Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.Щеглов «Корабли Александра Грина»
Конкретно-исторический контекст «Корабли Александра Грина» — статья молодого критика Марка Щеглова, которая явилась подлинным открытием в гриноведении,опубликованная уже после смерти Щеглова в 1956 году, она стала значительной вехой на пути настоящего, глубокого исследования творчества писателя.Эта работа оказалась единственной, которую Марк Щеглов посвятил Грину. Ранняя смерть критика помешала развитию его яркого дарования. Цель и задачи -обратить внимание на творчество непопулярного в то время А.Грина -Обозначить основной конфликт в произведениях А.Грина Концепт статьи Философский аспект Необычность этой статьи заключается в том, что критик, погружаясь в мир романтической мечты, эмоционально-возвышенно и вольно сплетает свой стиль с гриновским слогом. Начинается статья с цитаты из Грина. Далее Щеглов восхищаясь Грином говорит о том,что последнему удалось «волнующее романтическое фантазерство — страну отроческого воображения сделать «реальным миром», узаконить «как естественное и обычное все то, что постные люди полагают оторванным от жизни, чуждым реальному и несбыточным». М.Щеглов в статье поднимает проблему неустойчивой и сложной судьбы произведений А. Грина,которые имеют и своих поклонников и «брюзгливых отрицателей» Щеглов говорит о традиционном романтическом «случае» лежащем в основе книг А.Грина: с одной стороны герой-романтик, «с душой полной поэтических движений», сдругой проза жизни,грубая и негуманная жизнь,вызывавшая в Грине содрогание и нередко приводившая его к «индивидуализму и обособленности на духовно-утонченной основе.», что отражалось на не лестном отзыве о простонародье соседствующим рядом с прекрасными описаниями жизни ремесленников,матросов и.т.д. Щеглов также говорит о том,чторядос с уходом от действительности в книгах Грина мы видим «преображение действительности», А. Грин «научает нас видеть глубину, даль и дымку мечты там, где мы привыкли видеть определенность и прозаичность очертаний». Щеглов отмечает,что несмотря на наличие и вполне «бытовых «рассказов у А.Грина в большинстве своем т произведения это «поэтически и психологически утонченные сказки, новеллы и этюды, в которых рассказывается о радости сбывающихся фантазий, о праве человека на большее, чем простое «проживание» на земле, и о том, что земля и море полны чудес — чудес любви, мысли, природы,— отрадных встреч, подвигов и легенд.»
В статье также говорится о том,что любимые герои Грина это — «добрые и немного таинственные капитаны, в душе которых патриархальное благородство соседствует с современной утонченностью чувств и естественным демократизмом.» Таким героем является капитан Грей из «Алых Парусов». По словам Щеглова чудеса в рассказах Грина становятся осуществимы именно тогда, когда человек полностью уходит в «обаяние романтической мечты». Восхищаясь мастерством А.Грина в создании «Алых Парусов»,Щеглов говорит о том,что «Эта история говорит о том, как любовь верит в чудо и как человек, любя, посвящает это чудо другому.».Создавая свою сказочную страну Грин осуществляет в ней все то чудесное,что в действительности держится «держится в душе под замком или распыляется в тысячах малозаметных житейских действий и поступков.».Рассказы Грина-это рассказы навевающие стремления к добру. Щеглов говорит,что романтический колорит,сказочныеповерия соединяются в произвдения Грина с «остротой современного мышления. Грин в различных вариациях ставит один и тот же» психологический опыт —«столкновение романтической, души человека и ограниченности, пошлости людей всем довольных и ко всему притерпевшихся.». Именоо в этом старом, романтическом конфликте,по словам Щеглова, и видели иногда «уход от жизни» в творчестве А. Грина. Щеглов заостряет свое внимание на рассказе Грина «Возвращенный ад».Где повествуется о журналисте, находящемся в творческом тупике. В искусстве, несмотря на блестки таланта, он становится мещанином. Десять лет журналист Галиен Марк, по его мнению, находится в тисках своего сознания, приносящим ему нестерпимую насыщенность остроту переживаний.Он устал, ему очень захотелось бы поглупеть, сделаться бестолковым, придурковатым, этаким смешливым субъектом со скудным диапазоном мысли и ликующими животными стремлениями. Вообще ему захотелось влиться в людские массы, стать «человека толпы». И понеслось… Пьянки, гулянки, женщины легкого поведения и как следствие – дуэль.
В этом рассказе,по словам Щеглова «все существо гриновской «мечты» — как утверждения для человека необходимости видеть в жизни больше «того, что есть», отрицания самодовольной трезвости, закупоренной от всех тревожащих, ранящих, заставляющих «мыслить и страдать» впечатлений» Романтика в творчестве А. Грина по лсовам Щеглова «должна быть воспринята не как «уход от жизни», но как приход к ней со всем очарованием и волнением веры в добро и красоту людей, в расцвет иной жизни на берегах безмятежных морей, где ходят отрадно стройные корабли.. Освещая эстетический аспект,Щеглов называет Грина «первоклассным пейзажистом,и дело тут именно в умении «сделать заманчивым и поэтичным каждый обыкновенный уголок его страны». И то что было каждодневным и унылым предстает в произведениях Грина в преображенном виде. Его работам были свойственны точный вкус, чутьё правды, свободный, эмоциональный стиль. «...Белой точкой на горизонте, в исчезающей отдаленности моря появляется корабль, за ним еще один и еще...Ветер и волны дружно влекут их, они летят, слегка накреняясь, у нихпочти живые, стройные формы; ветер воет в тонких снастях, плещет вдоль борта тугая отлетающая волна, загорелые веселые матросы глядят за горизонт — что там? И наше сердце стремится лететь за ними,к тучам и скалам таинственных стран воображения...Это кораблиАлександра Грина». Мастерство критика Его работы отличает тонкий вкус, общественный темперамент,большая филологическая культура.Глубина теоретико-критических соображений М. Щеглова, особенности его историзма, единство этического и эстетического подходов, предвосхищающие методологию «новомирской» критики 60-х гг. Тематическое и жанровое разнообразие статей Щеглова, возрождение эссеистского начала в критике («Корабли Александра Грина», 1956), живой, раскованный стиль. Заключение Щеглов как критик соединял в себе серьёзную культуру с острым чувством современности. Он выступал против иллюстративности, полуправды в литературе, бесконфликтности в драматургии. Короткая деятельность Щеглова оставила заметный след в литературе 50-х годов. Опубликованные посмертно дневники и письма его, так называемые "Студенческие тетради" (1963), где рассказывается о его трудной, по-своему героической судьбе, получили широкую известность. Главные статьи были написаны в период 1953-1956 гг. Это тонкий анализ произведений, создававший в то время впечатление повышенного эстетского критицизма.
Владимир ЛАКШИН «ИВАН ДЕНИСОВИЧ, ЕГО ДРУЗЬЯ И НЕДРУГИ» Новый Мир, N1 за 1964 Идеолог «Нового мира» В.Лакшин одним из первых в 1964 году откликнулся на явление Солженицына статьей «Иван Денисович, его друзья и недруги».В предисловии к книге, названном символично «Четверть века спустя» (М., 1989), Владимир Яковлевич утверждает, что Александр Солженицын стоял у истоков возрождения художественного реализма в литературе.
Январь 1964 года, "Новый Мир". Направление - литературно-художественное. Цели и задачи статьи: рассмотреть полемику на повесть Солженицына. Доказать, что произведение было новаторством автора, вызвало положительный отклик у читателей. Лакшин пишет о новаторстве автора повести: «Художественная смелость Солженицына в его первой повести сказалась уже в том, что он не потворствовал обычным нашим понятиям об украшениях художественности. Он не построил по существу никакого внешнего сюжета, не старался покруче завязать действие и поэффектней развязать его, не подогревал интерес к своему повествованию ухищрениями литературной интриги. Замысел его был строг и прост, почти аскетичен — рассказать час за часом об одном дне одного заключенного, от подъема и до отбоя. И это была тем большая смелость, что трудно было себе представить, как можно остаться простым, спокойным, естественным, почти обыденным в такой жестокой и трагической теме». Цель повести, по мнению Лакшина, в том, чтобы показать читателям, что и там (в лагере) живут люди, и также работают, спят, едят, ссорятся и мирятся, и там радуются малым радостям, надеются, спорят и т.д. «Сам факт появления повести был воспринят людьми как подтверждение воли партии навсегда покончить с произволом и беззакониями, омрачавшими недавнее наше прошлое, И понятно, что гражданская смелость автора была отмечена прежде и повсеместнее, чем его художественная смелость»… Сила Солженицына, по мнению Лакшина, состоит в том, что он смотрит на жизнь одновременно, вместе со своим героем и дальше, глубже его. «Что же до повести Солженицына, то удивляться надо, на наш взгляд, не тому, что он чего-то «не отразил» и «не обобщил», а тому, напротив, как широко захватил он жизнь, как много сумел рассказать в столь малых пределах, как один день одного лагерника. В самом деле, мы не только узнали обиход жизни заключенных, их подневольную работу и скудный радостями быт. Мы узнали там людей, в каждом из которых отозвалось что-то типическое, существенное для понимания времени.»
В пример полемике о повести, критик приводит вопрос Чапчахова из журнала «Дон» «И все же хочется спросить: правы ли некоторые наши критики, безоговорочно принимающие образ Шухова таким, каким он дан в повести?»
В ответ на этот вопрос Лакшин говорит, что озадачивает сама форма вопроса: … «можно подумать, что критик был коротко знаком с Иваном Денисовичем Шуховым еще прежде, чем прочел о нем в повести. Такой Иван Денисович, каким мы вместе с миллионами читателей узнали его из книги Солженицына, оказывается, не сходится с тем Иваном Денисовичем, каким рисует его воображение критика. Сугубо профессиональный феномен восприятия! Подобное раздвоение впечатлений вряд ли возможно у обыкновенного читателя, но в критике оно встречается».
Критик пишет, что нельзя упрекать героя за то, что он будто бы примирился с лагерем, «приспособился» к нему, ведь это тоже самое, что упрекать больного за его болезнь, несчастного за его несчастье. Лакшин также рассуждает о внутреннем мире героя, почему он стал таким, каким описывает его Солженицын в повети, рассматривает законы жизни лагерников: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». О внутреннем мире Шухова: «у него другая основа жизни, другой неписаный кодекс нравственности — нравственности трудового человека. Эта внутренняя основа крепка и строга у него настолько, что не расшатали и не погубили ее долгие годы каторги. Он не махнул на жизнь рукой и не опустился, остался тем же работящим и честным крестьянином, солдатом, мастеровым»
Рассуждая в статье, Лакшин пишет, что у части критики, которая отнеслась к повести Солженицына скептически, сложился своего рода штамп. Штамп заключается в том, что Солженицын сделал своего главного героя идеалом. С этим не соглашается Лакшин. «Рабочий Мелитопольского завода В. Иванов, письмом которого «Известия» (№ 306, 1963) открыли недавно обсуждение повести «Один день Ивана Денисовича» в связи с выдвижением ее на Ленинскую премию, прав, отмечая путаницу в суждениях о творчестве А. Солженицына некоторых критиков, в частности В. Чалмаева. Следует согласиться, что в Шухове нелепо видеть «идеал народного героя». Сам писатель не претендовал на создание такого рода «идеала», хотя и показал в своем герое народные черты нравственной стойкости, трудолюбия, товарищества и т. п.».
Критик пишет, что Солженицыну близки заветы русской литературы прошлого века — народность Некрасова и Щедрина, Толстого и Чехова. Но тот взгляд на народ, какой выражен в его повести, характерен именно для советского писателя и, больше того, для писателя, вошедшего в литературу в последние годы, ознаменованные важными переменами в нашей жизни.
Говоря о взгляде власти на повесть критик пишет: «Восстанавливая социалистическую законность, ленинские нормы общественной жизни, партия придала новую значительность и такому понятию, как «народность». С этой точки зрения появление в литературе повести Солженицына было заметным событием. Солженицын написал эту повесть, потому что не мог ее не написать. Он писал ее так, как исполняют долг — без всяких уступок неправде, с полной открытостью и прямотой. И потому его книга, при всей жестокости ее темы, стала партийной книгой, воюющей за идеалы народа и революции». Заканчивается статья словами, что повесть вызвала много споров, но ей суждена долгая жизнь.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.015 с.) |