Основные направления исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления исторической науки.



 

История - cложное, многоплановое явление. Слово «история» используется в настоящие время в двух смыслах: это рассказ о прошлом; в другом трактовании - это наука изучающая историческое прошлое.  Основоположником истории как науки считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший труд, который назывался «История». История по мнению древних - наставница жизни (magistrate vitae).  Объектом исторического исследования является развитие человеческого общества. Предметом - деятельность человека групп людей во всем ее многообразии.

Сбор фактов и их систематизация, обобщение фактического материала лежат в основе развития исторической науки. Благодаря накоплению фактов и работы с ними у исследователя формируется концепция, объясняющая тенденции исторического развития; появление новых фактов может вносить корректировку предлагаемой концепции. Необходимые факты историки собирают, пользуясь различными источниками. Можно выделить четыре их основные группы: вещественные, письменные, изобразительные, фонетические. Любые источники подвергаются анализу на достоверность и их качество: определяется время их появления, авторство, условия появления, соответствие конкретной исторической ситуации. Разработкой теории, методики и изучением процесса использования источников занимается специальная отрасль исторической науки - источниковедение.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами- научность, объективность, историзм, диалектика. Их применение требует изучения истории, в её развитии и конкретно – исторической обусловленности; в её многогранности и противоречивости; в опоре на факты в их истинном содержании, а не подгоне под схему.

По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (история Европы, Азии и Африки, Латинской Америки), а также историю отдельных стран (историю России, Англии, Германии и т.д.). Благодаря постепенному накоплению фактов, разнообразию источниковой базы появился ряд вспомогательных дисциплин: археология(изучение памятников материальной культуры), историческая демография, историческая география, историческая топонимика (изучение географических названий), ономастика (изучение имен собственных), палеография (история письма), дипломатика  (наука о документах), сфрагистика (изучение печатей), геральдика (наука о гербах), нумизматика (изучение монет), генеалогия (изучение родословных), метрология (наука об исторических мерах объема и веса, длины и площади) и т.д.

    Традиционно выделяют три теории изучения: религиозно-историческую, всемирно-историческую, локально-историческую. В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу. Основное содержание истории в данном случае- освобождение человека от первобытных страстей и превращения его в сознательного последователя Бога. Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемировой прогресс человечества (мировоззрение, жизнь человека, получение  материальных благ). В рамках данной теории существует три направления: материалистическое, либеральное, технологическое. Материалистическое направление отдает приоритет в изучении прогрессу-развитию общества, общественным отношениям, связанными с формами собственности, классовой борьбе. История предстает как   смена общественно-экономических формаций. Либеральное направление отдает приоритет развитию личности и обеспечению её индивидуальных свобод. В данном случает развитие общества происходит на основе сотрудничества личностей, представляющих все слои общества.  Технологическое направление дает приоритет техническому прогрессу, научным открытиям, которые не зависят от политического строя государств.  История человечества делиться на традиционный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационный) периоды. В локально-исторической теории предметом изучения является гармония человека и территории проживания. По мнению её сторонников не сознание, а биологические инстинкты человека определяли во времени форму устройства общества.

История как процесс развития человеческого общества в целом и индивида, в частности, привлекала внимание с древних времен. Современный историк начинает свою работу с ознакомления с тем, что написано по исследуемой теме. Он обращается к историографии проблемы, т.е. он тщательно изучает как происходит процесс накопления знаний, как толковались исторические явления, какими формами и способами анализа пользовались его предшественники. В исторической науке возникла специальная отрасль, изучающая её историю - «историография».

Историками с древних времён разработаны различные варианты общественного развития. В античный период предлагали делить историю народа на пять периодов - божественный, золотой, серебряный, медный и железный (Гесиод); предлагали руководствоваться в понимании истории и теорией круга, в соответствии с которой развитие общества идет по одному направлению - рождение, расцвет и гибель (Пифагор). До XVIII в. историки рассматривались исторические эпохи по времени правления государей, связывали их с религиозной жизнью, историей войн.

Во второй половине XVIII в. внимание исследователей привлёк тип хозяйственной деятельности. Профессор права Московского университета С. Е.Десницкий предложил выделять четыре формы хозяйственной деятельности, определяющие стадии развития человеческого общества: охотничья, скотоводческая, земледельческая, коммерческая. Немецкий экономист Фридрих Лист предложил делить историю человеческого общества на пять периодов - дикости, пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную, земельно-мануфактурную, коммерческую. Последователь учения Ф. Листа немецкий экономист и статистик Б. Гильдебранд разделил историю на три периода: естественное (натуральное) хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. Один из основателей «новой исторической школы» в Германии К. Бюхер взял за основу периодизации истории интенсивность обмена благами и выделил три этапа развития: ступень замкнутого домашнего хозяйства (хозяйство без обмена); ступень городского хозяйства (производство на внешнего потребителя, работа на заказ, непосредственный объем товаров), ступень народного хозяйства (товары проходят несколько актов обмена еще на стадии производства, прежде чем доходят до потребителя). Русский ученый Л.И. Мечников предложил осуществить периодизацию истории по степени развития водных путей: речной период (древние цивилизации), средиземноморский период (средние века), океанский период (новое и новейшее время).  В XIX в. К. Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант новой периодизации - формационную концепцию. История человечества была представлена как последовательная смена общественно-экономических формаций - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Главной движущей силой исторического развития он предложил считать развитие производительных сил, которые через социальную революцию заставляют меняться более консервативные производственные отношения.

Но не все ученые были согласны с предложенной периодизацией. Они рассматривали исторический процесс как круговорот   локальных цивилизаций. Русский ученый Н. Я. Данилевский предложил выделить 10 культурно-исторических типов; англичанин А. Тойнби- 13 «мировых ансамблей культуры» (цивилизаций). Цивилизации - это социокультурные образования со своими закономерностями, которые включают особенности религиозного, социального, экономического, политического и духовного развития. В процессе развития цивилизации взаимодействуют друг с другом,   заимствуют какие-либо элементы друг у друга, что обогащает или обедняет их собственное развитие. Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью, инновационным потенциалом человеческого общества.

Обобщив основные элементы развития можно выделить отдельные типы цивилизаций. Прежде всего, это «природные сообщества». Народы данной цивилизации цель своего существования видят в сохранении равновесия между человеком и природой. Вся их суть подчинена природному циклу, сохранению сложившегося образа жизни, не нарушающего их единства с природой. Для этого сообщества характерен традиционализм, нет восходящего развития, господствует коллективизм, мифология. Власть опирается либо на генеалогическое родство, либо на традиции.

Следующий тип цивилизации – «восточная цивилизация», сформировавшаяся к III тысячелетию до н.э. в рамках Средиземноморья, Древней Индии, Китая. Её характерными чертами являются традиционализм, коллективизм, абсолютное преобладание государства над обществом (деспотия) и государственная форма собственности. Основным методом управления выступает принуждение. Характерно слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности, сосредоточенность на внутренней духовной жизни и представление о полной зависимости человека от бога или сил природы.

Этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки включает в себя «западная цивилизация». Основные ее чертами, в соответствии с мнениями западных исследователей, являются уважение к человеческой личности, индивидуализм, уважение к частной собственности, предпочтение демократии всем другим формам управления.

Дискуссионным является вопрос о классификации цивилизационной принадлежности России. Одни ученые относят Россию к западной цивилизации, другие к восточной цивилизации. В начале ХХ в. группа исследователей стала рассматривать Россию как евроазиатскую цивилизацию. Есть и те, кто говорит об уникальности Российской цивилизации и отмечают её как самобытное и самодостаточное явление в мировой истории.

Во второй половине ХХ в. американские ученые Даниел Белл и Уолт Ростоу выделили особый тип цивилизационного развития – техногенную цивилизацию. На ее базе сформировалась доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Доиндустриальное общество – это общество, находящееся «на аграрной» стадии развития, когда основной отраслью производства является сельское хозяйство, поглощающее подавляющее число работников, земля является главным объектом собственности, а землевладельцы– ведущей социально экономической и политической силой общества.  

Индустриальное общество – это общество, находящееся на промышленной стадии развития, когда основной отраслью производства становится крупная индустрия, организованная преимущественно в форме корпораций, промышленный и финансовый капитал является главным объектом собственности, а собственники капитала – ведущей социально-экономической и политической силой общества.  

Постиндустриальное общество – это современное общество самых развитых социально-экономических систем, в котором главной отраслью производства становится сфера услуг, ведущую роль приобретает наука и образование, главным объектом собственности выступает информация, а ведущей силой общества – ученые и профессиональные специалисты.

Историки при изучении процесса развития человеческого общества в исследовательской работе стали привлекать не только достижения экономики, но и других общественных наук – социальной психологии, социологии и др. Сформировался междисциплинарный подход. На основе междисциплинарного взаимодействия появилось «новая социальная история», связанная с понимание истории, как социального взаимодействия людей: локальная и устная история, «крестьянские» исследования, «новая рабочая история». Признание активной роли языка, текста в описании исторической действительности и применения социокультурного подхода обусловило возникновение «новой культурной истории».

Путем нового отбора и интерпретации источников историки стали изучать все, из чего складывалась жизнь человека, включающая в себя идеалы, ценности, правила поведения. В центре их внимания оказалась история ценностных ориентаций, интеллектуальной жизни. Так возникло понятие «история ментальности». Значительный размах в конце ХХ века приобрела «гендерная история». В 1980-е гг. появляется понятие «гендер» (род). Её предметом являются не отдельные «женские вопросы», а изучение институтов социального контроля, с помощью которых регулируются распределения материальных и духовных благ, между представителями различных полов, в том числе определяется и место женщин в экономике, политических и социокультурных процессах.

Анализ индивидуального сознания, опыта и деятельности отдельного человека раскрывается через исторические биографии. Эти исследования осуществляются в рамках «персональной истории», где историки пытаются понять своих исторических персонажей в условиях того времени, когда они жили. В данном случае история показывается через историческую личность. К популярным современным направлениям исследования относится «история повседневности». Предметом изучения является частная жизнь в различных условиях и проявлениях.

Появление новых направлений исследования в современной истории отражает тот факт, что возрастает значение социального и культурного развития. Ценности технологической цивилизации становятся не единственными. Ценности западного общества стали рассматриваться наряду с развитием восточных и традиционных обществ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.012 с.)