Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К.В.Мочульский «Новая проза».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К.В.Мочульский – историк литературы и философии,русский критик и литературовед первой волны эмиграции. Эмигрировал в 1920: жил сначала в Болгарии и преподавал в Софийском университете, в 1922 переехал во Францию, где в 1924–1940 читал в Сорбонне курсы по истории русской литературы и философии. Преподавал в Православном богословском институте в Париже. Поддерживал близкие отношения с С.Н.Булгаковым и высоко ценил развиваемое последним софиологическое направление в русской религиозной философии. В своих книгах о судьбах русских писателей (Гоголя, Достоевского, Блока, А.Белого и др.) постоянно обращался к проблемам философского содержания их творчества и особой философичности отечественной литературной традиции. Конкретно-исторический контекст Статья «Новая проза» напечатана в журнале «Звено» в 1926 году. Журнал выходил в Париже с 1923 по 1928 годы. Постоянными авторами былиАдамович Г.В., Бахтин Н.М., Бицилли П.М., Вейдле В.В., Волконский С.М., Зноско-Боровский. Е.А., Лозинский Г.Л., Мочульский К.В., Муратов П.П., Шлецер Б.Ф. Концепт статьи Анализируя ранний этап литературного самосознания русской эмиграции, необходимо упомянуть косвенно примыкавшую к исследуемой проблематике статью литературоведа К. Мочульского "Новая проза". Его критика марксистского видения культурных процессов a priori осмысляла философские основания сторонников концепции о невозможности существования творческой жизни в диаспоре. Мочульский не разграничивал эмигрантскую и советскую литературу, в то же время выделяя общие для обеих ее форм основания кризиса. Признавая, что "современная проза при всем богатстве и разнообразии материала поражает скудостью художественных приемов", причиной подобной ситуации он полагал самоидентификацию (уподобление) ее с традицией XIX века, с "чеховско-тургеневской ориентацией". Наиболее перспективному пути, связанному с формированием "национального стиля" в литературе (А. Ремизов, Е. Замятин, И. Бабель, М. Зощенко), "недостает композиционного стержня". Отсутствие или наличие нового материала, знания бытовых реалий не гарантируют появления оригинального произведения, ибо оно является "отражением" не жизни, а внутреннего мира творца. "Писатели создают мир - воображаемый, - который заслоняет мир действительный".
Мочульский говорит о том, что современная русская проза – консервативна и традиционна: «Быт» не помогает; если писатель не умеет ничего из него сделать — материал остается грузным хламом, сваленным в кучу». Наивно смешивать «правдивость» и «художественность»,- говорит автор. «В художественной прозе быт — вещь нейтральная. Впечатление «жизненности» не зависит от точного и детального наблюдения; и правдоподобие в литературе особенное: бытописатели Гоголь и Бальзак вовсе не списывают с натуры. Они создают свой мир —воображаемый — который заслоняет мир действительный. И как бы мы ошиблись, если бы стали судить по Гоголю о Николаевской России или по Бальзаку о Франции 20–30 годов!» Автора возмущает тот факт, что несмотря на богатство и разнообразие материала современной прозы, мы имеем скудость художественных приемов: «Революционная молодежь, презирающая «интеллигентщину», упорно топчется вокруг чеховской новеллы и тургеневской повести». «Вторая традиция — не менее почтенная, восходит к Гоголю и Достоевскому. В ней распоряжается и бесчинствует Андрей Белый: темный, пророческий жар, бредовая лирика, исступленное словопроизводство, рык и зык, не то гения, не то зверя: систематическое изнасилование языка и синтаксиса; таков современный русский «романтизм». Подводя итоги, Мочульский так характеризует деятельность Замятина, Бабеля, Леонова и Зощенко: «Настоящих Достижений, правда, еще нет; дети многообещающие, несомненно талантливые, но дальше отца–Ремизова — пока не пошли. «Новым» исправление это — назвать нельзя. Но самая попытка перешагнуть через Петровскую Русь и «искусственную литературу», к национальному стилю и «русскому духу» — уже — выход из тупика».
В.Г. Белинский «Письмо к Н.Гоголю» В «Письме к Н. В. Гоголю», написанном в июле 1847 г. в Зальцбрунне, нравственно-религиозной утопии автоpa «Выбранных мест из переписки с друзьями» критик противопоставил конкретные потребности русской жизни: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть».
Письмо это как бы подводило итог лит.деят-сти Белинского. Написанное незадолго до смерти критика, оно было, по определению Ленина, "одним из лучших произв-ий бесцензурной демократич. печати, сохранивших, громадное, живое зн-ие и по сию пору Восставая против навязываемой Гоголем, проповеди "лжи и безнравственности под покровительством кнута и религии", Белинский, указал на атеистичность натуры рус.народа... И только совр. критику уровнем развития даже передовой части рус.общ-ва объясняется признание Белинским историчности существования Христа, признание христианского учения как "учения свободы, равенства и братства". При жизни автора это письмо, выражавшее "настроение крепостных крестьян против крепостного права", не могло быть напечатано. Правительство преследовало читавших и хранивших его. Письмо Белинского к Гоголю имело широкое распространение среди петрашевцев и всех прогрессивных кругов. По отзывам петрашевцев и агента III отделения письмо "произвело всеобщий восторг". Письмо Белинского к Гоголю является важным и значительным памятником общ.мысли прошлого, памятником сознания демократич.лагерем путей и задач преобразования общ. жизни.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.008 с.) |