Конкретно-исторический кантекст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретно-исторический кантекст



ПАРТИ́ЙНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ И ПАРТИ́ЙНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА» — статья В. И. Ленина. Опубл. 13 (26) нояб. 1905 в газ. «Новая жизнь» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 99—105).

Концепция статьи

Основные тенденции тоталитаризма в критики созревали постепенно. 20-е годы в истории литературы и критики были очень динамичными,это была эпоха расцвета НЭПа,введение нэпа принесло оживление как в экономику так и в культурную жизнь страны.Разрешалась частная торговля,частичная приватизация мелкой и средней промышленности. У истоков инструкторского подхода к критике и шире культуре,стоит работа Ленина партийная организация и партийная литература.

Философский аспект

19 ноября 1925 года в газете Новая жизнь" появляется статья Ленина "Партийная организация и партийная литература"-это программная литература заложившая Основы контроля за искусством

Этой статье 1905 (год первой русской революции,в манифесте была провозглашена Свобода печати и прессы,отмен цензуры).

В начале этой статьи Ленин оценивает новую обстановку которая сформировалась в 1905 году.Ленин ставит задачу "Литература может теперь быть на 9/10 партийной.Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы." В чем состоит этот принцип? Литературное дело должно стать частью общества пролетарского дела колесиком и винтика одного единого социал демократического механизма.Литературное дело должно стать составной частью организованной,планомерной социал-демократической партийной работы.Литераторы должны непременно войти в партийные организации.Издательства,магазины,библиотеки,все должно стать партийным подотчетным.Мы хотим создать свободную печать не в полицейском только смысле,но также в смысле свободы от капитала,свободы от карьеризма.Здесь Ленин говорит о том что абсолютной свободы нет.В обществе основанном на власти денег,где нищенствуют не может быть реальной свободы. Эта работа стала программной после Октябрьской революции.Но уже здесь заложена идея использования культуры в качестве служанки политики,отсюда ведёт своё начало Ленинское требование борьбы против любой не социалистической идеологии.А литературы рассматривается как важнейший инструмент политики. Отсюда идёт традиция чисто практического,политизированности отношения к литературе. Роман Гончарова предлагалось использовать для перевоспитания обленившихся и утративших инициативу коммунистов. А например роман Чернышевского признавался одним из лучших произведений русской классики на том что основании что он самы талантливый социалист до Маркса.Примерно в таком же духе оценивались и другая русская классика и Пушкин и грибоедов и толстой и другие.А то что утрачивало свою актуальность,практическую полезность получало приговор.Советская идеология имеет преемственную связь и с революционно-демократической эстетикой.Например Достоевский был объявлен архи скверным мракобесом.Реакционером были все русские философы.Мысль о зависимости буржуазного художника от денежного мешка.В статье осуждалась Свобода мнений,Свободакритики,свободатворчества.Литературное мастерство понималось как умение найти не шаблонные средства воздействия на массы.Художник может иметь простор лишь в рамках заданных нормативов и установок партий.

Написана в связи с революц. событиями в России, поставившими новые задачи перед партийной печатью и худож. лит-рой. Определяя характер этих задач, Ленин выдвинул в статье положение о том, что «литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „колесиком и винтиком“ одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса», подчеркнув при этом, что «...литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата» (там же, с. 100—101). Показав, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», что «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка...», Ленин противопоставил мнимо свободной бурж.

лит-ре «...действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (там же, с. 104). В заключит.части статьи определены гл. особенности новой лит-ры, эти ленинские мысли являются но сути дела основой теории социалистич. иск-ва. Здесь с удивительной глубиной и точностью намечены пути его будущего развития, указан его худож. метод, позднее получивший название метода социалистического реализма.

Ленин говорит о новом характере историч. действительности, гл. черта к-рой — революц. борьба пролетариата. Рожденная ею лит-ра будет оплодотворять «...последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата...», создавая «...постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего...» (там же).

В этом новом историч. содержании лит-ры Ленин видит залог ее обществ.воздействия, обращенного к «...миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (там же). С др. стороны, именно это новое содержание лит-ры явится стимулом ее роста и развития: «...Идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды» (там же). Очевидно, что отсюда следуют выводы и о новом типе сюжетных конфликтов, к-рыелит-ра будет черпать в жизни и борьбе пролетариата и решать под углом зрения этой борьбы; столь же ясно, что в лит-ру входят принципиально новые характеры, рождающиеся в процессе живой работы и борьбы пролетариата («...человек будущего в России — рабочий...», — писал Ленин 7 нояб. 1905 в ст. «Мелкобуржуазный и пролетарский социализм» (там же, с. 41). Другими словами, ленинское определение новой социалистич. лит-ры заключало в себе в крайне сжатой форме законченное эстетич. содержание: идейно-тематич. направленность, новый тип сюжетно-конфликтной организации, новая характерология с необходимо сопутствующей им поэтикой. Все это в целом и составляло особый, нешаблонный характер «...литературной части партийного дела пролетариата...» (там же, с. 101). Ленин настойчиво указывал, что «...литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию... Спору нет, — писал он, — в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же). Очевидно, выдвигая принцип партийности, Ленин особо настаивал на мысли о своеобразии иск-ва: худож. творчество немыслимо без многообразия форм, стилей, способов изображения; механич. регламентация в этой области способна принести только вред развитию иск-ва.

Понятие партийности, по Ленину, является прежде всего идейной тенденцией, определяющей все стороны отношения иск-ва к действительности: тип героя, характер изображения обществ.процесса в целом, худож. целенаправленность творчества. Глубина ленинской концепции партийности социалистич. иск-ва тем более значительна, что она по сути предваряла его развитие, из анализа действительности как бы выводила характер того иск-ва, к-рое неизбежно должно отвечать своим направлением, своим методом этой новой действительности; статья затрагивала важнейшие аспекты коммунистической партийности (т. 9).

Первое худож. произведение, к-рое в полной мере можно отнести кохарактеризованной Лениным свободной лит-ре, позднее названной лит-рой социалистич. реализма, было создано вскоре после выхода статьи Ленина: это — роман М. Горького «Мать» (1906). Т. о., партийность творчества, как это показано Лениным,

определялась не непосредств. принадлежностью писателя к партии, не прямым повторением в его книгах уже готовых положений и выводов, а творч. обращением к самой действительности, к живой работе социалистич. пролетариата, поисками тем и идей, сюжетов и характеров, к-рые раскрывали бы в иск-ве те задачи и цели, за к-рые боролась и борется партия.

 

Полемический аспект

Современники Ленина,многие писатели и философы верно поняли смысл отношения Ленина к творческой интеллигенции и они почувствовали некоторую угрозу. Откликом стала статья Валерия Яковлевича Брюсова статья "Свобода слова",это работа Брюсова появилась в ноябрьском номер Весов за 1905 год.Она полемически направлена против работы Ленина,эта статья долга оставалась запрещённой в нашей науке,её не публиковали,её не упоминали.Впервые у нас она появилась только 22 июля 1990 года.Эта статья начинается с большой цитаты из Ленина в которой Брюсов оспаривает утверждение Ленина что литература связанная с пролетариатом свободна.Угроза Ленина имеет больший смысл,утверждаются заповеди против которых недозволенны никакие возражения.Брюсов не понимает идейный деспотизм Ленина и называет проект Ленина новым цензурным уставом,он говорит что в этом цензурном уставе нет ничего нового по сравнению с царской цензурой.Обе цензуры скроены по одной модели.Такая свобода не может удовлетворить нас,она лишь кажется сменой одних цепей на новые.В нашем представлении Свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убе

 

Такая свобода не может удовлетворить нас,она лишь кажется сменой одних цепей на новые.В нашем представлении Свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убеждению.Очень интересно Брюсов отвечает на вопрос Ленина о том что буржуазный художник не свободен. В конце он говорит что мы готовы пойти против самодержавия с вами,но как только вы заносите руку на Свобода убеждения,мы тотчас покидаем ваши знамёна. Нужно признать в споре политика и поэта скорее всего оказался прав поэт,Брюсов предвидел к чему может привести фанатизм,не допускающий мысль,что убеждения могут быть ложны.В предложениях Ленина Брюсов увидел зародыш будущего тоталитаризма,он увидел подавление мысли и творчества.В 1905 году Брюсов не был одинок в своём протесте против идеи партийной организации.Откликнулись Бердяев,Белый,Чуковский,Фисофов.Все они почувствовали деспотический характер этого проекта.

Заключение

Статья Ленина вызвала многочисленные нападки сторонников буржуазного индивидуализма; в то же время ее идеи были поддержаны А. В. Луначарским (ст. «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907), Горьким (предисл. к «Сборнику пролетарских писателей», 1914). В нек-рых выступлениях более позднего времени делались беспочвенные попытки доказать, будто бы в статье имелась в виду не худож. лит-ра, а только парт.печать и публицистика, поэтому статья утратила свою актуальность. Однако обращение к тексту подтверждает, что у Ленина прямо говорится именно об иск-ве, о лит-ре и о писателях. Статья сохраняет свое значение как программное выступление, характеризующее сущность и принципы иск-ва и лит-рысоциалистич. реализма.

Анализ статьи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.009 с.)