Перестройка ГВФ на военный лад.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка ГВФ на военный лад.



Красноярская секретная трасса. Красноярский край был на первом месте в Сибири по мобилизации людских ресурсов. На его территорию были эвакуированы сотни предприятий и учреждений. Так тогда создавалась новая экономическая база в тыловых регионах, далеких от линии фронта.

Летом 1941 года, когда враг стоял на подступах к Москве и Ленинграду, остро встал вопрос о нехватке боевых самолетов в отступающей Красной армии. Советско-англо-американская конференция в Москве, проходившая осенью 1941 года, ознаменовала становление антифашистской коалиции и начало поставок оружия и военного снаряжения Советскому Союзу. Начиная с 1 октября этого же года, Англия и США обязались поставлять по 400 боевых самолетов в месяц.

Помощь союзников по ленд-лизу проходила по нескольким маршрутам. Один из них («Северный маршрут») пролегал от восточного побережья США до Мурманска и Архангельска, перевозка сопровождалась большими потерями от нападения подводных лодок и истребителей Германии. «Персидский коридор» пролегал через Индийский океан до Иракского порта Басра и дальше к советской границе. Этот путь был относительно безопасным, но очень длинным (16 900 километров). Стало ясно, что нужны более надежные и бесперебойные пути доставки боевых самолетов. Путь через Чукотку, Колыму, Якутию и Восточную Сибирь находился далеко от фронта, соответственно – от вражеских самолетов. Такой вариант авиатрассы был предложен Сталину начальником полярной авиации Ильей Павловичем Мазуруком, опытным летчиком Арктики.

9 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль (посёлок на берегу Чукотки), обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии. Ответственным за строительство трассы был назначен начальник Главного управления ГВФ СССР В.С. Молоков. Местным руководителям предлагалось для выполнения работ в указанные сроки мобилизовать население, чтобы ежедневно на строительстве каждого аэродрома работало не менее 300 человек. Руководство Якутской республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов, а также другие мероприятия, связанные с авиацией. К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, в основном были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов. В мирных условиях на строительство трассы потребовалось бы около пяти лет. Командиром 1-й перегоночной авиадивизии был назначен И.П. Мазурук. Управление Красноярской трассы и штаб дивизии располагались в Якутске.

По воздушной трассе Красноярск – Уэлькаль началась перегонка в нашу страну из США боевых и транспортных самолетов. Американские летчики вылетали из города Грейт-Фолса в штате Монтана, делали посадку на канадских аэродромах, затем достигали Аляски – Нома или Фэрбенкса, в котором базировалась наша военная миссия по приему самолетов (Фэрбенкс был предпочтительнее, поскольку Ном был менее защищен от возможной японской атаки – японцы тогда оккупировали Алеутские острова). На Аляске американцы передавали машины русским летчикам, перегонявшим самолеты до Красноярска через районы Чукотки и Якутии.

По воздушной трассе Красноярск –Уэлькаль началась перегонка в нашу страну из США боевых и транспортных самолетов.Это были истребители Р-39 «Аэрокобра», бомбардировщики А-20 «Бостон», штурмовики В-25 «Митчелл» транспортные самолеты Си-47 и другие машины, не уступавшие германским аналогам.«Аэрокобра» достигала скорости 650 километров в час, превосходившую скорость немецких истребителей. На «Аэрокобре» летали летчики-асы Александр Покрышкин (59 воздушных побед), Григорий Речкалов (61 победа), Николай Гулаев (55 побед). Бомбардировщик «Бостон» имел четыре 20-миллиметровые пушки и два крупнокалиберных пулемета, мог нести одну или две крупные бомбы (500 или 1000 кг). Бомбардировщик-штурмовик «Митчелл» был большой боевой машиной, на которой американцы совершили знаменитый Рейд на Токио 18 апреля 1942 года. «Митчелл» располагал внушительнойогневой защитой: 6 пулеметов калибра 12,7, бомбовую нагрузку до 2500 килограммов, некоторые модели могли нести в носовой части 75-миллиметровую пушку, предназначенную для борьбы с кораблями или танками.Транспортный «Дуглас» Си-47 брал на борт 28 пассажиров или 14 раненых, достигал потолка высоты 7300 метров, максимальная дальность полета составляла 6100 километров. Все эти машины показали превосходные летные и боевые характеристики на советско-германском фронте.Была также организована перегонка самолетов, изготовленных на авиазаводах Иркутска и Улан-Удэ.

Общая длина трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6400 километров. Трасса делилась на пять участков: Фэрбенкс – Уэлькаль (1493 км), Уэлькаль – Сеймчан (1450 км), Сеймчан – Якутск (1167 км), Якутск – Киренск(1330 км), Киренск – Красноярск (960 км).

При перегоне летчиков ожидали очень сложные погодные условия:летом над тайгой стояла непроглядная завеса дыма от лесных пожаров или туманы, зимой – снегопады или низкая облачность. Летчики летали при очень плохой видимости.Карты были неточными. Почти на всех истребителях не было отопления, поэтому четырех-пятичасовой полет с обмерзшими стеклами кабины и без автопилота становился для летчиков серьезным испытанием. В зимнее время за бортом самолета температура воздуха могла достигать минус 60º, кабины не отапливались.Все это делало пилотирование чрезвычайно опасным. Раньше считалось, что на советском участке трассы произошло 279 летных происшествий, в которых погибло 114 или 115 человек. В действительности,погибших было больше.Только на территории Красноярского края при перегоне, переучивании на новую авиатехнику, при обучении в авиашколах и при межокружных перелетах в 59 авиакатастрофах погиб 121 человек – летчики, штурманы, бортмеханики, бортрадисты, авиамеханики. Многие до сих пор числятся пропавшими без вести. Крупнейшая авиакатастрофа на трассе произошла в Красноярском аэропорту 17 ноября 1942 года: самолет Ли-2, предназначенный для доставки экипажей перегонщиков в Киренск, сразу после взлета накренился, опустил нос и с высоты примерно 200 метров вертикально врезался в землю, унеся жизни 30 человек. Причиной катастрофы считали обледенение и перегруз. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в Красноярске и второй в СССР по числу погибших (первой была катастрофа «Максима Горького в 1935 году).

В конце августа 1945 года американцы прекратили поставку самолетов по ленд-лизу. 1-й перегоночный авиаполк передислоцировался из Фэрбенкса в Марково на Чукотку (этот аэропорт стал базовым) и включился в перегонку американских самолетов на Дальний Восток. 7-я эскадрилья 8-го транспортного полка в составе 9-й Воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта принимала участие в боевых операциях по высадке наших десантов в тылу японской Квантунской армии на аэродромах Харбин, Гирин, Мукден. Самолеты Си-47 этой эскадрильи доставляли боеприпасы и горючее нашим войскам, сражавшимся в Маньчжурии. Все 30 авиаторов 7-й эскадрильи отмечены орденами и медалями «За Победу над Японией».

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность. За образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями.

Красноярская секретная трасса сыграла большую роль в достижении Победы. Воздушная магистраль превратилась в единый слаженный механизм, который бесперебойно обеспечивал поставку боевых самолетов на фронт. Всего за три года через трассу Аляска – Сибирь было доставлено 7906 самолетов – половина всехпоставленных союзниками самолетов. Всего в Советском Союзе в годы войны было произведено 137 тысяч самолетов (доля импортной авиатехники колебалась в пределах 10–17% от производства в СССР). В целом эти поставки способствовали уничтожению сил противника, приближая день разгрома гитлеровской Германии и империалистической Японии. Кроме этого, во время функционирования Красноярской секретной трассыполным ходом шла подготовка авиационных специалистов для фронта в авиашколах, переучивание фронтовых полков на новую авиатехнику на базе 45-го запасного авиационного полка.Создание такой мощной сети воздушного сообщения в самых северных, неосвоенных районах нашей страны стало основой для развития воздушного транспорта на территории Сибири и Дальнего Востока после окончания войны. Это предопределило дальнейшее освоение Красноярского края как экономического и промышленного региона.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.01 с.)