От Древней Руси к централизованному российскому государству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От Древней Руси к централизованному российскому государству



  Возникновение идеи о том, что именно Москва является «третьим Римом» основывалось на представление о том, что Московское государство, являясь православным христианским государством, развивает ранее заложенные в Риме христианские традиции.

Христианство Русь приняла в   988 г, когда князь Владимир I в качестве основной религии выбрал православие. Крещение на Руси затянулось на столетия.

Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. На первом месте был Даждьбог - бог солнца. Почитались также Велес-покровитель стад, Перун – бог грозы, Стрибог - бог ветра. У славян не было храмов, как у греков, но были  свои ритуалы богослужения. Не было сословия жрецов, но были волхвы, которые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников-пращуров, прародительниц рода - рожениц. Славян окружали домовые, лешие, водяные, русалки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары. С принятием христианства Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. В связи с расколом христианства в 1054 г. на католичество и православие православная Русь оказалась на особом положении в христианском мире, так как представляла собой крупное, сильное государство.

Древнерусское государство возникло на территории проживания славянских племен. Славянский этап в формировании русского этноса   относят к IV-V вв. н. э. В исторических источниках отмечается в это время появление племен антов и склавинов, словен, венедов. В VI-VIII вв. словенские племена заселили земли между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра, постепенно продвигаясь на север и восток. Они объединялись в племенные союзы. В источниках отмечаются 3 центра объединения восточнославянских племен: Куяба (Куява), Славия, Артания.

Крупные племенные объединения восточных славян Куяба (Куява) - область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Её центром был Новгород. Местоположение Артании точно не установлено. Летописи донесли до нас предания о княжении в Куябе (Куяве)  братьев Кия, Щека и Хорива и сестры Лыбеди, которые основали город Киев.

Самая известная древнерусская летопись «Повесть временных лет» (составленная, как полагают в XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором) дает описание каждого племенного союза славян с указанием места их расселения. Племенной союз мог включать в себя 100-200 отдельных племен.

По среднему течению Днепра, т.е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян-уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи; по берегам Припяти - древляне; к северу от Припяти до Западной Двины -дреговичи; по рекам Оке и Москве - вятичи; в междуречье Днепра и Десны -  радимичи; вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене). Наиболее развитым было племя полян.

До образования государства важной ступенью развития и политического устройства была «военная демократия», когда в руках вождей племен собиралось все больше богатств. Они превращались в племенных князей, вокруг которых формируется воинская дружина. Постепенно в их руках сосредоточилась не только военная сила, но и вся организация системы управления, ресурсы племени.

Древнерусское государство возникло в 862 г. С этого времени до 1598 г. в русских землях правила династия Рюриковичей, потомков варяга Рюрика (862-879 гг.). Согласно древнерусской летописи «Повесть временных лет» славянские племена в Новгороде обратились к варягам с предложением прийти на Русь для правления. На их призыв откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти братьев Рюрик стал править один. Эти сообщения в летописи послужили основанием для создания норманнской теории (немецкие ученые Г.Ф. Миллер и Г. – З. Байер. XVIII в.), согласно которой средневековое русское государство было основано скандинавами (варягами, норманнами, викингами).

Первым противниками «норманнской теории» выступил в XVIII  в. М.В.Ломоносов. Они другие историки «славянской теории» доказывали, что  ещё в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные племенные союзы с чертами ранней государственности (Куяба, Славия и Артания). В современной историографии выдвинута «карельская версия» (В.И. Паранин): государство восточных славян базировалось в VI-VIII вв. на карельском перешейке с центром в Старой Ладоге. Именно в этот город пришел с дружиной Рюрик, затем переместился в Новгород и стал создавать свое государство. На Украине создателем древнеукраинского (не древнерусского)  государства считают не норманна Рюрика, а западного славянина (венеда) Рюрика.

Рюрик умер в 879 г. После него правил его воевода Олег (879-912 гг.), который в 882г.  сделал столицей Древней Руси  г.Киев и в 907 г. заключил первый договор с Византией. После Олега правил сын Рюрика Игорь (912-945 гг.), заключивший два договора с Византией (941, 944 гг.). Игоря сменила жена Ольга (945-969 гг.). Она управляла вместо Святослава, который сначала был мал и затем почти непрерывно воевал (945-972 гг.). В ходе борьбы за власть между тремя сыновьями Святослава (972-980 гг.) победил Владимир I (980-1015 гг.), крестивший Русь (988 г.).

После борьбы между сыновьями Владимира I Святого (1015-1019 гг.) правил Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). Единоличным его правление стало после смерти брата Мстислава в 1036. Ярослав Мудрый в 1036 разгромил печенегов на реке Альте, утвердил Русскую Правду, построил Софийский собор в Киеве, поставил своего митрополита (1051 г.). Софийские соборы были возведены также в Новгороде и Полоцке.

После борьбы внутри Дома Рюриковичей в 1097 г. на съезде в Любече князья договорились о том, что каждый будет владеть землей, доставшейся ему от отца. Начавшуюся феодальную раздробленность удалось временно преодолеть Владимиру II Мономаху (1113-1125 гг.) и его сыну Мстиславу (1125-1132 гг.).

Во второй половине XII в. Юрий I Владимирович Долгорукий (1154-1157 гг.) и Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174 гг.) перенесли центр российского государства на северо-восток, в Суздальское княжество, а при Всеволоде Юрьевиче (1176-1212 гг.) центром стал Владимир, правители которого стремились занять Киев по инерции.

В период феодальной раздробленности в разных землях Руси были свои особенности. В Новгороде приглашали князья, выбирали на вече посадника и архиепископа. Во Владимиро-Суздальской земле главную роль играл князь. В Галицко-Волынском княжестве князь вел тяжелую борьбу против влиятельных бояр. Единства на Руси не было.

Основные особенности и характерные черты социально-экономического и культурного развития в период становления и развития Древнерусского государства отражены в нижеприведенной таблице:

Таблица № 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.006 с.)