Понятие и классификация юридических фактов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация юридических фактов



Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений требуется не только воля и интересы лица, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Не все жизненные факты играют роль предпосылок правоотношений, а только те, которые закреплены в норме права и с которыми законодатель связывает возможность осуществления субъектами субъективных прав и юридических обязанностей.

Своим су­ществованием термин «юридический факт» обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу фон Савиньи, который в своем труде «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами».

  Юри­дические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение право­вых отношений. Марченко М.Н. дает следующее определение юридическим фактам – это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений.

К характерным чертам юридических фактов можно отнести:

1. Представляют собой различные жизненные обстоятельства, условия и факты.

2. По своей социальной природе юридические факты - это обычные жиз­ненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызы­вать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, только после юридического закрепления. Юридические факты - этообщественно-юридические явления.

3. Юридические факты служат непременным условием возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Юридический факт выполняет роль «пу­скового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее абстрактное содержание в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связую­щие нормы права и правовые отношения.

4. Указания на юридические факты и их описание содержатся вгипотезахюридических норм.

5. Наряду с нормами и субъектами права юридические фак­ты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений.

6. Юридические факты влекут за собой субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

7. Закрепляются государством в лице законодателя и обеспечиваются государственным принуждением.

Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма раз­нообразны и могут бытьклассифицированы по различным основаниям:

1)по характеру порождаемых юридических последствий - правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие – это обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение юридических прав и обязанностей (заключение брака, рождение ребенка, утверждение в должности). Правоизменяющие – это те обстоятельства, которые трансформируют содержание правоотношений. Правопрекращающие – это те обстоятельства, которые предусматривают прекращение правоотношений (расторжение трудового договора, расторжение брака);

2)по характеру действия - факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);

3)по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения - юридические действия ( бездействие) и юридические события.

События – обстоятельства, не зависящие от воли людей. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие, пожар, эпидемия, смерть). Относитель­ными являются события, которые не зависят от воли участников именно дан­ного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, возгорание дома в результате нарушения норм техники безопасности.

Действия – это обстоятельства, напрямую обусловленные деятельностью людей, с их сознанием и волей. В зависимости о характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными являются такие поступки людей, которые совершаются на основе правовых предписаний и полностью соответствуют им. Правомерные действия подразделяются на юридические акты (договоры, соглашения) и юридические поступки (оказание помощи лицу, терпящему бедствие, возврат собственнику утерянной вещи). Особенностью юридических актов выступает то, что они совершаются именно, чтобы породить правовые отношения и нередко носят властный характер (акты органов исполнительной власти, судебные решения или договор купли-продажи, дарения). Юридические поступки – это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания других лиц (создание художественного произведения, находка клада).

Неправомерные действия – это такие поступки людей, которые противоречат нормам права и напрямую нарушают их. По степени общественной опасности неправомерные действия подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты).

4) по степени определенности юридические факты делятся на определенные и относительно определенные. Определенные – это те юридические факты, которые исчерпывающе описывают юридические обстоятельства в нормах права и не требуют расширительного толкования и дополнений (указание на возраст, стаж). Относительно определенные – это те, которые нуждаются в определенной конкретизации в процессе реализации права (бланкетные и отсылочные положения).

5)в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридичес­ких фактов). Фактический (юридический) состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения и изменения правовых отношений. Фактический состав может быть простым (условия относятся к одной отрасли права – заключение брака), сложным (юридические факты принадлежат к разным отраслям права – усыновление ребенка), завершенным или незавершенным, в зависимости от накопления необходимых юридических фактов.

Особыми видами юридических фактов являются правовые состояния и квазифакты. Правовые состояния – это длящиеся жизненные обстоятельства, которые непрерывно или периодически порождают определенные правовые последствия. К таковым правовым состояниям относят: гражданство, нетрудоспособность, стаж, родство, брак. В этом случае и само правоотношение может рассматриваться в качестве юридического факта (Р.Т. Мухаев).

Квазифакты – это те жизненные ситуации, которые могут иметь вероятностный характер, но рассматриваются нормами права в качестве оснований для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. К квазифактам относятся преюдиции, правовая фикция, правовая презумпция.

 

Тема 15. Правотворчество

Понятие правотворчества

Одной из важнейших сторон деятельности государства выступает правотворческий процесс, который носит всегда активную динамичную форму и имеет своей целью совершенствование законодательства, приспособление его к изменяющимся общественным отношениям. В каждом государстве и национальной правовой системе, на каждом этапе исторического и политического развития правотворчество обладает своими особенностями, но всегда оно имеет одну цель - исключительно направлено на создание новых норм права и эволюцию уже действующих правовых положений в рамках сложившейся системы права.

Правотворчество – это деятельность специально уполномоченных на то органов государства или всего народа по изданию, изменению или отмене норма права путем принятия, корректировки, систематизации либо отмены нормативных правовых актов. Как отмечает Марченко М.Н. правотворчество – это есть процесс возведения государственной воли в закон, понимаемый в самом широком смысле слова, её оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения характер государственных велений общеобязательного характера.

 Более схематично определяет правотворчество Радько Т.Н. «правотворчество - это деятельность компетентных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов». Соответственно правотворчество выступает неотъемлемым элементом всей системы управления в государстве и регулирования отдельных сфер общественных отношений.

Правотворчество выступает составной частью более сложного процесса правообразования. Правообразование представляет собой довольно длительный, как правило, постепенный эволюционный процесс, который возникает как реакция государства и общества на изменяющиеся общественные отношения и возникающие потребности регулирования тех или иных сфер. Это отправная точка правотворчества, когда собственно запускается процесс принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов. Радько Т.Н. дает следующее определение правообразования – это процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права в недрах общественных отношений и до закрепления в законе. Ещё до государственного регулирования в обществе могут сложиться определенные объективные правила (правовые обычаи), которые получают признание в обществе и которыми уже руководствуются. Только после их санкционирования государством они становятся собственно нормативными правилами поведения.

Правообразование выступает объективным процессом, т.к. большинство правил поведения первоначально формируются в общественных отношениях, в реальном поведении субъектов права, либо складываются в правосознании и только потом получают законодательное оформление в правовых источниках и формах права. На понимание сущности процесса правообразования будет влиять и господствующая в государстве концепция правопонимания, т.к. в англо-саксонской правовой системе стоит говорить о правообразовании в ходе судебного процесса, в мусульманской – зависимость от религиозной идеологии.

Государствосамо по себе не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образомоформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому правильнее рассматрива­ть «правотворчество» как завершающую стадию процесса правообразования. Проф. С.С. Алексеев обоснованно говорит о том, что «правотворчество, в принципе, начинается тогда, когда потребности общественного развития оп­ределились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы».

Как отмечает С.В. Бошно, правообразование включает в себя и научный анализ, оценку действительности на будущее правовое регулирование, максимальный учет интересов общества, государства, партий и общественных организаций, отдельных граждан, юристов-практиков, ученых. Правотворчество же – это уже итоговая деятельность компетентных органов по выработке и принятию нормативных актов.

Наиболее значимым и основополагающим видом правотворчества выступает законотворчество. Это деятельность специально уполномоченных представительных (законодательных) органов власти по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию законов. Для данного вида правотворчества характерно наличие четких, юридически оформленных стадий, процедур и регламентного сопровождения.

В науке сложилось несколько подходов к пониманию категории правотворчества:

- позитивистский подход, согласно которому правотворчество – это есть государственная деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм, основанная на оценке объективных интересов и потребностей общества (И.Н. Сенькин);

- это деятельность государства в целом по созданию правовых норм и признанию уже сложившихся правил поведения (А.Б. Венгеров);

- социологический подход, определяющий правотворчество как процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, оформление их в нормативных актах уполномоченными органами в рамках определенных процедур (Ю.А. Тихомиров);

- это правоустановление, или строгая форма государственной деятельности, выражающаяся в официальном признании права и облечение его в определенную форму (В.С. Нерсесянц, Е.Г. Лукьянова).

Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) дея­тельности по возведению воли общества в закон и обладает рядом признаков:

а) это есть интеллектуальная, волевая деятельность;

б) выражается в принятие нормативных правовых актов органами государства либо непосредственно народом путем референдума, либо путем заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права, в форме санкционирования обычаев или норм, выработанных негосударствен­ными организациями; формирование юридических прецедентов;

в) это процессуальная деятельность, т.к. правотворчество представляет собой сложный процесс, который осуществляется в рамках установленных законом процедур или стадий правотворчества;

г) это есть монопольная деятельность государства, т.к. государство либо само в лице своих органов власти принимает нормативно-правовые акты, либо делегирует данные полномочия другим субъектам (например, органам местного самоуправления или политическим партиям).

Правотворчество – это длящийся процесс, охватывающий ряд стадий или относительно обособленных процедур, необходимых для принятия, изменения или отмены нормативных актов. Стадии правотворчества следует отличать от стадий законотворческого процесса. Первые не урегулированы четко законом, поэтому в науке существует несколько подходов:

- Лазарев В.В. выделяет три стадии правотворчества: подготовка проекта нормативно-правового акта, принятие акта, введение в действие;

- Сырых В.М. называет 6 стадий правотворческого процесса: принятие решения о внесении изменений в действующую систему права, подготовка проекта нормативно-правового акта, рассмотрение его правотворческим органом, обсуждение проекта с заинтересованными лицами, принятие акта, опубликование акта;

- Тихомиров Ю.А. перечисляет 9 стадий правотворчества: выявление потребностей в правовой регламентации общественных отношений, определение объектов, правомочных принимать решение, принятие решения о подготовке проекта, разработка концепции акта, подготовка самого проекта, предварительное рассмотрение проекта, общественное обсуждение, официальное рассмотрение, принятие и опубликование.

 

Субъекты правотворчества

Для каждой национальной правовой системы характерен свой особенный набор субъектов, имеющих право осуществлять правотворческую деятельность. В Великобритании, например, правотворческую деятельность могут осуществлять законодательный орган власти - парламент (статутное право); судебные органы, создающие прецедентное право; центральные органы государственного управления; органы местного самоуправления; ученые-юристы; общественные и политические организации.

В Российской Федерации субъектами правотворческого процесса могут выступать как специально уполномоченные органы государственной власти, так и народ, как публичное образование:

- законодательство предусматривает, что народ может осуществлять непосредственную правотворческую деятельность в ходе референдума. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». В данном случае органы государственной власти не устраняются от участия в правотворческом процессе, т.к. они осуществляют организационные функции.

- официальные органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы в рамках норм Конституции РФ (Федеральное Собрание РФ, Законодательные органы субъектов РФ, Президент РФ, Правительство РФ, министерства и ведомства, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и др.);

- органы местного самоуправления (в рамках предоставленных полномочий по вопросам местного значения, закрепленных в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ);

- субъекты публично-правовых отношений (субъекты РФ – республики, края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) при осуществлении договорного правотворчества (например, договоры об объединении и образовании нового субъекта РФ);

- «негативное» правотворчество Конституционного Суда РФ (отмена нормативно-правового акта или нормы права путем признания его неконституционным);

- политические партии и общественные организации (в СССР – совместные постановления КПСС и Совета министров по вопросам государственного устройства и управления; профсоюзы – при заключении коллективных договоров и соглашений);

- научные и юридические сообщества (университеты, юридические центры, коллегии адвокатов);

- администрация и руководители предприятий (положение о премировании работников, правила внутреннего трудового распорядка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.02 с.)