В.Померанцев «Об искренности в литературе». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.Померанцев «Об искренности в литературе».



1.Конкретно-исторический контекст.
   В 12 номере журнала “Новый мир” за 1953 г. была напечатана статья В.Померанцева “Об искренности в литературе”.
   "Новый мир" ведет свою историю с 1925 г. Это издание всегда считалось лидером среди "толстых" журналов. Здесь печатались лучшие произведения литературы, выступали самые авторитетные критики, литературоведы.
   Первыми редакторами журнала были А.В. Луначарский, Ю.М. Стеклов, которого вскоре сменил И.И. Скворцов-Степанов.В 1926 г. ответственным редактором становится В.П. Полонский (до 1931 г.). В числе последующих редакторов - Н.М. Гронский (1932-37), В.П. Ставский (1937-41), В.Р. Щербина (1941-46), К.М. Симонов (1946-50; 1954-58), А.Т. Твардовский (1950-54; 58-).
   В "Новом мире" печатались многие молодые поэты - Свеклов, Голодный, Васильев, Уткин, Кирсанов и др. Из прозаиков стоит назвать Ю. Домбровского, Ю. Трифонова, Ф. Абрамова, М. Пришвина, М. Шолохова, В. Иванова и др.
   За прозой росла критика и публицистика тогдашнего журнала. И можно сказать, что в то время "Новый мир" не знал конкурентов среди периодической печати. Действительно, для поколения "шестидесятников" журнал Твардовского был в какой-то мере точкой опоры.Он стремился поднять уровень человеческих и общественных отношений, литературно-эстетический уровень.
   Журнал отличала особая, новомирская этика, основанная на необходимости правды.
   Особая заслуга Твардовского и его журнала — введение в литературу А.И. Солженицына с его повестью «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11).
   Демократическое направление журнала вызвало нападки консервативных органов печати (журнал «Октябрь», газеты «Литературная жизнь»). Свирепствовала цензура, вследствие чего номера журнала постоянно запаздывали выходом.

 

2.Цель и задачи:

 

Статья начинается со слов автора о рассмотренной в работе проблеме: «В предлагаемых ниже заметках нет исчерпывающего разрешения темы или стройности выводов. Здесь разрозненные, а частью, вероятно, и спорные мысли о некоторых недостатках нашей литературы. Но объединяются они той общей идеей, о которой говорит заголовок».

В статье поднимаются важные литературоведческие и социальные вопросы:
1)каковы цели и задачи современного писателя
2)без чего современное литературное произведение не будет иметь актуальности и не найдет интереса у читателя
3)каковы ныне основные проблемы творчества
4)каким образом писателю достичь искренности написанной им книги

 

Концепт статьи.

Философский аспект

    В этой статье проповедуется откровенный субъективизм в творчестве и в оценке литературных произведений. Вместо идейно-художественных достоинств в качестве критерия оценки выдвигается понятие «искренности».

      Под «искренностью» Померанцев понимает способность литератора «смело» говорить «правду». Как должна выглядеть эта «смелая правда», показывают многочисленные примеры отрицательных явлений нашей жизни, приведенные автором в статье.

В.Померанцев одним из первых заговорил о крупных просчетах современной литературы – об идеализации жизни, надуманности сюжетов и характеров: “История искусства и азы психологии вопиют против деланных романов и пьес…” Казалось бы, речь идет о вещах тривиальных, но в контексте 1953 г. эти слова звучали иначе. Удар наносился по самому “больному” месту социалистического реализма – нормативности. Критика была конкретна и направлена на некоторые превозносившиеся в то время книги – романы С. Бабаевского, М. Бубеннова, Г. Николаевой и др. В. Померанцев выступил против рецидивов конъюнктурщины, перестраховки, глубоко укоренившихся в сознании некоторых писателей. Однако старое не сдавалось без боя.


   Автор призывал советских писателей заострить свое внимание на жизненных проблемах человека, его быте, людских конфликтах, описывать отрицательные явления, встречающиеся в жизни. Однако больше всего внимания В. М. Померанцев уделил не-достаткам советской литературы. Одним из ее пороков, он считал «неискренность» и «шаблонность»: «Всё, что по шаблону, всё, что не от автора, - это неискренне. Шаблон там, где не вгляделись, не вдумались. По шаблону идут, когда нет особых мыслей и чувств, а есть лишь желание стать автором», «Искренность - основное слагаемое той суммы даров, которую мы именуем талантом. Искренность отличает: автора книги и пьесы от составителя книги и пьесы».

   Автор призывал писать честно и «…не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей…» В. М. Померанцев - первый кто открыто заговорил о зависимости писателя от внешних факторов: от давления сверху, партийной критики и пр.

 

   Произведение искусства могло быть только плодом долгих писательских наблюдений и размышлений над жизненными явлениями, опыта, который позволяет не оглядываться на мнение начальства. «Быть самостоятельным… И тогда моя правда сольется с нашей общей», – сформулировал Померанцев свое кредо. Он отвергал литературных «сверхгероев», в немалом количестве сфабрикованных «служилыми» писателями. Его идеал – «своевольные», самостоятельно мыслящие люди, хозяйственники, которые умеют совместить материальный интерес конкретного человека с задачами, которые стоят перед страной. При помощи начальников, которые сродни им по духу, герои новой литературы смогут-де преодолеть ограниченность механизма хозяйствования, неустроенность учителей, деревенскую нищету.

   Автор дает характеристику идеального, по его мнению, писателя: «Долг литератора, получившего ясную программу движения нашей страны, - помогать ей именно в сложном. Нашей литературе нужны строители, а не профессиональные барды. Бард занимается воспеванием радости, а строитель её создаёт. Писатель, черпающий свой энтузиазм не из издательской кассы, а из наших великих достижений и великих программ, никогда не станет заглушать проблематику, а будет искать решения любой проблемы нашего сложного и самого интересного времени. Зачем нам идеализация, когда у нас есть и нами осуществляется сам идеал!»

Полемический аспект

 

   Появление нового взгляда на существующую реальность сразу же вызвало широкий общественный резонанс. О статье писали в журнале “Знамя”, в “Правде”, в “Литературной газете” и других изданиях. Рецензии носили в большинстве своем разносный характер. Интерес к его статье, подогревался и разгоравшейся кампанией в печати против него. Одним из главных обвинений предъявленных В. М. Померанцеву, было то, что он «…выступает против принципа партийности, против идейности советской литературы…»


   Эта попытка заменить принцип коммунистической партийности безыдейной и аполитичной искренностью не могла остаться безнаказанной, и имя В. Померанцева практически навсегда исчезло из советской печати. Но, при всей плачевности личной судьбы этого замечательного критика, его идеи победили в литературе 1950-1970-х годов, что и подтверждает опыт «эстрадной поэзии», «тихой лирики», «окопной», «исповедальной» и «деревенской» прозы, драматургии Виктора Розова, Леонида Зорина, Александра Володина, Александра Вампилова, Михаила Рощина, – словом, всех тех явлений, которые определили собою облик второго русского модернизма.

 

Заключение

Статья «Об искренности в литературе» не только активизировала общественную мысль, но и вызвала проведение «проработочных» кампаний среди писателей с целью приструнить осмелевших. В частности, на закрытом собрании партийной организации Ленинградского отделения Союза писателей СССР (25 мая 1954 года) с отчетным докладом выступил главный редактор журнала «Звезда» В. Друзин. В своей речи он подверг критике последние публикации журнала «Новый Мир», в которых, по его мнению, «отчетливо проявилось стремление «всё пересмотреть». Партийное руководство Ленинграда было с ними солидарно. Так, к критике В. Померанцева присоединился секретарь обкома КПСС Н. Казьмин. Он дал негативную оценку настроениям, господствовавшим в среде творческой интеллигенции города. По его мнению, статья В. Померанцева являлась вредной для всей советской литературы. Об этом, на его взгляд, свидетельствовал и тот факт, что статья была напечатана в американской прессе, где она преподносилась как «самое смелое выступление против партийной диктатуры в литературе».Всё это указывало на то, что партийное и литературное руководство Ленинграда было действительно напугано сложившейся ситуацией вокруг статьи В. Померанцева.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.007 с.)