Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартное (повторяющееся) введение к надписям Ададнерари I.

Поиск

XIV в. до н. э. Среднеассирийский диалект аккадского. КАН, I, №№ 3-5 и многие другие. См. сводку ARAB, I, § 73.1)

Ададнерари, светлый князь, герой, наместник богов, основатель городов, истребитель мощных племен2) касситов,3)кутиев,4) лулумеев5) и шубарейцев,6) побивший всех врагов вверху и внизу, поправший страны их от Лубду7) и Рапику8) до Элухата,9) держащий всех людей, расширивший границы и пределы, царь, к ногам коего Ану, Ашшур, Шамаш, Адад и Иштар склонили всех правителей и князей, славный первосвященник Энлиля, сын Арикденилу, наместника Энлиля, ишшакку10) бога Ашшура, покорившего страну Турукки и Нигимхи11) до пределов ее, всех правителей гор и холмов обширных пределов кутиев, покорившего страну Кутмухи12) и всех ее союзников, полчища ахламеев,13) сутиев,14) яуриев и их страны, расширившего границы и пределы, внук Эллильнерари, ишшакку Ашшура же, который побил войско15)касситов и рука которого победила всех ненавистников его, расширившего границы и пределы, потомок Ашшурубаллита, царя сильного, чье первосвященство славно в грозном Экуре16) и чье благополучие царствования было утверждено до дальних мест, подобно горе, покорившего страну Мусру,17) рассеявшего всех многочисленных шубарейцев,18)расширившего границы и пределы.

 

Вестник древней истории. 1951. № 2. стр. 265-266.

 

1) Указывается, как правило, наилучшее или наиболее доступное издание текста, без стремления дать полную библиографию.

2) Или «воинств».

3) Kaššî. Имеется в виду, вероятно, касситская Вавилония.

4) Ḳutî — то же, что более раннее Gu-ti-umki — общее название племен, живших к северо-востоку (и к северу?) от Месопотамии.

5) Lulumî. Лулумеи (в более старых текстах — лулубеи) жили в стране Замуа — в верховьях рек Адема и Малого Заба вплоть до озера Урмии. Из их числа часто вербовались рабы в городах Ассирии и Аррапхи (совр. Керкук). В урартском языке слово lulu означает «враг», «чужак». Лулумеи были, по всей вероятности, родственны касситам и эламитам.

6) Šubarî — жители страны Субарту, т. е. северной Месопотамии, и, возможно, также части Армянского нагорья. В среднеассирийских надписях под шубарейцами обычно понимаются хурриты — жители Митанни (Ханигальбата).

7) Пограничная ассирийская крепость восточнее реки Тигра на юге Ассирийской державы.

8) Область на среднем Евфрате, граничившая с Вавилонией.

9) Митаннийская крепость у истоков реки Тигра. Далее в некоторых вариантах прибавляется: «покоривший Таиду, Шуру, Кахат, Амасаку, Хурра, Шудухи, Кабула, Ушшукани и Ирриду, всю область гор Кашияэри до Элухата, крепость Суду, крепость Харран — вплоть до Гаргамиша на берегу Евфрата». Область Кашияэри — совр. Тур-Абдин, горы на севере Месопотамии; Ушшукани — столица Митанни Вашшукканни, совр. Телль-Фехерия (?) недалеко от Рас аль-Айна; Хурра — область Хурри хеттских текстов (встречающееся иногда чтение «Харри» основано на недоразумении); Гаргамиш — Каркемиш, совр. Джераблус. Остальные названия относятся к различным митаннийским городам долины Тигра и района современного Несбина (Нисибиса в греко-римскую эпоху).

10) Титул правителя города Ашшура, шум. ensî (идеограмма PA-TE-SI).

11) Слово mâttu-ru-ki-i может означать также племя (а не страну) Turu(k)ki. Местоположение этих двух стран неизвестно — предположительно к северу или к востоку от Ассирии. Название «Нитимхи», вероятно, хурритское.

12) К северу от гор Кашияэри (совр. Тур-Абдин, античный Масиж) в Северной Месопотамии.

13) Раннее название кочевников, в частности, арамеев.

14) Кочевники-ханаанеи (может быть, и евреи) Сирийской степи.

15) um-ma-an.

16) Храм бога Энлипя в Нишгуре; также образное название вселенной.

17) Страна Мусру (Муцру, Музру) была расположена к северу от Ассирии по Большому Забу. Может быть, то же, что позднейший Мусасир. Позднее «Муцру» — название Египта. См. ниже, № 2, прим. 9.

18) Имеется в виду участие Ашшурубаллита, совместно со страной Алше (Алзи), в разгроме Митанни в правление хеттского царя Суппилулиумы.

2. Из надписи Салманасара I (Шульмануашареда).

Середина XIII в. до н. э. Среднеассирийский диалект аккадского. КАН, I, № 13.

...Когда Ашшур, мой владыка, чтобы его почитали, избрал меня законно и для правления черноголовыми1) дал мне скипетр, меч и посох и даровал мне законный венец владычества, — в то время, в начале моего первосвященства2)возмутились против меня Уруатри; воздел я руки к Ашшуру и великим богам, моим владыкам, устроил сбор3) моих войск. К хребтам (?) гор их могучих я поднялся. Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха,4) Нилипахри и Зингун5) — 8 стран и их ополчения я победил, 51 их поселение я разрушил, сжег, похитил их полон, их имущество; всех Уруатри6) я склонил к ногам Ашшура, моего владыки, в три дня;7) я отобрал8) их потомство, захватил (?) и забрал себе для службы и для работы; тяжкую подать гор я наложил на них навеки. Город Арину, укрепленное место, горный хребет (?), который прежде возмутился, презрел Ашшура, — этот город, с помощью Ашшура и великих богов, моих владык, я победил, разрушил, посеял над ним пепел (?), а прах его собрал и насыпал в воротах моего города Ашшура на будущие времена. В то время всю страну Мусру9) я склонил к ногам Ашшура, моего владыки.

(Следует описание завоевания Ханигальбата, т. е. Митанни).

После того кутии,10) которым нет счета, как звездам на небе, обученные истреблению, восстали против меня, стали мне неприятелями, повели вражду. Я вознес руки к Ашшуру и великим богам, моим владыкам — верным согласием справедливо ответили они мне. Я оставил лагерь войск моих и лишь треть избранных колесниц моих взял с собой и бросил на битву с ними. От границы страны Уруатри до Кутмуха11) в отпавшей стороне, краю далеких беру,12) я пролил жизнь их обширного войска, как воду, телами бойцов их я наполнил широкую степь. Полон его,13) скот его и богатство его я доставил в мой город Ашшур.

 

Вестник древней истории. 1951. № 2. стр. 266-267.

 

1) Т. е. людьми.

2) Т. е., повидимому, еще в год смерти его предшественника (технический термин).

3) Dakûtu, технический термин для мобилизации.

4) По Форреру — около пункта Гюзаль-шехр, юго-восточнее Амида (Диярбекира). Отождествление не бесспорное. Уаткун, по Форреру, — восточнее совр. Джезирет-иби-Омара. Ср. ниже, № 19, прим. 2.

5) Ср. Зикуну в тексте № 19, а также страну Ziuḳu(ni) урартских текстов, район Адыльджеваза у озера Ван, см. Г. А. Меликишвили. Клинообразная надпись царя Русы II из Адыльджеваза, «Сообщ. АН Груз. ССР» XI (1950), № 10, стр. 688.

6) Термин «Уруатри» надо здесь понимать как название племен. Стоящий перед этим словом детерминатив «страны» вполне обычен в подобных случаях.

7) Это не означает, конечно, что весь поход был окончен в три дня; в надписи имеется в виду, что победа была достигнута тремя днями боев.

8) Или «избрал».

9) Эта страна находилась к северу от Ниневии и, возможно, совпадает с позднейшей областью Мусасир на верхнем течении Большого Заба и на караванной дороге из долины Большого Заба к озеру Урмия. Город Арина, в таком случае, был бы столицей Мусасира (центр области Мусасир в ассирийских источниках называется также Мусасиром); этот город урарты называли Ардини. Позднее термин «Мусру» («Муцру») в ассирийских памятниках всегда означает Египет (теория Винклера, согласно которой этим термином обозначалась также область в Аравии, не подтверждается фактами). Ср., однако, также гору Мусру к северу от Ниневии в надписях Саргона II о построении Дур-Шаррукина.

10) См. № 1, прим. 4.

11) Область Кутмух (вероятно, то же, что Катмухи) лежала в верхнем течении реки Тигра, преимущественно на южном берегу реки.

12) Асс. bêru — мера длины, равная приблизительно 7-8 км или двум часовым переходам.

13) Т. е. войска.

 

В ряде текстов (КАН, I, № 15, ARAB, I, §§ 134 сл.) Салманасар I включает в свою титулатуру выражение «покоритель кутиев, шубарейцев и лулумеев» (вар. прибавляет «и мусрийцев»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.012 с.)