Русская культураXIV–XVI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культураXIV–XVI века



 

Русская культура XIV–XV веков. Период XIV–XV вв. – эпоха объединения русских земель вокруг Москвы, время образования единого Русского государства. В это время произошла ожесточенная борьба Руси с Монгольской Ордой и ее наследниками. Одержанная в 1380 году Дмитрием Донским победа на Куликовом поле явилась стимулом к творческому подъему в стране. Победа вселила веру в возможность освобождения страны и возрождения ее культуры. В литературном движении XV века выделяются произведения Куликовского цикла: поэма «Задонщина» СофонияРязанца и «Сказание о Мамаевом побоище». Оба произведения подчеркивали важность объединения русских земель для отпора врагу.

ВXVвекепоявилсяиновый литературный жанр – путешествия или хождения. Тверской купец Афанасий Никитиннаписал«Хождение за три моря», в котором рассказал о своем путешествии в Турцию, Персию, Индию. Произведение насыщено наблюдениями о политике, экономике и культуре этих стран.

На начальном этапе становления единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков, в наименьшей степени пострадавшие в годы монгольского нашествия.В XIV веке в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы. Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Среди памятников новгородского гражданского зодчества следует выделить  Грановитую палату (1433) и Каменный кремль (1302).

Масштабное каменное строительство осуществлялось и в Москве. Первоначальный каменный Кремль, построенный из известняка, был возведен по приказу Дмитрия Донского и символизировал растущую мощь Московского княжества. Во время княжения Ивана III стены из белого камня заменили кирпичными. Перестройка Московского Кремля веласьпод руководством итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, ПьетроСолари, Марка Фрязина, Алевиза Нового. Во время правления Ивана III в 1475–1479 годах был построен Успенский собор, а в 1484–1489 годах – Благовещенский собор, а также была построена Грановитая палата (1487–1491).

Каквдомонгольский период, неотрывно от зодчества развивалось и изобразительное искусство, представленноеиконописью и фресковой живописью. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405) и Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430). Храмовые росписи Феофана Грека наполнены одухотворенностью, строгой индивидуальностью изображений святых. Феофан Грек выполнил росписи в церкви Рождества Богородицы и в Архангельском соборе Кремля.Творчество Рублева ознаменовало подъем русской культуры в период возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигла высшего расцвета. Для мастерства Рублева характерна возвышенная одухотворенность в сочетании с мягкостью и лиризмом. Его произведения («Троица», «Спас», «Страшный суд») отличаются совершенством художественной формы. Самое известное, совершенное по исполнению произведение Рублева – икона «Троица». В этой иконе выражена идея человеческого согласия, нравственного совершенства и чистоты.

Культура XVIвека. Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания. В 1563 году в Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров (ок. 1510–1583) и Петр Мстиславец. Развитие печатного дела было связано с заменой пергамента бумагой. Первая русская датированная книга – «Апостол» вышла в свет в 1564 году, а через год – «Часослов». Оба этих произведения стали основными пособиями по изучению грамоты.Из нравоучительной литературы можно назвать «Домострой», составленный священником Сильвестром. В период правления Ивана Грозного появляется и светская публицистика, прославляющая союз царя и церкви. В публицистических работах Ивана Пересветова идеал государственного устройства олицетворяется в сильной царской власти.

В XVI веке продолжалось каменное строительство в основных центрах Московской Руси.Во времена правления Василия III был сооружен Архангельский собор Московского Кремля и колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.), которая была надстроена в 1600 году. Высота колокольни – 81 метр.

 

ЛЕКЦИЯ 6. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Причины и предпосылки Смуты

 

Начало XVII века ознаменовалось глубоким политическим и социальным кризисом, вызванным чередой потрясений и катастроф. Эта эпоха вошла в русскую историю под названием Смуты или Смутного времени. Первые признаки Смуты начались в Российском государстве сразу после смерти Федора Иоанновича; Смута завершилась с  избранием Михаила Романова в 1613 году. Следовательно, Смутным временем в нашей истории можно назвать период с 1598 по 1613 год.

Причины возникновения Смуты в Российском государстве:

1) Династический кризис – пресечение династии Рюриковичей: смерть царевича Ивана Ивановича в 1581 году, смерть Ивана Грозного в 1584 году, затем его сына Федора (1584–1598 годы) и, наконец, гибель в 1591 году последнего наследника из рода Рюриковичей царевича Дмитрия. При больном царе Федоре фактическим правителем России в 1584–1598 годах был боярин Борис Годунов, сестра которого, Ирина, была замужем за царем Федором. Царь Федор страдал малоумием, был бездеятелен и слаб здоровьем, потомства не имел. Сосланный в Углич царевич Дмитрий в потенциале мог представлять Годунову сильную угрозу. Ребенка нашли с перерезанным горлом, официальное следствие под руководством Василия Шуйского установило, что гибель наступила по вине несчастного случая, в результате падения горлом на нож.

2) Недовольство фигурой Бориса Годунова и его политикой. Гибель царевича Дмитрия бросила тень на имя Годунова, который, как представлялось, хотел «извести царский род». Многие историки также считают Годунова организатором убийства царевича. Н.М. Карамзин считал, что убийство Дмитрия привело к Смуте, а она явилась карой детоубийце. Л.Н. Гумилев писал о недовольстве Годуновым, сохранившем наследие Грозного – застенки и тотальноедоносительство.При Годунове усилилась борьба оппозиционного боярства, выжидавшего удобный момент для его свержения. Всеобщее недовольство Годуновым должно было найти выход в Смуты.

3) Падение нравственности русского общества. Общество к началу XVII века поразила внутренняя болезнь, истоки которой уходят в усобицы, в политическую борьбу времен Ивана Грозного и его предшественников.С.М. Соловьев видел падение нравственности русского общества как одну из причин Смуты, когда пришла привычка не уважать жизнь, честь, имущество ближнего.

4) Сепаратизм в Московском царстве. Развитию смут благоприятствовал и характер казачества, сосредоточенного по окраинам Московского царства. Когда внутреннее спокойствие государства пошатнулось, казаки вооружились против него и получили возможность использовать свои грабительские интересы в его пределах. Кроме того, в разжигании Смуты очевидна роль окраин Московского царства. Донские казаки, рязанцы и севрюки (близкий к запорожцам народ в Северской Руси, исчезнувший в XVII веке) еще не причисляли себя к великорусскому народу и не могли разделять его единодержавные идеи. Они выступили против центра, поддержав Лжедмитрия.

5) Противоречия между слоями и сословиями русского общества. На рубеже XVI–XVII усилились противоречия внутри знати, между народом и знатью. Боярству противостояло мелкое и среднее дворянство. Низшие и маргинальные сословия (холопы, беглые крепостные, разбойники, посадский люд) выступали против царской администрации, боярства и воевод.

6) Зарубежный фактор развития Смуты. Н.И. Костомаров считал, что в Смуте виновны все слои общества, но причина Смуты пришла извне. Серьезную роль играл зарубежный фактор – захватнические интересы Речи Посполитой. Интервенты воспользовались внутренним кризисом в России для захвата русских земель и во многом стимулировали разжигание Смуты. 

7) Экономический кризис в Русском государстве на рубеже XVI-XVII веков– хозяйственный кризис конца XVI века, возникший как следствие опричнины и Ливонской войны; голод начала XVII века, связанный с чередой климатических аномалий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.005 с.)