Глава I . История как наука о мировых цивилизациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . История как наука о мировых цивилизациях.



Оглавление

Предисловие……………………………………………………………..5

Глава I. История как наука о мировых цивилизациях……………….. 6-20

1.1 Сущность, формы и функции исторического знания.

Основные направления исторической науки………………………6

1.2.Первобытное общество и рождение цивилизаций………………..11

Контрольные вопросы…………………………………………………..19

Глава II. Западно-европейская цивилизация в Средние века и

период Нового времени………………………………………………….21-40

2.1 Зарождение и становление европейской цивилизации……………22

2.2 Европа в период Нового времени…………………………………..26

2.3 Формирование индустриального общества………………………..33

2.4 Колониальная система: формирование и развитие………………...37

Контрольные вопросы……………………………………………………40

Глава III. Западно-европейские страны и США в XX - начале XXI вв..41-62

3.1Европейские страны в начале ХХ в. Первая мировая война……….41

3.2 Западная Европа и США в 1919-1939 гг. Вторая мировая война….44

3.3 Международные отношения во II половине ХХ – начале XXI вв.

  Движение неприсоединения…………………………………………51

3.4 Трансформация капиталистической системы.

Постиндустриальная цивилизация. Глобализация…………….58

Контрольные вопросы…………………………………………………….61

Глава IV. Византия, Русь – православные цивилизации……………….62-80

4.1 Византийская империя (IV-XV вв. н.э.)…………………………….62

4.2 От Древней Руси к централизованному государству………………64

4.3 Образование централизованного государства.

    «Смутное время»…………………………………………………..71

Контрольные вопросы…………………………………………………….79

Глава V.Россия в XVII – XVIII вв.: от московского царства к

российской империи………………………………………………..81-96

5.1 Восстановление и расцвет Московского царства (XVII в.)…………81

5.2 Россия в период становления абсолютизма в XVIIIв……………….84

5.3 Социально-экономическое, культурное развитие России в XVIII в.

    Внешняя политика…………………………………………………..89

Контрольные вопросы……………………………………………………..96

Глава VI. Российская империя в XIX – начале XX вв. …………………97-122

6.1 Социально-экономическое, политическое и культурное

Развитие России в I половине XIX в. Внешняя политика……97

6.2 Российская империя во II половине  XIX – начале ХХ вв.

    Буржуазно-демократические революции………………………..103

6.3Развитие капитализма в России во II половине XIX –

    начале ХХ вв. России на международной арене………………...113

Контрольные вопросы……………………………………………………122

Глава VII. Советское государство в Х.1917 – 1945 гг.:

    Строительство и защита социализма……………………………123-145

7.1Советская Россия в 1917-1920 гг……………………………………123

7.2 Развитие советской экономики в 1920-30-е годы: НЭП,

    Социалистическая индустриализация и коллективизация……127

7.3 Внутриполитическое развитие Советского Союза в 20-30 гг.

    ХХ в. СССР на международной арене…………………………132

7.4 Великая Отечественная война……………………………………..139

Контрольные вопросы…………………………………………………..145

Глава VIII. СССР и РФ во второй половине ХХ – начале XXI вв…..146-167

8.1 «Победоносный сталинизм» (1945-1952 гг.) и

    «хрущевская оттепель» (1953-1964 гг.)………………………..146

8.2 СССР в эпоху «развитого социализма» (1964-1985 гг.)………….153

8.3 «Перестройка» и распад СССР…………………………………….157

8.4 Постсоветская Россия ………………………………………………161

Контрольные вопросы………………………………………………….167

Глава IX. Арабо-мусульманская цивилизация. Страны Востока……168-196

9.1 Арабо-мусульманский халифат. Османская империя и Иран…..168

9.2 Китай………………………………………………………………..176

9.3 Индия……………………………………………………………….183

9.4 Япония………………………………………………………………190

Контрольные вопросы…………………………………………………196

Тестовые задания……………………………………………………….197

Основная и дополнительная литература………………………………207

Ответы на тестовые задания…………………………………………….209

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «История» входит в федеральный перечень дисциплин обязательных для всех специальностей, форм и видов обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Учебное пособие «История» подготовлено в соответствии с утвержденным государственным стандартом. Его целью является формирование профессиональных компетенций и развитие интеллектуальных возможностей, способностей студентов, связанных с овладением навыками исторического анализа, систематизации и концептуализации учебного материала; с пониманием основных тенденций исторического развития; знанием основных событий истории стран Запада и Востока.

Обобщенный материал представлен в соответствии с хронологическим принципом изложения и охватывает историю отдельных мировых цивилизаций и человечества от появления первых государств до начала XXI в. Такой подход дает возможность рассмотреть как единые для всего человечества законы развития, так и определить локальные особенности исторического процесса. Изучая отдельные факты и явления студент может определить взаимосвязь прошлого и настоящего, научиться критически относиться к различными аспектам развития общества.

Студенты, используя материал пособия, получают возможность изучить такие вопросы как развитие государственности; процесс становления и развития экономики, политических и социальных отношений; главные тенденции культурного развития; характер международных отношений в отдельных странах и на разных этапах истории. Это позволяет не только воссоздать целостность исторического процесса, но и установить причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки их существования. У студента возникает целостная картина мировой истории.

Учебное пособие даёт возможность не только пассивно, но и активно участвовать в усвоении материала. Контрольные вопросы после каждой главы и тестовые задания позволяют студенту определить степень усвоения изученного материала.

Учебная и дополнительная литература, перечень которой приводятся в конце пособия позволяет приступить всем желающим к более углубленному изучению мировой истории.

 

 

Таблица № 1

Таблица № 2.

Этапы второй мировой войны

Этапы События на фронтах Участие СССР в войне
Первый этап (1.09.1939- 21.06.1941 гг.) 1. Германия оккупировала часть Польши. 2. «Странная война» - до 10 мая 1940 г. Англия и Франция практически не вели военных действий с Германией. Оккупация Германией Дании и Норвегии. 3. Разгром Германией Люксембурга, Бельгии и Голландии. Капитуляция Франции. 4. Англо-германское противостояние 5. Агрессия Германии и её союзников в Греции, Югославии, Африке. 1.Раздел Польши с Германией 2. Включение в состав СССР Бессарабии, Северной Буковины, Прибалтики 3. Советско-финская война
Второй этап (22.06. 1941- XI 1942 гг.) 1. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Создание Восточного фронта 2. Формирование антигитлеровской коалиции. Поддержка западными странами СССР. Подписаниев августе 1941 г. атлантической Хартии (Англия, США, СССР) о войне с нацистской Германией и ее союзниками 3. Нападение Японии на США (Пёрл-Харбор) и вступление США в войну 4. Деятельность англо-американских войск в Северной Африке 5. Завершение процесса создания антигитлеровской коалиции (подписание 26 государствами в январе 1942 г. Декларации Объединенных Наций 1. Отражение нападения Германии и превращение страны в "военный лагерь" 2. Московская битва (XI-XII 1941 г.) 3. Оборонительный этап Сталинградской битвы (лето-осень 1942 г.) 4. Наступление немцев на их союзников на Ленинград, в Крыму и на юго-западном фронте
Третий этап (19-20.11. 1942 - конец 1943 гг.) 1.Успешное наступление англо-американских войск в Африке. 2.Высадка англо-американских войск в Италии. Падение режима Муссолини и капитуляция Италии. 3.Переход инициативы в руки США в войне с Японией. 4.Укрепление союзнических отношений стран антигитлеровской коалиции (Московская конференция-Х  1943 г.) 5.Принятие решений об открытии в мае 1944г. в Европе Второго фронта и Декларациии о совместных действиях стран Коалиции и послевоенном сотрудничестве (Тегеранская конференция ноябрь-декабрь 1943г.) 1.Коренной перелом в ходе войны: разгром немецко-фашиских войск под Сталинградом, Курском, Орлом. Успешное наступление на Украине.
Четвертый этап (начало 1944 – 0.09.1945 гг.) 1.Открытие Второго фронта в Европе (июнь 1944 г.) 2.Освобождение Франции и других стран. 3.Освобождение территорий оккупированных Японией. 4.Ялтинская конференция (февраль 1945 г.) - обсуждение вопроса о послевоенном обустройстве мира. 5.Создание Организации Объединенных Наций (ООН)-25 апреля 1945 г. 6.Капитуляция Германии (май 1945 г.) 1. Освобождение всей территории СССР. 2. Освобождение Красной армией Польши, Румынии, Чехословакии и др. европейских стран. 3. Берлинская операция и капитуляция Германии. 4. Согласие СССР на вступление в войну против Японии.
Пятый (заключительный) этап (10.05. 1945 - 2.09.1945 гг.) 1. Атомная бомбардировка США японских городов Хиросимы и Нагасаки. 2.  Оккупация Японии американскими войсками. 1. Вступление СССР в войну с Японией. 2. Разгром Квантунской армии (август 1945 г.) 3. Капитуляция Японии (2 сентября 1945 г.)

 

22 июня 1941 год фашисткая Германия без объявления войны вторглась в СССР. Начался второй этап Второй мировой войны, которая в Советском государстве получила название «Великая Отечественная война». Она длилась с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. и закончилась капитуляцией Германией. С ее началом советско-германский фронт стал основным фронтом Второй мировой войны. На время вторжения германских войск в СССР их превосходство над Красной Армией составляло 3-4 кратную степень. В соответствии с планом «Барбаросса» группы фашистской армии нанесли удары в 3-х направлениях: Прибалтика-Ленинград, Минск-Москва, Украина-Черноморское побережье.  

Таблица № 3.

ЭТАПЫ

Таблица № 4.

Таблица № 5.

Образование централизованного государства. «Смутное время».

В истории объединительного процесса, который в итоге привел к образованию Российского государства, можно выделить три этапа. Основным содержанием начального этапа (конец XIII- первая половина XIV вв.) было складывание в северо-восточной Руси крупных феодальных центров и выделения среди них сильнейшего как будущего политического центра и территориального ядра формирования централизованного государства - Московского княжества. Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого были разгром Москвой в 60-70-х годах своих основных политических противников и переход от утверждения за Москвой ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организация ею общенародный борьбы за свержение монголо-татарского ига. Успехи Москвы в государственно-политическом объединении русских земель были закреплены и ее победой над коалицией удельных князей, пытавшихся в ходе развязанной ими во второй четверти XV в. феодальной войны восстановить рушившиеся порядки феодальной раздробленности. Объединительный процесс завершился ликвидацией в последней трети XV в. - первой четверти XVI в. сохранивших ещё независимость земель и княжеств. Но это был уже новый этап истории Русского государства, в котором завершение объединительного процесса неразрывно соединилось с началом борьбы за государственную централизацию и окончательную ликвидацию золотоордынского ига.

Другими тенденциями исторического развития в ходе объединительного процесса и образования государства были:

1.Постепенное возрождение русской государственности вокруг нового центра - Москвы (основана в 1147 г. на территории Владимиро-Суздальского княжества).   Осуществление московскими князьями (Даниил Александрович, Иван I Калита, Дмитрий Донской, Иван III) последовательной политики укрепления центральной власти. Выработка нового принципа престолонаследия: вместо принципа «по старшинству» устанавливается практика передачи власти «от отца к старшему сыну».

2.Собирание русских земель московскими князьями.

Таблица № 6.

Таблица № 7.

Таблица № 8.

Таблица № 9.

Таблица 10.

Либеральное направления в общественной мысли в России.
Течения

Западники
Славянофилы
           

 

 

 


Общее

Социальная основа

Образованная дворянская интеллигенция, осознавшая необходимость социально политических перемен.

Теоретическая основа

Классическая немецкая философия Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля.

Основная цель

Будущее процветание России и модернизации ее социально - политических основ.

Методы достижения цели

Умеренные реформы, проведенные правительством для предотвращения революционных потрясений.

Главные социально-политические требования

Отмена крепостного права, освобождение крестьян землей и без выкупа; реорганизация и усовершенствование системы управления; введение гражданских свобод, гласного суда; гарантии неприкосновенности личности, свободы предпринимательства.

Характер

Оппозиционный

Значение деятельности

Подготовка общественного мнения к пониманию назревшей необходимости перемен

Различия

По вопросу о форме государства

В политических программах

Сохранение  за монархом всей полноты власти при условии созыва сословно – представительного совещательного Земского собора, выражающего мнение народа. Установление конституционной монархии и парламентского строя по образцу Англии и Франции.

В обосновании программ –

в историческом развитии России и Западной Европы

Нет ничего общего, Россия должна сохранить свою национально-историческую самобытность, заимствуя только отдельные достижения западной цивилизации. Прослеживается единство пути. России необходимо европеизация на основе восприятия опыта и лучших социально - политических завоеваний западной цивилизации.

В идеологах -

А.С. Хомяков, С.Т., И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев. Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв, П.В.Анненков, В.П.Боткин, И.И.Панав

 

Таблица 11.

Таблица № 13.

Таблица № 13.

Таблица № 14.

Таблица № 15.

Таблица № 16.

Перестройка» и распад СССР.

В середине 1980-х гг. к власти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В.Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦK КПСС стал М.С. Горбачёв. Он и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Начался новый  и последний этап истории СССР, получивший название «перестройка».

Экономическая концепция М.С.Горбачева на начальном этапе его деятельности (до 1987 г.) была сформулирована им в июне 1985 г. Она включала в себя научно-технический прогресс, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин и оборудования, применение высоких технологий. Наряду с этим выдвигалась идея децентрализации управления экономикой, расширение прав предприятий, повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов.

В это же время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор» как важнейшее условие ускорения. Правительство предлагало мобилизовать скрытые резервы: укрепить трудовую дисциплину, поддерживать местных рационализаторов и т.д. Таким образом, Горбачёв, как и его предшественники, реализовывали  свою экономическую программу, обращаясь к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».

Первые два года «перестройки» показали, что надежда на намеченные меры в области преобразования экономики не оправдывали себя. Бюджетный дефицит в 1986 г. увеличился почти втрое по сравнению с 1985 г. Осложнение экономического положения толкало правительство к внешним займам. Нефтяной наркотик экономики сменился на другой, несравненно более опасный - зависимость от внешнего долга. Он начал стремительно расти: если в 1985 г. составлял 27,2 млрд. дол. США, то в 1987 г. - 38, 8 млрд. Платежи в погашение кредитов загоняли страну в долговую яму.

Сложившаяся предкризисная ситуация и уже проявившийся экономический кризис  привели Горбачева к пониманию необходимости более радикальных экономических реформ. В 1987 г. в экономике началось внедрение хозяйственного расчета, самостоятельности предприятий, разрешалась кооперативная и индивидуальная деятельность. Законом о кооперации и дополнением к нему (ноябрь 1986 г. - май 1988 г.) была легализовано частная деятельность.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, которые предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма.

В ряде союзных республик началась разработка своих экономических программ, представлявших собой альтернативу программам союзного правительства. Прибалтика настаивала на укреплении регионального хозрасчета, что означало отказ этих республик платить налоги в общегосударственную казну и получение полной экономической и политической независимости. Подобное противостояние центру наблюдалось и со стороны России, где появилась программа «500 дней» (программа Шаталина-Явлинского). Она предполагала радикальное реформирование экономики, включая отказ государства от его регулирующей роли, широкую приватизацию, отказ от государственной ценовой политики и признание регулирующей роли рынка. Однако для реализации был выбран план постепенного перехода к рыночной экономике. «Перестройка» подняла вопрос не только о необходимости реформ в экономической сфере, но и в политической жизни. В 1986 - 1988 гг. был ослаблен контроль в области идеологии. Политика гласности, политический плюрализм начались с критической переоценки исторического пути страны за годы Советской власти. Усилиями средств массовой информации, публицистов и журналистов началась вторая антисталинская компания, которая была нацелена против руководящей роли КПСС в обществе. В стране стало формироваться общественное мнение. Возникли (с 1987 г.) так называемые неформальные организации (историко-культурные, экологические, молодежные, дискуссионные клубы), которые качественно отличались от профессиональных союзов, комсомола и других общественных организаций, пораженных формализмом и бюрократизмом. В 1988 г. в Прибалтике сформировались Народные фронты «в поддержку перестройки». Наиболее непримиримых радикалов - диссидентов объединил антикоммунистический Демократический Союз. На XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. было принято решение о проведении политической реформы. Весной 1989 года впервые за несколько десятилетий прошли выборы народных депутатов СССР, в ходе которых выдвигалось несколько кандидатур, а не одна-единственная («выборы без выбора»). На Первом съезде народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. состояние советского общества было признано кризисным. Началась борьба между коммунистами и демократами, лидером которых стал бывший кандидат в члены Политбюро ЦK КПСС, первый секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин. Весной 1990 г. он был избран председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1990 г. Первый съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что послужило примером для ряда союзных республик. Еще в марте 1990 г. новые законодательные органы Латвии, Литвы и Эстонии приняли решение о выходе из состава СССР. Б.Н. Ельцин поддерживал национал-демократов и сепаратистов, забастовочное движение шахтеров, критиковал работу союзного правительства, обещал провести радикальные реформы «без повышения цен», демонстративно вышел из КПСС на XXVIII съезде в июле 1990 г. В июне 1991 г. Ельцин был выбран Президентом РСФСР.

Консервативно настроенные силы предприняли попытку положить конец реформированию политической и экономической системы. В ночь на 19 августа 1991 г. президент СССР Горбачев был отстранен от власти. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Но его участники не смогли организовать своих сторонников, армию и силовые министерства. 22 августа члены ГК ЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н.Ельцин прекратил деятельность КПСС.

События 19 - 22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявила о создании самостоятельного государства Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БСССР)  состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Ельцин) Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С.Шушкевич). 8 декабря было заявлено о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур  Советского Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружество Независимых Государств.  В декабре того же года к Содружество независимых государств присоединились еще 8 бывших союзных Республик (Алма-Атинское соглашение). Советский Союз как государство прекратило свое существование.

 После избрания Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. в области внешней политики СССР наступил новый этап. В многочисленных выступлениях советского президента подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана.  В декабре 1988 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Горбачёв сформулировал свою новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий называлась одним из принципов межгосударственных отношений. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшились Вооруженные силы. Началась конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершён вывод советских войск из Афганистана.  

 Новая внешнеполитическая концепция  и её реализация отвечала задачам внутриполитического развития СССР. Она позволяла ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и  политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, (курс на обновление социализма) привела к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского договора. Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. Прекратили деятельность Совет экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора весна (1991 г.).

 

Постсоветская Россия.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). Экономика постперестроечной России должна была прийти в соответствии с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, её демонополизацию, приватизацию, создание класса частных предпринимателей  и собственников. В октябре 1991 г. на V Съезде народных депутатов президент Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ, которые должно было осуществлять новое правительство, возглавляемое Е.Т. Гайдаром.

2 января 1992 г. Россия сделала первый шаг на пути к рыночной экономике: началась либерализация цен и торговли. Это должно было, по замыслу правительства, вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Вместе с тем недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен привело к их неконтролируемому росту. Только за один 1992 год потребительские цены выросли в 26,1 раза, цены производителей промышленной продукции и тарифы на грузовые перевозки- в 20,5.

Второй шаг - приватизация государственного сектора - был сделал в 1992 г., когда была проведена «ваучерная» приватизация. В августе 1992 г. был издан Указ Президента РФ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Осенью 1992 г. каждый гражданин РФ получил по месту жительства приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. По этому документу он  имел право приобрести на указанную сумму акции денационализированных предприятий. Но уже в 1992 г. в результате инфляции покупательная способность приватизационных чеков снизилось в 26 раз. К тому же президент России отказался от введения именных приватизационных чеков, заменив их анонимными бумажками. Они были «документами на предъявителя», которые могли продаваться и покупаться без ограничений. Таким образом, изначально чеки предназначались для широкой купли-продажи. Как отмечал А.Б. Чубайс «мы рассчитываем, что через полтора-два года 90% акций приватизационных предприятий будет находиться в руках 15-20% населения».

Новый этап приватизации начался в 1995 г. и был связан с деятельностью залоговых аукционов. В конце августа президент России подписал указ о проведении залоговых аукционов. Через месяц государство утвердило список из 29 предприятий, акции которых должны были передавать в залог. Форма залогового аукциона предполагала не продажу пакета акций государственных предприятий, а передачу его в доверительное управление на определенный срок.  

В середине 1997 г. в результате процесса приватизации более 70% российских предприятий уже относилось к частной форме собственности. Процесс приватизации, как в целом и реформы, сопровождался спадом производства и резким снижением уровня жизни населения.  Проведение реформы и усиление социальной напряженности в обществе сопровождались усилением политической борьбы, которая проходила на данном этапе в форме противостояния законодательной (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент РФ и российское правительство) властей. В стране возникло двоевластие.

21 сентября 1993 г. Президент РФ своим Указом объявил о прекращении полномочий Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. В ночь на 23 сентября 1993 г. X чрезвычайный Съезд народных депутатов отстранил Ельцина от должности и привел к присяге в качестве главы государства вице-президента А.В. Рудского. Законодатели и Конституционный суд РФ квалифицировали действия исполнительной власти (президента и правительства) как государственный переворот. Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание Московской мэрии и пытались взять штурмом «империю лжи» - телецентр «Останкино». Однако сил у Верховного Совета оказалось недостаточно. Военные остались на стороне президента. Белый дом, здание, в котором размещался Верховный Совет РФ, находился в осаде, а 4 октября 1993 г. правительственные войска после танкового обстрела заняли его. В ходе военных столкновений в Москве, по официальным данным, погибли около 150 человек. Многие видные деятели оппозиции были арестованы.

После победы проельциновски настроенных сил 17 декабря 1993 г. прошли выборы в новый орган государственной власти - Государственную Думу. Одновременно прошел референдум по Единственному проекту Конституции страны, предложенного победившей президентской стороной.

В январе 1994 г. новое Федеральное собрание начало свою работу.

17 декабря 1995 г. на выборы в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений пятипроцентный барьер преодолели четыре - КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Наш дом-Россия». Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Представитель фракции Компартии РФ Г.Селезнёв стал председателем Госдумы. 16 июня 1996 года состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б.Ельцин и Г.Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу одержал Ельцин (40% голосов), заручившись предварительно поддержкой электората генерала А.И. Лебедя.

В марте 1998 г. правительство Черномырдина было отправлено в отставку. Формируется кабинет под руководством С. Кириенко. В сентябре 1998 г. правительство возглавил Е. Примаков, которого в мае 1999 г. сменил С. Степашин. В августе 1999 г. во главе правительства стал В. Путин.  31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий В.В.Путину, который 26 марта 2000 г. Был избиран Президентом Российской Федерации.

Внутриполитическая ситуация после распада СССР в 90-е гг. XX в. осложнялась событиями на территории Чечено-Ингушской Республики. В сентябре 1991 г. Верховный Совет Республики был распущен и власть перешла к Общенациональному конгрессу чеченского народа, который объявил о независимости от России.  Президентом Чечни стал Д.Дудаев, которого сменил Аслан Масхадов. Республика Ичкерия и Россия в 1991 - 1997 гг. пытались военными (первая чеченская война) и мирными методами (Хасавюртовское соглашение) отрегулировать свои взаимоотношения. А. Масхадов, ставший президентом Чечни, в октябре 1997 г. высказался за полную независимость и суверенитет республики Ичкерия.

В августе 1999 г. началась антитеррористическая операция против боевиков, вторгшихся в Дагестан. К тому же в августе-сентябре 1999 г. произошли взрывы в московском метро, были взорваны дома в Москве, в Волгодонске. Владимир Владимирович Путин, только что занявший пост председателя Российского правительства, обвинил в терроризме чеченских сепаратистов и провозгласил жесткую позицию по этому поводу. Поэтому военные действия после подавления боевиков из Дагестана были перенесены в Чечню. Грозный и ряд городов, в которых оборонялись боевики, подверглись значительным разрушениям. В результате упорных боев Грозный и др. города были заняты федеральными войсками, а боевики загнаны в горы. Была назначена администрация Чечни.  

В 2000-2007 гг. сопротивление боевиков переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления – Ш.Басаева, А.Масхадова и др. Потери федеральных сил превысили 3 тыс. человек.  Была принята новая Конституция Чечни. Президентом Республики стал Ахмад Кадыров. Вскоре он был убит в результате террористического акта, его сменил на посту президента сын - Рамзан Кадыров. Правительство Российской Федерации выделило значительные средства на восстановление экономики Чеченской республики.  

В области внешней политики практически в начале 1990 гг. была продолжена политика М.С.Горбачева. Новая администрация завершила вывод войск из Германии; были выведены войска из Прибалтики и т.д. Россия утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая располагалась на территории бывших советских республик.

В 1992 г. в Кэмп-Дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание «холодной войны» и признали, что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 г. был заключён договор ОСНВ-2  о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972 г.). С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений семерки ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО.

В реальности участие России в международных делах носило декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на восток за счёт бывших социалистических стран.

В первоначальный период правления нового президента России В.В. Путина имело место несколько позитивных моментов. Активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, часть реструктурировать с рассрочкой выплаты на более отдаленные годы. Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен. В 2000-х гг. цены на них поднялись выше 30 долларов за баррель. Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие  важных секторов экономики и в социальную сферу.

Впервые в новейшей истории России правительство могло рассчитывать на поддержку своего курса со стороны российских законодателей. По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 г.)   в Государственной Думе сформировалось центристское большинство, которое дало исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволило новому президенту сделать более решительные шаги по продвижению реформы. Важным фактором деятельности правительства стал высокий личный авторитет президента В.В.Путина среди населения страны.  

С 2001 г. экономические реформы пошли широким фронтом: налоговая реформа, реформа естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), банковская реформа, реформа ЖКХ, земельная реформа, пенсионная реформа. Однако налицо был контраст между масштабностью задач и замедленными темпами реформ, что объяснялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, большинство реформ затрагивают институты, имевшие принципиальное значение для обеспечения функционирования экономики (реформа естественных монополий, банковская реформа), или непосредственно связаны с конкретными интересами массовых категорий населения (реформа ЖКХ, земельная реформа, реформа трудовых отношений, пенсионная реформа). Подобные реформы требует особенно тщательной проработки и  длительных согласований. Во-вторых, реформы такого типа предполагают длительный период преобразований,  а положительный эффект, как правило, растянут по времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.073 с.)