Внутриполитическое Развитие Советского Союза в 20-30-е гг. XX В. Ссср на международной арене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутриполитическое Развитие Советского Союза в 20-30-е гг. XX В. Ссср на международной арене.



В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции становилась все более очевидной необходимость создания на территории бывшей Российской империи максимально централизованного и единого государства. 1 июня 1919 г. декретом «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» вооруженные силы этих республик были объединены. Военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами стало единым. Денежной единицей всех республик стал рубль. РСФСР взяла на себя все расходы республик на содержание армии и восстановление экономики. Военный союз в годы Гражданской войны оказался весьма эффективным.

Следующим шагом к объединению стал период восстановления народного хозяйства (1920-1922 гг.), когда отношения между советскими республиками приняли характер хозяйственного, экономического союза. В договорах между республиками закреплялось существование объединенных наркоматов (по военным делам, путей сообщения, почт и телеграфов, финансов и др.) С 1921 г. ВСНХ РСФСР стал как бы общефедеральным органом по управлению промышленностью других республик. Одновременно с экономическим объединением шёл процесс координации в области государственного строительства. Государственный аппарат всех республик был однотипным по образцу РСФСР. В ходе прорыва дипломатической блокады сложился дипломатический союз республик.

К 1922 г. экономические, внутри- и внешнеполитические факторы настоятельно требовали качественно новых форм отношений между республиками. Тем самым образование федеративного государства было подготовлено всем развитием страны. Но по вопросу о принципах и формах дальнейшего объединения не было единого мнения. Было выдвинуто три варианта.

За создание союза в форме конфедерации, при которой нового единого государства и единых общегосударственных органов управления не возникало, выступали руководители ряда республик, желавшие иметь больше самостоятельности.

Наркомом по делам национальностей Сталин предлагал всем республикам войти в состав РСФСР на правах автономных (план автоматизации).

Ленин считал федерацию равноправных ре спублик наиболее приемлемой формой государственно-политического устройства многонациональной страны. Его план предусматривал вхождение всех республик в новое государство на равных   началах и создание «второго этажа» в виде общесоюзных органов. Ленин является и автором названия нового государства.

Первый Всесоюзный Съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г.   Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (в которую входили Азербайджан, Армения и Грузия). Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определён.

В январе 1924 г., уже после смерти Ленина, была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК.

В 1924 - 1925 гг. было произведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовалась Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР. Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской областей РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояла в основном из таджиков.

Форсированная индустриализация, силовая коллективизация, ухудшение материально-бытового положения населения вызвало массовое недовольство. Генеральный секретарь ЦK ВКП (б) И.В. Сталин объяснял складывающуюся ситуацию происками «классовых врагов» и призывал к усилению чрезвычайных мер. В этой ситуации люди стали поддерживать политику, направленную против тех, кто мешал строить социализм. Идёт процесс формирования режима личной власти - культа личности. Пирамида высших руководителей ВКП (б)  и советского государства замыкалась на Генеральном секретаре И.В Сталине, решение которого должны были беспрекословно выполняться.  

 Составной частью сталинского режима стали террор и массовые репрессии, которые затронули партийные, советские, хозяйственные кадры, представителей творческой интеллигенции всего Советского блока.

В 1929 году из СССР был выслан Л.Д. Троцкий. В начале 1930-х гг. сталинской системе попытались противостоять немногочисленные и к тому времени уже не представляющие серьёзной угрозы режиму антисталинские группировки: 1930 г. - группа С.И. Сырцова и В.В. Ломинадзе; 1932 г. - группа А.П. Смирнова, Н.Б. Эйсмонта, В.Н. Толмачева, а также группа М.Н. Рютина.

После убийства С.М.  Кирова в декабре 1934 г. Сталин получил повод для развертывания широкомасштабных репрессий. В 1935 году Зиновьев и Каменев были осуждены на 10 лет как нравственные пособники убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на открытом процессе летом 1936 г., где были приговорены к смертной казни. В годы «большого террора» продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции - Бухариным, Рыковым, Пятаковым, Радеком и другими. В января 1937 г.  и в марте 1938 г. были организованы соответственно Второй (Пятакова-Радека) и Третий (Рыкова-Бухарина) процессы.

В 1937-1938 гг. террор обрушился на Красную Армию. М. Тухачевский, И. Уборевич, И. Якир, В. Блюхер и другие крупные военачальники были обвинены в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии и казнены. Было расстреляно или брошено в лагеря, по разным оценкам, от 10 до 40 тыс. командиров. Сталин уничтожал старую гвардию, героев гражданской войны, потому что ему нужна была послушная  его воли армия.

Преобразование экономики и усиление централизованных начал в управлении привели к формированию новой модели общества, к почти полному «огосударствлению» народного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения Основного Закона.

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы. Советский Союз провозглашался с социалистическим государством. 

Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся. Изменялась структура государственной власти: высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей).  

Важнейшей составной частью социалистического и коммунистического преобразования было формирование нового типа человека – «советского человека». Сделать это предлагалось в процессе формирования нового социалистического типа культуры посредством «культурной революции». Она считалась в 1920-30-х гг. «третьим фронтом» преобразований (индустриализация - «первый фронт», коллективизация – «второй фронт»).

В 1920-е гг. в условиях либерализации экономической и социальной систем культура сделала большой шаг к народу, стала более доступной, повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, судьбах интеллигенции и новой России. Возникли новые общественные объединения-научные, творческие, культурно -просветительские. В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства. Коллективам и частным лицам было передано около 30% от общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ. Государство для противостояния буржуазной идеологии создавало совпартшколы, комуниверситеты. Шло активное наступление на религию. Начинается разгром православной церкви: ссылались и расстреливались священники, изымались церковные ценности, уничтожались храмы. Центром атеистической пропаганды стал «Союз воинствующих безбожников». Борьба с религией объявлялась борьбой за социализм.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне октября 1917 г. примерно три четверти всего взрослого населения России не умело ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных окраинах. С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года). Плата за обучение отменялась. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамотности населения. В городах и сельских местностях создавались пункты ликбеза для обучения чтению и письму. Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения образовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. 1930 год явился важной вехой в работе, направленный на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылось свыше 3,6 тыс. новых школ; более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности. Задачи индустриального развития страны требовали всё большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достиг почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования.  

Ситуация с развитием культуры стала меняться в 1930 гг. Если в 1920-е гг. до культуры у Сталина «руки не доходили», то, одержав верх над политическими противниками и прекрасно понимая колоссальную роль культуры в духовной жизни страны, в воспитании народа, высший руководитель страны в 1930-е г. приложил значительные усилия, чтобы поставить культуру, интеллигенцию на службу  государству.  В развитии культуры в этот период можно выделить несколько тенденций: полное огосударствление сферы культуры; политизация и идеологизация культурной жизни; подготовка технических кадров для проведения «социалистической индустриализации»; формирование «народной, рабоче-крестьянской, социалистической» интеллигенции; приближение культуры к народным массам («культуру в массы», «искусство принадлежит народу»).

 Модернизация экономической и социально-политической системы Советского Союза проходила в условиях непризнания западноевропейскими государствами и США советского государства и распространения фашизма. На Генуэзской конференции (1922 г.) западные державы отказались признать Советское государство. Но удалось подписать договор с Германией (Рапалло)  об экономическом сотрудничестве.

Во второй половине 1920-х гг. официальный внешнеполитический курс советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что, Запад отверг эти  предложения, СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога 1928 г., содержавшего  призыв к отказу от войны как средство решения межгосударственных споров.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. С учетом этого в 1933 г. советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке. Однако в середине 1930-х гг. во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 гг. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко, которого в свою очередь широко поддерживали политически и военным образом, осуществляя поставки оружия, Германия и Италия. Франция, Англия и США придерживались нейтралитета. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.  

Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов, международная напряженность усиливалась. На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская армия была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол. Эти события сыграли положительную роль для Советского Союза в период Второй мировой войны.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности Англией, Францией и Советским Союзом. Однако правительства западных государств не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии, поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, руководство Польши категорически отказывалось дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения возможной фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с  Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

Советскому правительству было известно, что германская армия  находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 25 августа 1939 г. в Москве был заключён советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступивший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа-Молотова). К нему был предложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и  в Бессарабии. На основе советско-германских договоренностей 17 сентября, уже после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в западную Белоруссию и западную Украину. 28 сентября был заключён советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключения соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 году Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно- стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Выявилась плохая подготовленность Вооруженных Сил СССР к войне. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключён из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек. Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. В итоге в состав СССР были включены значительной территории с населением 14 млн человек. Граница страны отодвинулась на запад на расстоянии от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. помогли почти на два года отсрочить нападение Германии на Советский Союз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.01 с.)