Арабо-мусульманский халифат. Османская империя и Иран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабо-мусульманский халифат. Османская империя и Иран.



После распада Римской империи часть её  восточной территории была завоевана арабами. Объединение арабских племен произошло на основе ислама. Создателем ислама был Мухаммед (570-632 гг.), торговец из Мекки. Он уверовал, что является пророком единого Бога - Аллаха.

Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном государстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и религиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Палестину и Сирию, но в 632 г. умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд  его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети. Вождь, наследовавший Мухаммеду, носил название халифа. Арабское государство называлось халифатом.

Была составлена священная книга ислама - Коран, большая часть которого написана стихами. Коран является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т.д. Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах - единственное божество, а Мухаммед - его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж - паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей ради торжества Ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (назваемой газават).

Мухаммед и первые халифы (избранные наследники) создали особую разновидность государства, которое принято называть теокротическим (теос -бог, кратос - власть). Государство Арабский халифат называется теократическим государством. В Арабском халифате (632 -1258 гг.) вся религиозная, военная и административная власть сосредотачивалась в руках халифов. После убийства четвертого  халифа - Али - мусульманами управляла династия Омейядов (661 - 750). Центром страны был Дамаск. В результате жестокой резни Омейядов сменили Аббасиды (750 – 1258 гг.), которые перенесли столицу в Багдад. В середине VIII в. под властью арабских халифов оказались Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731 г.), у Константинополя византийцами (718 г.), а также китайцами. Государство халифов простиралась от Атлантического океана до реки Инд. Ни одно государство никогда не было больше его.

Местное население на захваченных территориях довольно быстро исламинизировалось, чему способствовала экономическая политика халифов: мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру, -высокий поземельный налог (от одной  до двух третей урожая) и подушную подать. Войны- арабы, бывшие бедуины, расселялись на новых местах, а вслед за ними приходили арабы-горожане, носители довольно высокой культуры. За счёт смешанных браков активно шла арабизация пестрой по этническому составу цивилизации.

Халифат представлял собой военную деспотию. Ближайшим лицом к халифу был визирь, который отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционирующей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и их сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была «палатка», объединявшая семью как часть рода, племени.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился «вакф». В военных трофеях он составлял до 20%. Всё население платило поземельный налог – «харадж» - десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско. Немусульманское население платило дополнительную подушную подать, от которой можно было избавиться, приняв ислам. Быстрое распространение получил арабский язык.

Государство обладало правом верховной собственности на землю. Государство, как в целом на востоке, стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту - налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот запрет касался также владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников.

Однако огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, оказалась весьма непрочным образованием. Только что созданная государственность не обладала силой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономическом и культурном отношении регионы. Централизованная власть ослаблялась борьбой различных группировок за политическое первенство.

К IX в. правители наместничеств – эмиры - превратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Политическая карта Ближнего Востока без конца менялась: новые султанаты и эмираты то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Халифы продолжали существовать, но в действительности сохраняли в основном лишь духовную власть. В конце X в. арабские территории попали под влияние Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое существование, когда монголы захватили Багдад. Преемницей Арабского халифата считала себя могущественная Османская империя, которая продолжала вести завоевательную политику и являлась серьезной угрозой европейским странам вплоть до XIX в.

  История Османской империи начинается в XIV в., когда образовался Османский эмират, который получил свое название от правителя Османа I (1282 - 1326 гг.).  В XV в. Османский эмират превратился в могущественную империю. Новое государственное образование под управлением султанов просуществовало с 1299 по 1923 гг. В Европе империю называли Оттоманской империей, Высокой (блистательной) Портой или просто Портой. В период расцвета в XVI - XVII вв. в Османскую империю входили Малая Азия (Анатолия), Ближний Восток, Северная Африка, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. В правление Сулеймана Великолепного (1520 - 1566 гг.) империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. Он вошел в историю Турции как Кануни-Законодатель. Он провел реформы, укрепившие милитаристское теократическое государство. В административном отношении страна была разделена на 21 вилайет и 250 санджаков. Армия состояла из трех частей. Костяк составляла пехота из янычар, пленных юношей в основном христианского происхождения, воспитанных в духе слепой преданности султану и находившихся в привилегированном положении. Наместники провинций, князья, правители отдельных территорий формировали феодальное ополчение. Значительную по численности и важную по роли часть войска составляли кочевники. За феодалами в Турции, как и в Европе, закреплялись участки земли (тимар, зиамет, хас). Военные несли службу, получая доходы с закрепленных владений. Военное сословие (аскери) выполняло военно-административные функции. «Райя» (стадо), то есть крестьяне, ремесленники, торговцы, платили государственные налоги, налоги на недвижимость, скот, воду и т.д. Султан остался халифом - главой ислама. Он советовался с Диваном - совещательным органом из высших сановников. Он назначал визиря и шейхил-ислама, возглавлявшего улему - корпорацию высшего духовенства. Большую роль в жизни турецкого общества играли муфтии (законоведы), кадии (судьи) и имамы (духовные руководители). Все они заканчивали медресе (от арабского «изучать»), учебные заведения при мечетях (от арабского «место поклонения»).

Сложившиеся в империи военно-ленная система успешно работала в условиях, когда земли всем хватало, когда в страну потоком поступала обильная военная добыча. Но в XVI в. площадь обрабатываемых земель империи практически перестала расти, тогда как рост населения, напротив продолжался, к тому же весьма быстрыми темпами. Казна лишилась своей доли налогов. Всё это вызвало серию народных восстаний. Результатом было как сокращение доходов казны, так и упадок воинского могущества империи. Ухудшение положения военного сословия и крестьян определило кризис военно-ленной системы.

В 1656 г. великим визиром стал Махмед Кепрюлю, который провёл в Турции серию реформ. Смысл их сводился к укреплению структуры за счет восстановления боеспособности тимаров, оживления распадавшейся тимарной системы. Это привело к укреплению дисциплины в войске, в результате чего повысился авторитет центральной власти и были даже одержаны некоторые победы. В частности, в 1681 г. была присоединена Левобережная Украина. Но явления, вызвавшие кризис, не были ликвидированы. В XVIII в. они проявились с ещё большей силой. Уже на рубеже XVII - XVIII в. Турция потерпела ряд серьезных поражений в войнах. И хотя в начале XVIII в. она всё же смогла взять реванш в войнах с Венецией, Австрией и Россией, дни её военно-политического могущества были уже сочтены.

 Всё чаще та или иная европейская держава в итоге войны с Турцией добивалась определенных льгот либо преимуществ в торговле – «капитуляций». С середине XVIII в. «капитуляции» стали превращаться в неравноправные договоры, представлявшие односторонние преимущества европейцам.

К концу XVIII в. местные династии Северной Африки, Аравии, Ирака уже слабо контролировались турецким правительством. Египетская экспедиция Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв. было еще одним чувствительным ударом по Османской империи. В 20-е годы XIX в. начались восстания на Балканах, в ходе которых добилась независимости Греция, значительной автономии - Сербия. Наступала эпоха самостоятельного существования большинства стран и территорий, входивших в состав Османской империи. Начиная с этого времени, Турция фактически теряет самостоятельность в международных делах, а сохранение империи в качестве крупного военно-политического объединения во многом стало зависеть от разногласий между державами, не желавшими за счёт изменения статуса Османской империи нарушать сохранившийся политический баланс в Европе.

Новая серия реформ в Османской империи была связана с именами султанов Селима III (1789-1807 гг.) и Махмуда II (1808-1839 гг.). Главным стало стремление реформаторов покончить с военно-ленной системой как таковой и тем более с таким уродливым проявлениями её, как корпус янычар. Основной упор в ходе реформ был сделан на создание реформированный по европейскому образцу армии, включая артиллерию, флот, инженерные войска. В качестве специалистов-консультантов были приглашены офицеры и преподаватели из европейских стран. В 1826 г. был ликвидирован янычарский корпус.

Были внесены изменения в систему администрации (созданы некоторые новые министерства и ведомства по европейскому образцу), в порядок налогообложения, в сферу культуры (почта, газеты, больницы, учебные заведения).

В 1839 г. по начало 70-х гг. XIX в. в турецком обществе проводились реформы, которые получили название «танзимат» («упорядочение», «реформы», «преобразования»). Султан Абдул-Меджид реализовал программу, которую разработал бывший посол во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800-1858 гг.). В султанском манифесте (1839 г.) впервые в мусульманско-восточной традиции содержалась идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Декларировались свобода собственности, безопасность жизни, охрана чести и достоинства «без различия вероисповедания и национальной принадлежности». Запрещалась конфискация имущества, введение соразмерных налогов, ужесточалось преследование взяточничества, армия перестраивалась по прусскому образцу.

При о управителях крупных территориальных образований - вилайетов и санджаков - были созданы меджлисы - совещательные органы с участием немусульман. В 1856 г. было провозглашено полное равенство мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении.

Вершиной «Танзимата» стало принятие Конституции в 1876 г. Движение «новых османов» считало, что принятие конституции позволит получить поддержку европейских стран в борьбе с Россией. За подданными султана признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности - на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, свобода печати, право на занятие любых административных должностей. Предусматривался созыв двухпалатного парламента. Члены Сената назначались султаном пожизненно. Нижняя палата избиралась. Султан назначал правительство. Он мог распустить парламент, объявить военное положение, контролировал внешнюю политику, обнародовал законы.

Демократия оказалась недолгой: парламент был распущен, Конституция 1876 г. прекратила свое действие. Оппозиция совершает государственный переворот и устанавливает деспотический режим.

В 1889 г. движение за реформы вспыхнуло с новой силой. В Стамбуле возникла организация младотурков. Но во главу угла была поставлена доктрина исламизма. Это позиция прослеживалась после победы в 1908 г. младотурецкой революции: почти сразу же начались гонения на немусульманские народы. Парламент был восстановлен, но это отнюдь не устранило проявлений деспотизма. В парламент не допускались нетурецкие народы. Большие препятствия продолжали стоять на пути развития капитализма.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне началось в стране освободительное движение, во главе которого встал генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Eгo сподвижников стали называть «кемалистами». К концу 1922 г. войска «кемалистов» освободили почти всю территорию собственно Турции. Султанат был упразднен, а Турция в 1923 г. провозглашена республикой со столицей в Анкаре. «Кемалисты» начинают проводить радикальные преобразования.

Ко времени завершения борьбы за независимость Турция представляла собой экономически слаборазвитую страну, ее экономика носила аграрный, полуколониальный характер. Реформаторы развернули большую работу по преодолению отсталости. Главным содержанием экономической политики «кемалистов» стал «этатизм», т.е. ведущая роль государства, политика государственного капитализма. Наряду с этим, всемерно поощрялась и частная инициатива.

Религия была отделена от государства. В 1926 г. свод норм мусульманского права (шариат) был заменен современными кодексами. Запрещалось многоженство. Из ведения мулл была изъята система судопроизводства. Выходной переносился с пятницы на воскресенье. Началась реформа системы образования. Женщинам были предоставлены избирательные права.

После окончания Второй мировой войны вплоть до конца XX в. Турция в своем развитии ориентируется на страны Западной Европы и Соединённые Штаты. В 1949 г. после образования военно-политического блока НАТО страна стала его постоянным членом.

Другая часть арабского халифата - территория, где сегодня располагается Исламская Республика Иран в отличие от Османской империи утратила в XIX в. не только экономическую, но и политическую самостоятельность.

 В Иране в XIX в. правили шахи из династии каджаров, одного из тюркских племен. В Иране не было сильной национальной армии, централизованного государственного аппарата, единой налоговой системы. Иран не смог противостоять колониальным устремлениям России и Англии. В результате русско - персидских войн 1804-1813 гг. и 1824-1826 гг. к России отошли территории современных Азербайджана, Армении и Грузии. В Афганистане и Туркестане интересы Англии и России сталкивались.

Проведение реформ для Ирана было жизненной необходимостью. Визирь и главнокомандующий Амир Кебир  укрепил государственный аппарат, создал постоянную армию, поощрял местных предпринимателей, основал первую школу европейского типа, направил студентов для обучения за границу. Реформами были недовольны духовенство и некоторые феодалы. Реформатор был обвинен в измене, сослан и убит (1852 гг.).  Основной формой проникновения иностранного капитала в Иран стали концессии, предоставление российскому или английскому капиталу права вести свою деятельность на территории государства. Это вызвало недовольство населения. В 1896 году Насер-эд-дин шах был убит.

Особенности в развитии было то, что иранцы в отличие от большинства мусульман, являющихся сторонниками суннизма, исповедуют шиизм. Четвертым халифом у арабов был Али, кровный родственник Мухаммеда. Приверженцы Али (шия - Али, или партия Али; «шия» по-арабски означает партия, секта, схизма) не признавали законности предыдущих халифов, так как те были не из рода пророка, но «избраны» общиной, что шииты считали узурпацией власти. Али, его сыновья Хасан и Хусейн были убиты. Шииты потерпели поражение, но укрепились в Иране и Ираке. В Ираке шиизм стал религиозным выражением борьбы персов против арабских завоевателей.

Шииты законными преемникам пророка Мухаммеда считают только его сородичей - потомков и признают одиннадцать законных имамов - потомков Али. Шииты отвергают сунну - сборник преданий о пророке, составленный еще при первых халифах. Иранцы верят в то, что двенадцатый имам еще в IX в. таинственно скрылся и где - то пребывает невидимо. Поэтому светские правители Ирана шахи - выступают как бы временно исполняющими обязанности высшего духовного суверена, возглавляют исполнительную власть. Шииты исходили из того, что скрытый имам в конце концов объявится как спаситель - махди. «Махдизм» с начала XVI в. стал в Иране официальной государственной религией.

В 1844 г., через тысячу лет после исчезновения двенадцатого скрытого имама, сеид Али Мухаммед (сеиды - потомки пророка) объявил себя сначала Бабом (вратами, через которые мессия спустится на землю), а потом самим «Махди». Заключенный в крепости новый пророк в написанной им книге выступал за справедливость, за гарантии прав и имущества, против произвола властей и засилья иностранцев. Последователи Баба шли дальше, требуя всеобщего равенства, включая и равенство женщин. Они добивались раздела и общности имущества. Бабидские восстания были подавлены. Баб и eгo сподвижники казнены.

Такое развитие событий вызвало у шахов своеобразный антиреформаторский комплекс: они больше полагались на иностранную помощь. К концу XIX в., в отличие от Турции, где прошли танзиматские реформы, Иран превратился в зависимое полуколониальное государство. На севере, включая Тегеран, преобладающим было русское влияние. На юге, в районе Персидского залива, - английское.

В декабре 1905 г. началась иранская революция. В стране проходили мощные демонстрации. В городах создавались революционные энджумены, своеобразные советы. Эти органы народной власти контролировали местную власть, цены, основывали школы, издавали до 350 газет и журналов.

 Развернулось движение «муджахидов» - борцов за веру, за идею, за справедливость. Часть муджахидов - федаи (федаины) - была готова идти на самопожертвование, например при осуществлении террористических актов. В Иране использовалась и такая форма борьбы, как «бест». Это сидячая забастовка на территории мечети с выдвижением конкретных требований к властям.

 В 1906 г. в Иране был введен конституционный режим и созван меджлис, который уже летом 1908 г. был распущен. Шах был свергнут оппозицией и бежал в Россию. Попытки нового шаха опереться на новый меджлис и помощь американских советников закончились оккупацией значительных территорий страны английскими и русскими войсками. Революция была разгромлена, а новое шахское правительство признало в 1912 г. англо - русское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния.

После Первой мировой войны летом 1919 г. англичанам удалось установить полный контроль над ресурсами и внутренней политикой Иранского государства. В Иране началась освободительная борьба, которая закончилась провозглашением Реза - хана новым шахом династии Пехлеви. Идея республиканизма не поддерживалась  шиитским духовенством.

В условиях Второй мировой войны СССР и Англия в августе 1941 г. оккупировали Иран. Прогермански настроенный Реза отрекся от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза.

После окончания Второй мировой войны в Иране стало усиливаться влияние США. С началом 60-х годов XX в. в стране проводится серия реформ, которая включала в себя комплекс преобразований, направленных на преодоление социально-экономической и культурно-технической отсталости страны. Так в бедной и отсталой стране началась модернизация. Но главный объект модернизации - неграмотное и невежественное, в основном сельское, население не было готово к быстрым переменам. Понадобились силовые методы, как в петровской России. Ставка на силу, а также пренебрежение к духовенству стали главными просчетами шаха и в итоге привели к падению династии.  

Духовенство во главе с аятолла Хомейни начало формировать массовое движение протеста, используя мечети, религиозные церемонии и периодически повторяющиеся траурные манифестации. В результате продолжительного и постоянного массового давления на монархию шаха вынудили покинуть страну в январе 1979 г. А уже 1 февраля из Парижа в Тегеран прибыл самолет, который привез Хомейни и его команду. Итогом стала победа исламской революции в феврале 1979 г.

В марте 1979 г. состоялся референдум о форме будущего государственного устройства. 1 апреля была провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ). Во главе нового государства встал аятолла Рухолла Мусави Хомейни, который стал проводить политику укрепления позиции государства в арабском мире и международном сообществе.

 

Китай

На востоке наряду с арабо-мусульманской цивилизацией возникла китайская цивилизация. На рубеже II-III вв. на территории современного Китая заканчивается древний период и начинается Средневековье. Средние века в Китае начались раньше, чем в Европе. Феодальные отношения формировались в особом «восточном» варианте. Трансформация осуществлялась в духовной сфере, изменилась государственная структура, совершенствовалась нравственная основа существования. Огромное влияние на эти процессы оказало новое учение - конфуцианство.

В середине первого тысячелетия до н.э. философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.

Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать своё место и вести себя так, как подобает при его положении. Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качества должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей.  

Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность власти перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.  

Конфуцианство существовало одновременно с другими религиозными учениями. В VI-V вв. до н.э., появилось учение философа Лао-Цзы - даосизм, в котором проповедовалось духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV - V вв. н. э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буддизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно в народной среде, однако никогда не вытесняли конфуцианства полностью. Скорее, они дополняли это рационалистическое, исполненное практицизмом учение мистическим осмыслением мира и человека.

В 206 г. до н.э. начала свое существование первая китайская династия - династия Хань, представители которой объединили отдельные территории в одну страну, снизили налоги, стали вводить в систему управления конфуцианские нормы. В III в. Китай распался на 3 самостоятельных государства (период Троецарствия, 220 - 280 гг.). В конце III в. была, предпринята попытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий.

В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами (варварами), а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро китаизировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.  

Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута начале VII в.

Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII пo начала Х вв.) и династией Cyн (Х – Х вв.). В эту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, искусство и особенно поэзия.

Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая, пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В 1280 г. Китай оказался во власти монголов, великий хан который - Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280-1368 гг.). Столицей государства был объявлен Пекин.

Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время. Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения.  

Буддийская секта «Белый Лотос», которая превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан родом из крестьян, бывший послушник буддийско монастыря, опираясь на свои войска и примкнувшим к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет).  

 Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Нарастание кризисных явлений начинается с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране.  В конце XVI в. последовал очередной кризис. Переломный момент в истории Минского Китая связан с крестьянским восстанием 1628—1644 гг., когда восставшие заняли Пекин и свергли правящую династию.

В 1644 г. Китай был завоеван маньчжурами. Маньчжурская династия Цин правила в стране до 1911 r. Как и их многочисленные иноземные предшественники на императорском китайском троне, маньчжуры, несмотря на сохраненные привилегии и официальное запрещение смешанных браков, быстро китаизировались.  

На вершине иерархии находился император - «Сын Неба», который являлся неограниченным властителем своих подданных, их собственности и даже жизни. Он жил в Запретном городе в центре Пекина, куда вход подданным был запрещен. Маньчжуры считали себя выше китайцев. Те обязаны были уступать маньчжурам дорогу, не имели права занимать высшие должности в государстве.

В XVI - XVII вв. в стране появляются первые европейцы-портутальцы, затем голландцы. Большую роль при дворе последних минских императоров играли католические миссионеры - иезуиты, познакомившие Китай с неизвестными ему инструментами и механизмами (часы, астрономические приборы), наладившие производство огнестрельного оружия. Однако китайцы считали «варварами» всех, кто не являлся китайцем, в том числе европейцев. Китайский император полагал, что является повелителем всего мира. Зарубежных послов заставляли выполнять унизительные церемонии. На кораблях, которые в конце XVIII в. доставили в Китай первое английское посольство, были вывешены флаги с надписью: «Носитель дани из английской страны». Власти Китая опасались влияния чуждых веяний и идей, способных изменить устоявшийся порядок вещей. Поэтому в 1757 г. император вообще запретил для европейцев въезд в страну, а торговлю разрешил только в одном порту - Гуанчжоу (Кантон). С этого времени Китай встал на путь самоизоляции.

Открытие Китая для европейцев произошло после вооруженного вторжения англичан и разгрома китайского флота в ходе первой опиумной войны (1839-1842 гг.). Для империи Цин наступил новый этап существования - период колониализма. Для англичан с целью осуществления торговли было открыто 5 портов. Великобритания захватила остров Сянган (Гонконг). Китай был обязан выплатить контрибуцию.

Чтобы выплатить контрибуцию, китайское правительство пошло на повышение налогов, основная тяжесть которых пришлась на крестьян. Недовольство налоговым гнетом и в целом властью маньчжуров вылилось в 1850 г. в мощное крестьянское восстание, вошедшее в историю как крестьянская война тайпинов. Восставшие захватили юг и Центральный Китай.

 Все эти события и явная неспособность маньчжурской династии справиться с восставшими начинают беспокоить европейские державы, лишь недавно открывшие двери Китая для колониального капитала. Осенью 1856 г. англичане высадили войска в Гуанчжоу. Начинается Вторая опиумная война (1856-1860). Китай вновь потерпел поражение, после чего вынужден был открыть ещё 5 портов на побережье и 3 порта на реке Янцзы. После этого европейцы активируют свою помощь маньчжурам в борьбе с тайпинами и помогают подавить восстание. Китай превращается в полуколонию Запада. Во второй половине XIX в. влияние Англии в Китае становится преобладающим. Свое влияние на Китай стремятся распространить и другие державы: Франция и Германия на юге страны; Россия в Маньчжурии. В конечном итоге, Китаю всё больше грозила утрата суверенитета.

В стране продолжает нарастать массовое недовольство правящей династией Цин. В конце XIX в. оформилось движение за коренное реформирование экономической и политической жизни. Был выдвинут идеал общественного равенства, предлагалось ввести конституционную монархию, развивать частное предпринимательство, обеспечить демократические свободы.

Особенностью развития общественно-политического движения было то, что оно тесно переплетаясь с растущим недовольством против нарастающего европейского влияния. Возникло мощное народное движение «ихэтуаней» (Отряды справедливости и мира), которое шло под лозунгом освобождения Китая от иностранцев. Восставшие громили христианские церкви, дома миссионеров, иностранные посольства и торговые лавки. Однако восстание было направлено не только против хозяйничавших в Китае иностранцев; в нем выразился и протест всего традиционного общества, стоящего на грани перемен, против попыток разрушить древний цивилизационный фундамент. Правительство Цыси, сделавшее ставку на ихэтуаней, потерпело поражение: оно не смогло выдержать интервенции европейских держав (1900 г.). Можно сказать, что это было поражение традиционного Китая, в котором и массы, и правящие круги сопротивлялись модернизации.  

Новый виток движения за реформы начался несколько лет спустя в Южном Китае, где вокруг миссионерских школ и колледжей концентрировалась радикально настроенная молодежь. Одним из ее представителей был и будущий глава революционного движения Сунь Ятсен (1866-1925 гг.).

 Основанный им Союз возрождения Китая ставил три важнейшие цели: национализм (свержение Маньчжурской династии), народовластие (республиканско-демократический строй) и народное благоденствие. По всей стране возникали и другие союзы и организации, ставившие примерно такие же цели.  

Революционный кризис, который особенно обострился после смерти Цыси (1908 г.), завершился революцией 1911 г. Однако смена власти не дала немедленно желаемых результатов. В стране воцарился хаос: власть оказалась в руках милитаристов - генералов; парламент, еще не набравший силу, то разгоняли, то восстанавливали; Сунь Ятсен то избирался президентом, то снова терял власть. Такая ситуация продолжалась примерно до 1917- 1921 гг., когда под влиянием событий в России революция в Китае вошла в свой новый этап. Основным геополитическим результатом революции в Китае для России стал акт провозглашения независимости Внешней Монголии. Обширная Монголия стала буферным государством между Россией и Китаем, а затем между СССР и КНР.

После свержения Цинской династии в 1912 г. была создана «партия гоминьдан», в 1921 г. основана Коммунистическая партия Китая (КПК). В 20-е годы XX века (до 1927 г.) в стране велась гражданская война между правителями провинции. В 1927 г. была восстановлена целостность страны. Во главе гоминьданского правительства стал Чан Кайши. Оно центром своей социально-экономической политики сделало дальнейшее укрепление государственного сектора экономики. Оно взяло под свой контроль систему финансов, а также создало сильный механизм государственного планирования экономического развития. При этом много делалось для поощрения частного предпринимательства. В 30 - е гг. ХХ в. усилилась конфронтация между Гоминьданом и компартией Китая, создавшей полупартизанскую Красную армию, численность которой к 1933 г. достигла 300 тыс. чел. Компартия сумела взять под свой контроль часть территории, где возникли «советские районы». В период 1930 – 1933 гг. Гоминьдан провел пять военных операций против «советских районов», в результате чего коммунистическая армия была разгромлена. В это же время начинается агрессия Японии против Китая. В 1931 г. была оккупирована Маньчжурия и создано марионеточное государство Маньчжоу-го (Государство маньчжуров) во главе с императором Пу И. Летом 1937 г. началось широкомасштабное вторжение Японии в Северный и Центральный Китай.

К концу Второй мировой войны в Китае шла гражданская война. СССР оказывал помощь коммунистам, США ввели в страну около 100 тысяч американских военнослужащих для поддержания Гоминьдана. К осени 1948 г. прокоммунистически настроенные войска под руководством Мао Цзэдуна насчитывали около 600 тысяч человек и разгромили в ноябре 1948 г. армии Чан Кайши.  

В апреле 1949 г. гоминьдановское правительство бежало из своей столицы Нанкина, а затем из Кантона, перебравшись на остров Тайвань. К концу 1949 г. НОАК победила в гражданской войне. 1 октября 1949 г. образовалась Китайская Народная Республика. На следующий день Советский Союз первым признал КНР. В 1950 г. был подписан Договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНР.  

После смерти Сталина (1953 г.) отношения между странами стали ухудшаться. Мао Цзэдун (1893-1976 гг.), один из основателей Коммунистической партии Китая и председатель ЦК КПК (с 1943г.), председатель правительства КНР, претендовал на освободившееся место лидера мирового социализма и коммунизма.  Председатель Мао отрицательно отнесся к критике культа личности Сталина Хрущевым, обвинял советское руководство в «ревизионизме», пересмотре основных положений марксизма-ленинизма-сталинизма.

 Мао перестал прислушиваться к советам «старших товарищей» из СССР. В 1960 г. советские специалисты были отправлены на родину. Связи между КПК и КПСС были разорваны. На границе китайской стороной были осуществлены крупные вооруженные провокации.  В 1956 г. КПК утвердила курс на строительство основ социализма, но уже в 1958 г. началось проведение политики «большого скачка», провозглашенной Мао Цзэдуном. «Десять лет напряженно труда, после чего десять тысяч лет счастливой жизни», - говорил Мао. Он осуществлял сталинскую политику форсированного строительства социализма, но еще в более жесткой форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.043 с.)