Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международно-правовой охраны
Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспе- чении Земли. Океан – это «легкие» Земли, источник питания населе- ния земного шара и сосредоточие огромных богатств полезных иско- паемых, но научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана – интенсивное судоходство, активизация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в моря нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжелым по- следствиям: загрязнению морских пространств, нарушению экологи- ческого равновесия в Мировом океане. В настоящее время перед че- ловечеством стоит глобальная задача – срочно ликвидировать ущерб, нанесенный океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагуб- но скажется на жизнеобеспечении всей Земли, на судьбе человече- ства. В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосто- ронних и региональных соглашений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 192) обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем не причиня- ла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязне- ния. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Они, например, включают меры, направленные на уменьшение в максимально возможной степени: а) выброса токсичных, вредных или ядовитых веществ из находящихся на суше источников, из атмо- сферы или через нее, путем захоронения; б) загрязнения с судов (в частности, меры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций, по обеспечению безопасности работ на море, предотвращению преднамеренных и непреднамеренных сбросов и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, ком- плектования экипажей и эксплуатации судов); в) загрязнения от уста- новок и устройств, используемых при разведке и разработке природ- ных ресурсов морского дна и его недр (в частности, меры по предот- вращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспече- нию безопасности работ на море и по регламентации проектирования, конструкции, оборудования, комплектования персонала и эксплуата- ции таких установок или устройств); г) загрязнения от других устано- вок и устройств, эксплуатируемых в морской среде (в частности, ме- ры по предотвращению аварий и ликвидации чрезвычайных ситуа- ций, по обеспечению безопасности работ на море).
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (с последующими поправками) содержит технико- юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации. Суда, подпадающие под действие этой Конвенции, обязаны иметь Международные свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью и сточными водами с судов, а также Международное свиде- тельство о предотвращении загрязнения при перевозке ядовитых жидких веществ наливом. Судно, которое обязано иметь соответствующее свидетельство во время пребывания в портах или удаленных от берега терминалах, находящихся под юрисдикцией какой-либо стороны Конвенции, под- лежит инспектированию уполномоченными должностными лицами. Любое такое инспектирование ограничивается лишь проверкой нали- чия на судне действительного свидетельства. Если судно не имеет та- кого свидетельства, то ему не будет разрешен выход в море. Согласно ст. 11 Конвенции государства-участники обязуются направлять в ИМО тексты законов, приказов, декретов, правил и дру- гих актов, изданных ими по различным вопросам применения данной Конвенции. Конвенция запрещает сброс в море всех видов пластмасс, вклю- чая синтетические тросы, рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Сброс в море перечисленных ниже видов мусора произ- водится как можно дальше от ближайшего берега, но во всяком слу- чае такой сброс запрещается, если расстояние от ближайшего берега составляет менее 25 миль – в случае сброса обладающих плавучестью репарационных, обшивочных и упаковочных материалов и не менее 12 миль – в случае сброса пищевых отходов и прочего мусора. В настоящее время наибольшее зло Мировому океану приносит загрязнение его нефтью. Ежегодно из различных источников в мор- скую среду попадает 12 ‒ 14 млн т нефти. Конвенция предусматрива- ет: а) запрет на сброс и загрязнение Мирового океана с любых судов, за исключением военных кораблей и судов, используемых на госу- дарственной некоммерческой службе; б) запрет на любой сброс в мо- ре нефти и нефтеводяной смеси с судов (в Конвенции дан перечень всех известных вредных веществ); в) установление особых районов с
жестким режимом, где сброс опасных веществ полностью и в катего- рической форме запрещен (Балтийское, Черное, Средиземное и Крас- ное моря, Персидский и Оманский заливы). Конвенция установила единые международные стандарты по предотвращению загрязнения моря всеми видами вредных веществ в результате эксплуатации судов и распространяет эти требования не только на ее участников, но и на государства, не подписавшие ее. Это объясняется тем, что только при глобальном выполнении указанных в Конвенции стандартов можно полностью добиться предотвращения загрязнения Мирового океана. Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, и Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. В первой Конвенции сказано о необходимых мерах по устра- нению аварийных ситуаций и правах прибрежного государства на применение принудительных мер по ликвидации аварии, а в случае, если имеется угроза загрязнения побережья, оно может даже потопить судно, виновное в создании такой ситуации. Вторая Конвенция по- священа ответственности и возмещению ущерба в случае аварии суд- на, приведшей к загрязнению нефтью морского побережья. Согласно ст. 2 Конвенции (в редакции 1992 г.) собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий, с мо- мента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента. Однако собственник судна имеет право ограничить свою ответственность в отношении любого одного инцидента общей суммой, исчисляемой следующим образом: а) 3 млн расчетных единиц для судна вместимо- стью не более 5000 единиц; б) для судна вместимостью более 5000 единиц, дополнительно к сумме, упомянутой в п. "а", добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую единицу вместимости, при условии, однако, что эта общая сумма ни в коем случае не пре- вышает 59,7 млн расчетных единиц. Вместе с тем собственник судна не имеет права ограничить свою собственность по Конвенции 1969 г., если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его соб- ственного действия или бездействия, совершенного либо с намерени- ем причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого ущерба. Международный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 г. обеспечивает компенсацию ущерба от загрязнения в той мере, в какой защита, предоставляемая по Международной кон- венции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г., является недостаточной. Общая сумма компенсации, выплачиваемой Фондом и на основе Конвенции 1992 г., не должна превышать 135 млн расчетных единиц. В случае инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, необ- ходимы быстрые и эффективные действия в целях уменьшения ущерба, который может быть причинен в результате такого инци- дента. В целях осуществления предупредительных и природоохран- ных мер 30 ноября 1990 г. заключена Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству. Согласно ст. 3 Конвенции каждая сторона должна обеспечить, чтобы суда, имеющие право плавания под ее флагом, имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязне- нием нефтью. Государства обязуются принимать индивидуально или совместно все надлежащие меры в соответствии с положениями Кон- венции 1990 г. и Приложения к ней по обеспечению готовности на случай инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, и борьбе с ним.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами от- ходов и других материалов 1972 г. Одним из пагубных явлений, спо- собствующим не только загрязнению, но и отравлению Мирового океана, является использование некоторыми странами (особенно СССР/Россией и США) его морского дна для захоронения радиоак- тивных отходов и отработанного сырья химического производства. Это не только наносит невосполнимый ущерб животному и расти- тельному миру океана, но отравленные воды его становятся опасными дня существования самого человека. Для предотвращения подобной преступной практики и была принята эта Конвенция. Конвенция запрещает сброс в море отходов и других материалов с судов, самолетов, платформ и иных конструкций, потопление этих материалов отдельно или вместе со средствами их транспортировки. Сброс возможен только в исключительных случаях: «для обеспечения безопасности человеческих жизней или судов, самолетов, платформ или при форс-мажорных обстоятельствах», а также при получении предварительного разрешения, выданного компетентными властями (в Российской Федерации – Госкомэкологии) на сброс менее опасных материалов. В Конвенции дан перечень веществ, сброс которых полностью запрещен. К таким веществам относятся, в частности, хлорорганиче- ские соединения, ртуть, кадмий и их соединения, устойчивые пласт- массы, сырая и топливная нефть и ее смеси, радиоактивные отходы с высоким уровнем радиации, вещества, изготовленные для ведения биологической и химической войны. Дополнением к вышеуказанным многосторонним (универсаль- ным) конвенциям являются: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г.; Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана 1981 г.; Регио- нальная конвенция по охране морской среды Красного моря и Аден- ского залива 1982 г.; Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района 1983 г.; Конвенция по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики 1992 г. и т. д. Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте понятие «международное экологическое право» и охарактеризуйте составляющие его признаки. 2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию меж- дународных экологических отношений. 3. Назовите и раскройте отраслевые принципы международного экологического права. 4. Раскройте особенности международных организаций по охране окружающей среды. 5. Мировой океан как объект международно-правовой охраны.
Темы для докладов 1. Ответственность в международном экологическом праве. 2. Международное сотрудничество, связанное с глобальным из- менением климата. 3. XXI Всемирный климатический саммит в Париже (COP 21) 2016 года.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.) |