Развитие гражданской авиации в годы технического прогресса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие гражданской авиации в годы технического прогресса



(1960-е – середина 1980-х годов)

 

Обновление парка Аэрофлота. В директивах восьмой пятилетки (1966–1970) был поставлен план развития гражданской авиации, подразумевающий обновление авиационного парка, увеличение объема воздушных перевозок, строительство новых магистралей и аэропортов. В это время произошел революционный скачок в научно-техническом развитии, были осуществлены программы космических исследований, военные и ядерные программы. В условиях «холодной войны» Советский Союз стремился не отставать от ведущих западных разработок в области самолетостроения. Все эти факторы оказали безусловное влияние на развитие гражданской авиации.

В эпоху Брежнева гражданская авиация стала самой передовой в мире. В этот период спроектировали, испытали и ввели в эксплуатацию второе поколение реактивных самолетов. В начале 1960-х годов С.В. Ильюшин начал разработку нового самолета для дальних магистралей. В 1966 году Ил-62 впервые приземлился в аэропорту Сухуми. Новый самолет Ильюшина принимал на борт до 168 пассажиров, развивая крейсерскую скорость до 900 километров в час, имел практическую дальность полета до 9100 километров.

Для местных авиалиний ОКБ под руководством А.С. Яковлева создавало реактивный самолет Як-40, который должен был заменить поршневые Ан-2 и Ли-2.Як‑40 развивал крейсерскую скорость 550–600 км/ч, имел пилотажно-навигационное оборудование, достаточное для того, чтобы летать в неблагоприятных метеорологических условиях, обходя опасные зоны, и производить посадку на ограниченных аэродромах и почти в любой метеорологической обстановке. Самолет Як-42, предназначенный для перевозки 120 пассажиров, развивал скорость до 820километров в час, максимальная дальность полета достигла 3000км.

В КБ Туполева был создан ближнемагистральный Ту-134 (первый полет – 1963 год, начало эксплуатации – 1967 год), который брал на борт 76–80 человек, имел крейсерскую скорость 850–880 километров в час, дальность полета до 2100 километров.

В 1960-е годы СССР, США, Англия и Франция одновременно начали разработку пассажирского сверхзвукового самолета. К этому времени перечисленные страны уже обладали истребителями, способными преодолевать звуковой барьер. В 1952 году СССР испытал сверхзвуковой истребитель МиГ-19, через год аналогичный самолет F-100 «Супер Сейбр» испытали американцы. 31 декабря 1968 года Ту-144 совершил первый полет и стал первым в истории сверхзвуковым авиалайнером (англо-французский пассажирский сверхзвуковой самолет «Конкорд» был испытан через два месяца). 5 июня 1969 года Ту-144 преодолел звуковой барьер. Самолет мог перевозить от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 километров с максимальной скоростью 2500 километров в час. Но эксплуатация Ту-144 не стала столь же массовой и продолжительной, как у «Конкорда».

В 1973 году на престижном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) во время показательного полета произошла авиакатастрофа: чтобы избежать столкновения с самолетом-оператором, который проводил съемку, Ту-144,совершив незапланированный маневр, развалился в воздухе и упал на жилые дома. Погибли члены экипажа и люди на земле, включая троих детей. Несмотря на случай в Ле-Бурже, 1 ноября 1977 года Ту-144 совершил свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата». Вторая катастрофа произошла 23 мая 1978 года, когда модернизированный Ту-144 совершал испытательный рейс, но загорелся, и экипаж принял решение совершить жесткую посадку. Авиалайнер почти полностью сгорел после посадки, но шести членам экипажа (из восьми) удалось спастись. 1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки Ту-144.

В 1971–1975 годах прошли государственные испытания и были внедрены в эксплуатацию самолеты Ту-154, Ил-62М, Ту-134А. Самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом стал Ту-154, эксплуатирующийся и в настоящее время. Первый полет он совершил в октябре 1968 года, а введен в эксплуатацию в феврале 1972 года. Ту-154 развивал крейсерскую скорость до 975 километров в час. Было выпущено множество модификаций этого самолета: Ту-154А, Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, Ту-154М. Новым достижением советской авиатехники стал Ил-86, первый отечественный широкофюзеляжный самолет, в трехклассной компоновке он брал на борт более 300 пассажиров.

Наряду с новыми самолетами отечественная авиапромышленность продолжала внедрять вертолеты в гражданскую авиацию. В 1977 году первый полет совершил тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26, способный поднимать до 20 тонн груза, перевозить до 70–80 солдат или десантников. Диаметр несущего винта вертолета составил 32 метра, длина фюзеляжа – 33 метра, общая длина – 40 метров! По сей день Ми-26 является крупнейшим в мире транспортным вертолетом, выпускающимся серийно. Но самым тяжелым и грузоподъемнымиз когда либо построенных в мире вертолетов оставался Ми-12, введенный в эксплуатацию в 1968 году. Ми-12 установил мировой рекорд грузоподъемности среди вертолетов, подняв в воздух 44 205 килограммов груза.

В данный период возводились новые крупные аэропорты, включая международные, а также региональные аэропорты и отдельные их объекты. В 1962 году начал работу московский аэропорт «Домодедово», в 1963 году открылся аэровокзал в аэропорту «Толмачево» (Новосибирск), в 1967 году был введен в эксплуатацию томский аэропорт «Богашево». В 1980 году открылся новый красноярский аэропорт «Емельяново», пришедший на замену старого аэропорта «Красноярск-Северный». Последний находился в черте города, и самолеты взлетали и садились в близости от жилых кварталов.

В 1965 году пассажирооборот на линиях Аэрофлота составил 42,1 млн. человек, в 1970 году – 71,4 млн., в 1980 – 103,8 млн. Протяженность авиалиний в 1970 году по сравнению с 1965 увеличилась почти на 300 тысяч километров и составила 773 тысячи километров.

Авиационные катастрофы и происшествия 1960-х – 1980-х годов. В рассматриваемый нами период на территории Советского Союза произошел ряд крупных авиакатастроф, приведших к массовой гибели людей: май 1971 года – на здание детского сада в Светлогорске упал Ан-24, погибло 35 человек, включая 24 ребенка; май 1972 года – под Харьковом разбился самолет Ан-10, унеся жизни 122 человек; октябрь 1972 года – катастрофа Ил-62 на берегу Нерского озера в Подмосковье, погибло 174 человека; октябрь 1973 года – крупнейшая катастрофа Ту-104 под Москвой, число жертв составило 122 человека; март 1979 года – под Внуково разбился Ту-104, выполнявший рейс Москва – Одесса (86 погибших); август 1979 года –  столкновение двух Ту-134 в небе над Днепродзержинском, на бортах находилось 178 человек, все они погибли, включая футбольную команду «Пахтакор». Последняя катастрофа стала крупнейшей в советской истории по числу жертв.

Были и уникальные случаи спасения во время авиакатастроф. В 1963 году в Ленинграде по стечению обстоятельств пилоту Ил-62 удалось приводниться на Неву и сохранить жизни всех пассажиров и членов экипажа. В августе 1981 года в небе над Амурской областью пассажирский Ан-24столкнулся с бомбардировщиком Ту-16. Находясь во время падения в обломке развалившегося самолета, Лариса Савицкая, единственная, кому удалось выжить после падения с высоты 5200 метров.

В 1960–1980-х годах произошло несколько неудачных попыток захвата советских самолетов с целью их угона заграницу. 15 октября 1970 года состоялся самый громкий (и единственный успешный) угон самолета советской гражданской авиации. В этот день Ан-24, летевший по своему обычному маршруту Сухуми – Батуми, был захвачен преступниками – отцом и сыном Бразинскасами, антисоветчиками-литовцами, которые, угрожая обрезами охотничьих ружей, заставили экипаж лететь в Турцию. Авиаторы пытались сопротивляться, но, застрелив 19-летнюю стюардессу Надежду Курченко, ранив командира, штурмана и бортмеханика, захватчики добились своего. Отсидев небольшой срок в турецкой тюрьме, Бразинскасы эмигрировали в США. Надежду Курченко посмертно наградили орденом Боевого Красного Знамени. Советские аэропорты внутренних линий оснастили металлоискателями.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.009 с.)