Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.Г. Белинский «Стихотворения Лермонтова»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог ее будущего, великого развития... Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества.» «Песня про купца Калашникова» представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта. В созданиях поэта, выражающих скорби и недуги общества, общество находит облегчение от своих скорбей и недугов: тайна этого целительного действия — сознание причины болезни чрез представление болезни». Огромное историко-литературное и теоретическое значение этой статьи («Отечественные записки», 1841, № 2) определяется тем, что в ней В. Г. Белинский впервые охарактеризовал М. Ю. Лермонтова как великого народного поэта — выразителя самых передовых идей времени, растущего общественного самосознания. Отрешившись от «примирительных» тенденций, критик неразрывно связывает народность, гуманность, художественное богатство и силу искусства с «субъективностью» поэта — граждански страстным отношением к жизни, непримиримостью к общественному злу. Белинский раскрыл лермонтовское отрицание николаевской действительности как стремление к «высшей полноте жизни» — переустройству ее на прогрессивных началах. Этим были опровергнуты измышления об «односторонности» музы Лермонтова, доказано, что идея отрицания не только не ослабляет творчество, но и дает возможность воплотить в нем «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Белинский считал Лермонтова самым крупным продолжателем пушкинского направления в русской поэзии: "Пушкин есть такой наш поэт, в раны которого мы можем влагать персты, чтобы чувствовать боль и врачевать их; Лермонтов обещает то же". "Львиная натура! Могучий дух, роскошный талант, сильное и самобытное дарование", - так встретил критик мятежную поэзию Лермонтова. Он первым предугадал, что " в ней таится что-то великое". Предсказание критика прозвучало пророчески: "Пушкин умер не без наследника".
В лермонтовской лирике "неистовый Виссарион" увидел несокрушимую силу духа, бурное одушевление, крики гордого страдания, таинственную нежность чувств. В анализ стихотворений Лермонтова он вложил свою глубокую веру в гений поэта. Статья Белинского - искренняя лирическая исповедь, говорящая о созвучности настроений поэта и критика, об их духовном единстве. Уже первые страницы статьи расширяют взгляды на поэзию и искусство вообще. Белинский пишет: "Поэзия есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь. Мало того: в поэзии жизнь более является жизнью, нежели в самой действительности". Считая, что цель поэзии - воспитывать душу человека, критик слагает настоящий гимн поэзии: "Поэзия - это пульс мировой жизни, это ее кровь, ее огонь, ее свет и солнце". Выше всего Белинский ставил гражданскую лирику Лермонтова, в которой виден "поэт русский, народный, в высшем и благородном значении этого слова". Как и в пушкинской лирике, Белинский находит у Лермонтова богатырскую мощь духа, неукротимую жажду жизни. Вместе с этим Белинского поражает в поэзии Лермонтова обилие омрачающих душу и леденящих сердце вопросов, обилие странного, неразгаданного. Так возникает концепция лермонтовского демонизма, в котором Белинский усматривает отрицание жизни во имя ее утверждения и созидания. Поэзия Лермонтова заставила критика пересмотреть некоторые из своих эстетических установок. Во-первых, в конце 30-х годов Белинский признавал в искусстве только объективное воспроизведение действительности. Теперь же он пишет, что в "наше время отсутствие в поэте внутреннего (субъективного) элемента есть недостаток". "Великий поэт, говоря о себе, о своем "я", говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество". Таким великим художником Белинский признавал Лермонтова. Во-вторых, стихотворения Лермонтова изменили отношение Белинского к сатире: "Если под сатирой должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, - то "Дума" Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии".
Следует понять и смысл заключения статьи Белинского: "Нет двух поэтов, столь различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин - поэт внутреннего чувства души; Лермонтов - поэт беспощадной мысли-истины". В безграничном бунтарстве Лермонтова Белинский видел явление существенно новое, более соответствующее критическому духу 40-х годов по сравнению с гармоничной пушкинской лирой: "Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по своим требованиям и по своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина". Позиция Белинского объясняется не желанием ниспровергнуть Пушкина, а энергичной борьбой за новое, созвучное передовым настроениям эпохи искусство.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.121 (0.011 с.) |