Европа в период Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европа в период Нового времени



В эпоху Нового времени Европа превратилась в экономического, технологического и военно-политического лидера. Это изменение было обусловлено промышленным переворотом, который привел не только к экономическим, но и широкомасштабным социальным изменениям. Зародилось новое сословие – буржуазия, постепенно оттеснившее на задний план традиционные социальные сословия – крестьянство, дворянство, духовенство. В глазах людей государственная власть лишается божественного предназначения. На политической арене вместо противостояния индивидов возникает взаимодействие заинтересованных групп – появляются политические партии. С победой буржуазных революций приоритет получает буржуазное право: единство закона, равенство граждан, законность, свобода.

В XVI в. произошло столкновение религиозных взглядов, зарождалась система гражданских прав и свобод (период Реформации). Произошла первая научно – техническая революция, заложившая основы современных знаний.

Этот период стал переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Великие географические открытия расширили западноевропейские мир. В экономическом отношении усилилась торговля, ускорилось формирование национального, общеевропейского, мировых рынков, активизировался процесс создания новой социальной структуры общества.

Предвестником перемен в Европе стало явление получившее в литературе название – Возрождение или Ренессанс (XIV-XVI вв). Его родиной была Северная Италия. Деятели Ренессанса – Франческо Патрарка, Леон Батиста Альберти, Леонардо Бруни и др. полагали, что они формируют новую эпоху, которая восстановит античную культуру. Возрождение сформировало учение, принципиально отличающееся от средневекового мировоззрения. На первый план был выдвинут «Человек», освобожденный от жестких ограничений религиозных догматов, свободная творческая личность, стремящуюся к познанию, радостям бытия. Это нашло отражение в Великой научной революции: переворот в астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей); небесная механика Ньютона и инженерные изыскания Леонардо да Винчи; в медицине – Везалий и Гарвей; в философии – Э.Роттерданский, Дж. Бруно, Т. Мор, Ф. Бекон; в литературе – Данте, Петрарка Сервантес; в театральном искусстве - Шекспир, Лопе де Вега; в живописи, скульптуре, архитектуре – Рафаэль, Тициан, Микеланджело и др.

Открытие «Человека» было открытием личности, предназначением которой объявлялось самосовершенствование и саморазвитие. В конечном итоге выдвигался идеал нового человека, как творца своей судьбы и своего бытия. Мерилом ценности было объявлено не происхождение, богатство и знатность рода, а доблесть и добродетель, стремление к совершенству.

Научный переворот эпохи Возрождения был связан с общестехнической революцией, потребностями жизни, повседневной практикой и удовлетворял её запросы. Создание доменных печей, освоение каменного угля положили начало промышленному перевороту. Основой удешевления разнообразной промышленной продукции стала мануфактура, основанная на разделении труда и значительно повысившая его производительность по сравнению с деятельностью ремесленников. В целом Возрождение вело к обновлению светской жизни.

Обновление религиозной жизни было связано с процессом Реформации. Реформация – это обновление церкви, которое сопровождалось крушением многих религиозных установок и догматов. В XVI в. католическая церковь переживала глубокий кризис, вызванный целым рядом событий: образование сильных централизованных государств, успехи научной мысли и развитие  образования, негативные элементы в поведении самой церкви.

В Средние века все христиане Западной Европы были католиками и подчинялись Римской католической церкви, во главе которой стоял римский папа и епископы. Лиц, которые были не согласны с догмами католической церкви называли еретиками и заставляли отречься от своих взглядов. В XIII в. были учреждены трибуналы для борьбы с еретиками. Так возникла инквизиция, которая действовала во всех странах Западной Европы. Это вызывало недовольство среди населения. В тоже время недовольство порождала и жизнь самого духовенства, которое значительно обогащалось за счет продажи документов, отпускающих грехи – индульгенции.

Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Именно эта страна стала родиной Реформации, где возникло лютеранство – христианское учение, названное по имени его основателя (богослов Мартин Лютер: 1483-1546 гг.). В 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенции», где он обосновал идею об оспаривании права папы на отпущение грехов. Это привело к тому, что традиционный для средневековья диспут по религиозным вопросам послужил толчком разрушения единства Католической церкви. Реформация началась как попытка мирного исправления злоупотреблений и доктринальных норм католической церкви, а закончились разрушением единой христианской концепции, возникло новое направление христианства – протестантизм. Суть лютеранского учения можно сформулировать следующим образом: единственным источником веры является Священное Писание; только вера делает человека праведником; чистилища не существует; между богом и человеком нет посредников.

Француз – эмигрант в Женеве Жан Кальвин придал догмату о спасении верой логическую завершенность. Он обосновал учение об абсолютном предопределении. Жизнь человека (в земной и загробной жизни) предопределена изначально. Избранных ждет спасение. Человек не должен ждать пассивно свершения судьбы, он постоянно должен трудиться (ибо труд – это божий дар). Была заложена трудовая этика протестантизма, которая соответствовала нарождающийся капиталистической системе.

Идеи Кальвина широко распространялись в городской среде и  в регионах, где более интенсивно шел процесс формирования капиталистических отношений, особенно в Англии. В Англии сформировалась самостоятельная англиканская церковь.

Успехи протестантизма заставили католическую церковь активизировать свои действия по борьбе с «протестантской ересью» (Контрреформация). В ходе контрреформации происходит реорганизация инквизиции; в 1540 г. создается Орден иезуитов, главной задачей которого становится борьба за чистоту католицизма; подтверждалось главенство папы и церкви над паствой. Столкновение Реформации и Контрреформации проводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются, в определенной степени, все европейские государства (Нидерландское восстание 60-70 гг. XVI в.; французские религиозные войны второй половины XVI в.; войны между Францией и Германией XVI-XVII вв.). Затяжной была Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). В Германии её инициатором стал чешский король Фердинанд II, который считал себя «орудием» искоренения ереси. В результате войны население Германии сократилось на 8 млн. человек, но протестанты получили право на свободу вероисповедования. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

В результате Контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции в Южной Германии, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, Франции. Но лицо Европы стало меняться. В странах, где формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу формирующейся буржуазии. Все больше стало превалировать понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии, возникает понимание понятия «свобода совести».

Европа в Средние века жила относительно замкнуто. Связи с представителями других регионов (в основном с Востоком) ограничивались торговлей. Распространить свое политическое влияние Европа попыталась во время «крестовых походов». Первый крестовый поход (1096-1099 гг.) был в Святую Землю (так христиане называла Палестину, где был распят и воскрес Иисус Христос). На завоеванных землях было создано Иерусалимское Королевство. Мусульмане в 1187 г. отбили Иерусалим. Последующие походы с целью вернуть Иерусалим успехов не имели, но способствовали обогащению европейских феодалов. Это наиболее ярко проявилось во время четвертого крестового похода, когда им целью стал не Иерусалим, а христианская Византия. В святой Земле крестоносцы постепенно теряли свои земли, а в 1291 г. пала Крепость Акра – последний оплот Крестоносцев в этом регионе.

После падения Византии (1453 г.) дорога на Восток для европейцев оказалась перекрыта турками. Начался поиск новых путей. Люди, выросшие во времена Возрождения и Ренессанса, были готовы браться за решение возникших задач.  

В 1492г. генуэзец на испанской службе Христофор Колумб достиг берегов Америки. Другой испанский мореплаватель Америго Веспуччи открыл часть северного и восточного побережья Южной Америки, ряд Малых Антильских островов. Он предложил южный заатлантический континент  назвать «Новым Светом». Но в первой половина XVI в. материк был назван в честь Веспуччи Америкой. Это название распространилось и на Северную Америку.

В 1519 г. по поручению испанского короля португалец Магеллан совершил первое кругосветное плавание. Он открыл Магелланов пролив (пролив, отделяющий Южную Америку от Огненной Земли), пересек Тихий океан и дошел до Филиппинских островов. Следующее кругосветное путешествие совершил англичанин Френсис Дрейк, который открыл пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океан. В процессе Великих географических открытий включились Голландия и Франция.

Западноевропейцы не просто открывали новые территории, но и начинают завоевание вновь открытых земель. С 1510 г. начинается завоевание Америки (Конкиста), создаются колонии, уничтожаются существующие там государства (ацтеков в Мексике и инков в Перу). В Европу хлынул поток золота и серебра. Из новых земель стали вывозиться рабы. В 1517 г. торговлю людьми официально одобрил Карл V. С середины XVIII в. торговля рабами приобрела огромные масштабы. По мнению историков, в XV-XIX вв. работорговцы только из Африки вывезли 80 млн. человек. Ограбление колоний, масштабная работорговля, эксплуатация туземного населения стали важным источником первоначального накопления капитала и прогресса европейских государств.

Происходивший в Европе процесс первоначального накопления капитала свидетельствовал о том, что традиционная патриархальная медлительность Средневековья стала уходить в прошлое. Начался процесс модернизации, который включал в себя ускоренный рост городов и использование машин в производстве, демократизацию политических структур и обмирщение сознания. Стала формироваться новая система представлений о роли человека, об отношении у государственной власти. На базе старого Средневековье в Европе стала зарождаться новая индустриальная цивилизация. Переход к индустриальной цивилизации характеризовался попытками насильственным путём перестроить мир. Революция стала ключевым словом эпохи: Нидерландская (1556-1609 гг.), Английская (1640-1660 гг.) и Французская (1789-1794 гг.) революции.

Нидерланды в XVI в. являлись частью Священной Римской империи, глава которой Карл V был одновременно королём Испании. Власти Испании ввели в Нидерландах инквизицию и преследовали со всей жестокостью «еретиков». В 1556 г. в южных провинциях вспыхивает восстание, которое затем охватывает и северные провинции Нидерландов. В 1579 г. был оформлен союз семи северных провинций в борьбе против Испании (Утрехтская уния). После обретения независимости Нидерланды выходят на лидирующие позиции по уровню экономического развития. В Нидерландах интенсивно шёл процесс первоначального накопления капитала, основным источником которого стала внешняя торговля. Центром мировой торговли стал г. Антверпен, где была открыта первая в Европе товарная биржа и были сосредоточены финансовые конторы Европы.

Во второй половине XVII в. Нидерланды начинают обгонять Англию. В стране начинает формироваться национальный рынок, возникли торговые компании. Они стали активно заниматься внешней торговлей, которая обусловила резкое увеличение спроса на промышленные товары. Но старая цеховая система уже не удовлетворяла спрос. На смену цеховой организации начинает приходить мануфактурное производство, распространённой формой которого стала рассеянная мануфактура. С одной стороны, цеховая система мешала предпринимательской деятельности; с другой, в существовавших условиях ограничений богатые предприниматели стремились в деревню, где из крестьян формировалась наёмная рабочая сила. Промышленность, развивающаяся на новых капиталистических началах, увеличивала производство продукции. За столетие (1551-1651 гг.) добыча угля, например, в Англии увеличилась в 14 раз, добыча олова, свинца, меди и соли – в 6-8 раз, добыча железной руды возросла в 3 раза.

Капиталистический способ производства активно развивался не только в промышленности и торговле, но и в аграрном секторе. Происходит рост товарности земледелия и животноводства, спроса на сельхозпродукцию, совершенствование орудий труда и агрометодов. Все это привлекло зажиточных людей в деревню, которые становились капиталистическими фермерами. В XVII в. земельные владения зажиточных крестьян по своему характеру уже приближались к буржуазной собственности. Одновременно начался процесс расслоения крестьян.

По мере экономического роста обострялись противоречия между новой реальностью и старыми формами управления, старыми традициями. Политическая власть в Англии продолжала оставаться в руках короля и дворянства. Но власть короля уже была ограничена парламентом, что не удовлетворяло монарха. К концу XVI в. конфликт между ними обострился.   Карл I распустил парламент и созвал его только тогда, когда потребовались деньги для подавления восстания в Шотландии. Один из созванных парламентов был через несколько недель распущен («Короткий парламент»), а другой – заседал 12 лет («Долгий парламент»). Второй парламент стал добиваться ограничение власти короля, который объявил ему войну. Началась гражданская война (1642-1648 гг.), которая закончилась победой сил парламента во главе с Оливером Кромвелем.

После смерти Кромвеля правление короля было восстановлено. Но в 1688-1689 гг. был совершен государственный переворот («Славная революция»). Была провозглашена свобода торговли и предпринимательства. «Билль о правах» 1689 г. ограничил компетенции короля во всех сферах в пользу парламента. Этим документом были заложены основы буржуазной конституционной монархии, была четко определена система власти.

В Англии с конца XVII - начала XVIII в. страной стала править партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство стало формироваться из лидеров победившей партии и оно стало подотчетно парламенту.

Английская буржуазная революция ускорила процесс формирования буржуазных отношений в странах Западной Европы, нанесла сокрушительный удар по феодализму. Так, например, в конце XVIII в. революция произошла во Франции (Великая французская революция, 1789-1799 гг.).

В конце XVIII в. 99% населения Франции составляло третье сословие, в состав которого входили буржуазия, городские рабочие, ремесленники, крестьянство, беднота. Их объединяло отсутствие политических прав и стремление к переменам в обществе. Сложилась ситуация, когда феодально-абсолютистский строй уже не соответствовал как потребностям развития страны, так и реалиям дня.

В 1789 г. Людовик XVI, король Франции, в ответ на складывающуюся ситуацию созвал Генеральные штаты (до этого они не собирались 175 лет). Представители третьего сословия провозгласили себя сначала Национальным собранием, а затем Учредительным собранием. Людовик XVI отказался признавать это решение, начал военные приготовления. В ответ население Парижа восстало, штурмом взяло главную тюрьму королевства – Бастилию. Так началась Великая французская революция, в ходе которой можно выделить три этапа: с 14 июля 1789 г. по август 1792 г.; с августа 1792 г. по июнь 1793 г.; с июня 1793 г. по июль 1794 г. Революция сопровождалась ожесточенной борьбой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Кардинально был решен аграрный вопрос: общинные земли и земли противников революции были переданы крестьянам. Уничтожались все феодальные права и привилегии. Церковь была отделена от государства. Король был казнен. Была принята конституция (24 июня 1793 г.), где Франция была провозглашена республикой. Революционные преобразования закончились революционным террором – якобинская диктатура. Правительство якобинцев возглавлял Робеспьер. Его деятельность вызвала недовольство не только среди верхов общества, но и среди низших слоёв. 27 июля Робеспьер и его сторонники были арестованы и казнены. Эти события (термидорианский переворот) ознаменовал начало конца революции. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры.

В конечном итоге, буржуазные революции XVII-XVIII вв. положили конец феодальным порядкам в Европе. Экономический, социальный и политический облик европейской цивилизации испытал кардинальные изменения. На место феодального стало проходить буржуазное государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.016 с.)