Концепции сущности государства, их многообразие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции сущности государства, их многообразие



Определить сущность явления - значит выявить то главное в нем, что определяет его существование в том, а не в ином виде. По поводу сущности государства в отечественном правоведении в советский период преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у «руля управления» обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников. Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство - органичная часть общества (Платон)?

Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый, юридический, элитарный подходы к сущности государства. Долгое время в отечественной науке господствовал классовый подход к пониманию государства. Однако современная наука исходит из многоаспектности сущности государства. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства характеризует его предназначение в обществе. Оно, в свою очередь, во многом предопределяется сущностью государства. Другими словами, какова сущность, таковы цели, которые ставит перед собой государство. В идеале государство должно служить обществу, индивидам. Однако в действительности история знает периоды конфликтов и противостояний между обществом и государством. Такая категория, как социальное назначение государства претерпевает постоянное изменение. В настоящее время у государств появляются новые направления деятельности, совершенно не характерные для государств предыдущих периодов. Социальное назначение современных государств состоит в разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение задач, вытекающих из необходимости обеспечения нормального, бесконфликтного существования и прогрессивного развития общества. Согласно же классовому подходу сущность государства выражается через волю экономически господствующего класса и навязывание этой воли всему обществу. Государство при этом рассматривается как аппарат насилия, машина для подавления одного класса другим. Право выступает орудием угнетения в руках господствующего класса. Классовое и общесоциальное начало в сущности государства было и будет всегда, в любом государстве и праве, вне зависимости демократическое оно или тоталитарное. Это соотношение не является статичным и меняется в зависимости от политического режима. Соответственно правильнее говорить о дуализме, двойственной природе сущности государства.

На сегодняшний день кроме классового подхода существуют четыре наиболее известные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства.

Теория плюрализма. Сторонники этой теории (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.

Технократическая теория. Возникла в 20-е гг. XX в. (его часто называют «административным веком») как реакция на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода к пониманию природы государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы. Сторонники данной теории (О. Тоффлер, Дж. Бернхейм, Г. Саймон, Б. Беквит, З. Бжезинский) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. По мнению Мейно, технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели. Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.

Теория элит. Данная теория сформировалась в начале XX в. Крупнейшие её сторонники: В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс. По мнению В. Парето, элита образуется двояким образом: 1) элиту образуют все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» той или иной социальной группы; 2) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления. Таким образом, элита - особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.

Юридический подход. Начало юридического подхода к сущности государства заложил выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который рассматривал государство как социальное образование и как правовое (юридическое) учреждение. Более важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации. Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права.

Понятие функций государства

Термин «функции» в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства. Традиционно под функциями государства понимают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Данная позиция поддерживается большинством ученых, в том числе и нашей кафедрой. Признавая справедливость данного определения, следует прояснить некоторые его аспекты.

Прежде всего, нужно обратить внимание на тот смысл, в котором употребляется термин «государство». В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население (народ, нация), публичная (государственная) власть. Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Таким образом, категория функций государства базируется на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в широком значении не может иметь тех функций, которые выделяются в научной литературе: экономическая, социальная и прочие, т.к. эти функции могут быть реализованы только государственной властью как одной из составных частей единой сущности государства.

Представляется, правильнее говорить не о функциях государства, а о функциях государственной власти, т.е. о тех направлениях деятельности государственной власти, которые проистекают из самой ее сущности. Тем не менее, использование термина «функции государства» также допустимо, но нужно иметь в виду, что здесь государство выступает синонимом государственной власти или государства в узком своем значении.

Функции государства характеризуются следующими признаками:

1) отражают устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) отражают связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направлены на решение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) имеют определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи предопределяют перечень и содержание функций.

Немаловажное значение имеет также вопрос о выделении конкретных функций государства, их классификации. Эти вопросы решаются неоднозначно в юридической науке. Критериев, по которым возможно произвести полную классификацию функций государства, не выработано, поэтому практически любая однородная группа задач государственной власти может быть возведена в разряд функций. Так, наряду с общепринятыми функциями, в научной литературе предлагается выделять также информационную функцию, миграционную функцию, функцию охраны природы и окружающей среды.

Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. Например, учет налогоплательщиков является задачей налоговых органов, и эта единичная задача входит в состав налоговой функции государства.

Кроме того, функции государства приходится рассматривать в нескольких аспектах: 1) функции государства как такового, как политико-правового института; 2) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.); 3) функции конкретного государства на определенный момент времени.

Для каждого из обозначенных аспектов содержание функций будет различным, поэтому рассмотрение в юридической литературе функций государства без учета названного разграничения недостаточно объективно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.008 с.)