Демократическое направление в общественной мысли в России во второй четверти XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократическое направление в общественной мысли в России во второй четверти XIX в.



Социальная основа

Образованная часть дворянской и разночинной интеллигенции

Идеологи

В. Г, Белинский, А.И. Герцен

 

М.В. Буташевич-           Петрашевский (петрашевцы)

Теоретическая основа

Из философской системы Г.В.Ф. Гегеля.

а) отражали основной постулат "все разумное действительно и все действительное разумно" как оправдывавший сохранение существующих порядков;

б) воспринимали диалектику как обоснование неизбежности социально - политических изменений (даже и революционным путем)

Из социалистических теорий Ш. Фурье, Р. Оуэна, К.А. де Сен-Симона

 восприняли идею об идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан, коллективной собственности, обязательном труде и равном распределении продуктов труда

Цель

Демократизация общественно-политического строя России

Методы деятельности

Пропаганда демократических идей в кружках, публицистике, философских, литературных и драматических сочинениях

Главное требование

Освобождение крепостных крестьян землей и без выкупа

Особенности социально-политических программ

 

В.Г. Белинского

А.И. Герцена

М.В. Буташевича-Петрашевского (петрашевцев)  

Умеренные требования:

-Строгое исполнение законов

-Гарантии прав собственности

-Гарантии прав личности

-Прекращение полицейского произвола

-Отмена телесных наказаний

Теория "русского социализма":

-Ликвидация помещичьих землевладений

-Наделение крестьян землей

-Введение крестьянского самоуправления.

-Укрепление крестьянской общины, как ячейки социалистического общества, чтобы избежать "язв капитализма»

Радикальные требования: -Ликвидация самодержавия -Установление республики с однопалатным парламентом  -Выборность всех правительственных органов -Равенство всех граждан -Свобода слова и печати. -Признание возможности подготовки революции (вооруженного восстания)      
           

 

Для первой половины XIX в. был характерен необычайный взлет российской культуры. Этот период называют «золотым веком». Россия в культурных достижениях не только шла вровень с Европой, но и часто опережала ее. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.  Однако консервативность политики императоров Александра I и Николая I сдерживала развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, в культуре которого складывались собственные традиции.

На рубеже XVIII и XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р. Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н.М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В.А. Жуковского шло новое направление – реализм, представителями которого были А.С. Грибоедов и И.А. Крылов. Утверждение этого направления связано с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Среди памятников архитектуры нужно назвать Казанский и Исаакиевский соборы в Петербурге (А.Н. Воронихин), здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров), Михайловский дворец, Главный штаб (К.И. Росси), памятник Минину и Пожарскому (И.П. Мартос) в Москве. Прогрессивные направления и передовые идеи в живописи выражали художники А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, А.А. Иванов и др. Народные мелодии и национальная тематика были свойственны музыкальным направлениям М.И. Глинки («Жизнь за царя»),  А.С. Даргомыжского, А.Н. Верстовского и др. Популярным на сцене Малого театра был выходец из крепостных крестьян актер М.И. Щепкин (образы городничего в «Ревизоре» и Фамусов в «Горе от ума»).  

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Основные направления внешней политики России определились еще в XVIII в., когда страна стала складываться как огромная европейская империя. На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. главной целью западного направления было сдерживание агрессивной политики Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционными движениями.  

На юге сложились весьма непростые отношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием Черноморского побережья в конце XVIII в. и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Важнейший проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопуск в Черное море иностранных военных судов также было одной и задачи российской дипломатии.  

На Кавказе интересы России сталкивались с притязанием Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию.

В 1853 г. Николай I воспользовался спором из-за того, кому быть блюстителями храма в Иерусалиме и Вифлееме - православному или католическому духовенству. Турецкий султан отдал предпочтение католикам. На стороне Турции выступали Англия и Франция. Главные события развернулись в Крыму, где русские потерпели ряд поражений и были вынуждены после 349-дневный осады сдать Севастополь.

Крымская война 1853-1856 гг. стала для николаевского режима экономической и военно-политической катастрофой. Мобилизация огромных ресурсов могущественной империи оказалось малоэффективной. Их переброска к крымскому театру военных действий была затруднена отсутствием железных и вообще приличных дорог. Парусный флот, неспособный сражаться против англо-французского парового флота, был затоплен при входе в севастопольскую бухту. Европейские солдаты из своих новейших дальнобойных нарезных ружей с безопасной дистанции скашивали целые шеренги русских солдат, вооруженных кремневыми ружьями. Крымская катастрофа была цивилизационным поражением отсталой России от передовых западных стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.006 с.)