- ские соединения, ртуть, кадмий и их соединения, устойчивые пласт- массы, сырая и топливная нефть и ее смеси, радиоактивные отходы с высоким уровнем радиации, вещества, изготовленные для ведения биологической и химической войны.

Дополнением к вышеуказанным многосторонним (универсаль- ным) конвенциям являются: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г.; Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана 1981 г.; Регио- нальная конвенция по охране морской среды Красного моря и Аден- ского залива 1982 г.; Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района 1983 г.; Конвенция по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г. и т. д.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «международное экологическое право» и охарактеризуйте составляющие его признаки.

2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию меж- дународных экологических отношений.

3. Назовите и раскройте отраслевые принципы международного экологического права.

4. Раскройте особенности международных организаций по охране окружающей среды.

5. Мировой океан как объект международно-правовой охраны.

 

Темы для докладов

1. Ответственность в международном экологическом праве.

2. Международное сотрудничество, связанное с глобальным из- менением климата.

3. XXI Всемирный климатический саммит в Париже (COP 21) 2016 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.)