Рождение отечественного воздушного флота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождение отечественного воздушного флота



(период до 1917 года)

 

Традиционно в исторической науке первой отраженной в памятниках культуры идеей об управляемом полете называют легенду о Дедале и Икаре. На протяжении веков конструкторская мысль выдвигала идеи махолетов, аппаратов, летающих по подобию птиц (например, аппарат Леонардо да Винчи). 

Проект М.В. Ломоносова. Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена великим русским ученым М.В. Ломоносовым. В 1754 году Ломоносов построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами, которая должна была летать. Мысль о такой машине возникла у Ломоносова в связи с его работами по физике и метеорологии. Он изыскивал средство, с помощью которого можно было поднять над землей метеорологические регистрирующие приборы. Машина приводилась в действие пружиной, имела небольшие размеры. Летательный аппарат Ломоносова был создан значительно раньше летательных моделей вертолетов простейшего типа французов Пауктона (1768), Лонуа и Бьенвеню (1784).    

На протяжении XIXвека разными конструкторами велись теоретические изыскания и практические исследования в области воздухоплавания. Несмотря на динамичное развитие воздушных шаров и аэростатов, проблема развития летательных аппаратов тяжелее воздуха долгое время оказалась нерешенной.

Разработки русских ученых в области воздухоплавания. Первый в мире самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека, создал Александр Федорович Можайский. Самолет был построен в 1883 году, представлял собой моноплан стремя винтами и двумя паровыми двигателями. В 1885 году прошли первые испытания самолета: после взлета аппарат накренился и поломал крыло, что связано в большей степени с недостаточной мощностью двигателей и потерей скорости сразу после взлета. Однако проект Можайского носил все элементы настоящего самолета-моноплана.

В 1870-х – 1880-х годах велись работы Д.И. Менделеевым, который изучал проблемы развития аппаратов легче и тяжелее воздуха и предсказал будущность последних. Другим крупным исследователем в области воздухоплавания был К.Э. Циолковский.

Большое значение для создания и развития летательных аппаратов тяжелей воздуха имели работы Н.Е. Жуковского. В работе «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) он заложил основы аэродинамического расчета самолета. В 1902 году Жуковский основал аэродинамическую лабораторию в Московском университете. В 1904 году в Москве на средства предпринимателя и мецената Рябушинского был построен Аэродинамический институт, ученое учреждение для решения научных вопросов воздухоплавания. Главной рассматриваемой научно-технической проблемой в подобных учреждениях стало изучение сопротивления воздуха. В этом же году Жуковский открыл принцип образования подъемной силы крыла самолета и сформулировал теорему, позволяющую определять величину подъемной силы. Сформулированная Жуковским теорема заключается в следующем: «Величина подъемной силы крыла на метр размаха является произведением плотности воздуха на циркуляцию скорости и на скорость полета аэроплана».

Зарождение русского авиационного парка. На рубежеXIX-XXвеков российское воздухоплавание было представлено аппаратами легче воздуха – воздушными шарами, аэростатами и дирижаблями, применявшимися для военных целей. В 1887 году возник «Учебный воздухоплавательный парк», занимавшийся подготовкой кадров для воздухоплавательных частей Российской Армии. 27 апреля 1890 года император АлександрIII высочайше утвердил «Положение о воздухоплавательной части». Военное воздухоплавание было окончательно узаконено. Аэростаты применялись для корректировки артиллерийского огня и целей разведки, в том числе аэрофотосъемки позиций противника. Во время Русско-японской войны 12 июня 1904 года впервые применили аэростат для боевой разведки. В годы Первой мировой войны Россия имела более 700 аэростатов. Воздушные роты выросли в отдельный вид войск.

Большое значение для развития российской авиации имел полет самолета братьев Райт 17 декабря 1903 года, оснащенный облегченным автомобильным двигателем. Россия закупала самолеты «Райт А», приступив к строительству собственных моделей. Интерес к авиации увеличивался с каждым днем. С 1908 года в России повсюду создавались всякого рода кружки, общества воздухоплавания, аэроклубы, широко развивались моделизм и планеризм.В 1908 году братья Райт открыли во Франции свою первую авиационную школу, россиянин Шарль (Карл) де Ламберт стал первым ее учеником и восьмым летчиком в мире.

В этот период начала создаваться отечественная авиационная промышленность, главным образом самолетостроение. В Петербурге возникли первые самолетостроительные предприятия Щетинина и Лебедева, в Москве завод «Дукс» стал перестраиваться на производство самолетов, открылось авиационное отделение на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. В 1910 году авиационные предприятия России выпустили первые самолеты. В конце 1910 года в России уже насчитывалось до 90 самолетов разных конструкций, из которых более половины были созданы руками русских людей.

В те же годы в России появились первые аэродромы (Гатчинский, военный и на Комендантском поле в Петербурге, московский на Ходынском поле и Киевский). Тогда уже сложились и первые принципы обустройства аэродромов. Это были ровные, огороженные забором места большой площади, с линией старта и дорожками для ориентировки авиаторов. В провинциальных городах аэродромами служили ипподромы.

К 1911-1912 годам относится формирование первых русских военных авиационных частей. Вскоре авиационные соединения уже участвовали в войсковых маневрах как новый род войск, а в 1912 году группа русских летчиков впервые участвовала в боевых действиях на Балканах. Лучшие из русских летчиков приняли участие в международных состязаниях, ими были установлены мировые авиационные рекорды, прославившие отечественную авиацию. В формулярах Французского национального аэроклуба зафиксировано мировое достижение русского летчика графа К.К. де Ламберта: на самолете «Райт» 18 октября 1909 года он взял высоту 300 метров.

Самолеты Сикорского. Самолеты Сикорского стали первыми в мире пассажирскими самолетами. «Русский витязь» – первый в мире четырехмоторный самолет, первенец тяжелой авиации, созданный в 1912-1913 годах. «Русский витязь», имевший дальность полета 170 километров, брал 4 человек экипажа. Самолет представлял собой первый авиалайнер, имел внутри фюзеляжа гостиную с креслами и столом, а также уборную, то есть был оснащен как современные пассажирские самолеты. Этот самолет отличался своими характеристиками от всех имевшихся аэропланов размерами, мощностью, потолком высоты и т.д.

В 1913–1915 годах Сикорский наладил выпуск самого передового самолета того времени – «Ильи Муромца». Этот самолет впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла.

Русская авиация в Первую мировую войну. Россия вступила в Первую мировую войну, располагая 244 боевыми самолетами, сведенными в состав 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов. Кроме того, Всероссийский аэроклубсформировал специальный добровольческий авиаотряд (впоследствии 34-й корпусный).В основном это были легкие самолеты французского производства, пригодные к использованию только как разведывательные, – «Ньюпор-4» и «Фарманы» 7-й, 15-й, 16-й моделей. Скорость этих летательных аппаратов не превышала 115 км/ч, а практический потолок — 1500–2000 м. Кроме экипажа и запаса горючего на один-два часа полета, они могли поднимать не более 30 кг груза.Впрочем, кроме этих достаточно устаревших машин в составе военной авиации Российской империи имелись и более совершенные самолеты: «Моран-Парасоль», развивавший скорость до 125 км/ч и поднимавшийся на 4000 метров, «Депердюссен» (в дальнейшем развитии конструкции SPAD), тяжелый аэроплан «Илья Муромец» и новейшие летающие лодки Д.П. Григоровича.

Самым передовым самолетом Императорских ВВС стал бомбардировщик «Илья Муромец». Например, в марте 1915 года одному из экипажей удалось разбомбить железнодорожную станцию в Восточной Пруссии и посеять панику среди немецких военных. К сожалению, к началу 1917 года российская военная авиация уступила лидирующее положение германским ВВС как по количеству самолетов, так и по их боевым характеристикам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.008 с.)