Византийская империя ( IV - XV вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византийская империя ( IV - XV вв.)



На территории Римской империи сформировалась не только Западная средневековая цивилизация, но и Византийская православная цивилизация.

Византийское государство считало себя законной наследницей Рима. Столицей империей в 395 г. был объявлен Константинополь, который первоначально назывался Новым Римом. Жители Византии называли себя ромеями(римлянами), а свою империю Ромейской (Римской). Русские называли этот город Царьградом. Турки переименовали в 1453 году Константинополь в Стамбул.

Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Государство имело сложную этническую  структуру - греки, армяне, грузины,   арабы, копты, иллирийцы, евреи - краткий перечень народов, проживающих в Византии.

Поддержание стабильности в таких условиях предполагало наличие сильной государственной власти. Одновременно, сильная государственная власть была необходима для отражения постоянных вторжений со стороны арабов и турок, болгар и восточных славян, западноевропейских рыцарей.

На протяжении всей своей истории Византия оставалась централизованным государством. Основными чертами её устройства были:

- Носителем верховной власти являлся император, наделенный сакральными (священными) функциями;

- Существовали бюрократический аппарат с жёстким соподчинением, налоговая система, тайная полиция, финансовые службы;

- Особым влиянием обладало внешнеполитическое ведомство;

- Государству принадлежали большие площади земель;

- Под контролем правительственных служб находилась ремесла и торговля, действовала разработанная система государственных монополий на производство и продажу отдельных изделий.

Особую роль государства в византийской цивилизации подчеркивала идеология. Считалось, что, наряду с единым Богом, единой истинной верой и единой истинной церковью должна существовать и единая христианская империя, защитница веры и церкви. За империей и закрепилась роль своего рода мессии, спасителя. Для Византии эти представления имели тоже значение, что и идеи патриотизма или национальные чувства в новое время. Они являлись фактором жизнеспособности византийской цивилизации, создавали духовную опору для противостояния внешнему натиску.

Приоритет государства отразился и в особом положении Византийской церкви. Если неформально, то реально император был ее подлинным главой, обладая правом назначать и смещать патриархов.

Между Восточной христианской церковью и Западной имелось множество догматических различий. Наиболее существенным было то, что византийская православная церковь не претендовала на светскую власть, не посигала на прерогативы последней. На западе папство и светские власти боролись за лидерство в христианском европейском обществе, враждовали, взаимно порицали друг друга. И на Востоке церковь подчинялась государству и отошла от политической борьбы. Историки видят в этом один из источников формирования самодержавных начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне её цивилизационного влияния (среди них и московская Русь). С другой стороны, православная церковь жила более напряженной духовной жизнью, она стала основой духовной жизни Византии, фактором сплочения империи и населявших её народов.

Борьба   Западной (католической) и Восточной (православной) церквей завершилась в 1054 г. их разрывом: Папа Римский и константинопольский Патриарх обменялись взаимными отлучениями от церкви. Надежда сохранить единство христианской церкви рухнула. С тех пор в Западная Европа смотрела на Византию как на раскольницу, с явным чувство недовольства.

Таблица № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.006 с.)