Законотворчество: понятие и стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законотворчество: понятие и стадии



Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на опре­деленный правотворческий результат.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, какпринятие нормативно-правовых актов органа­ми государства или законотворческая деятельность. В рамках этой процедуры наиболее разра­ботаназаконодательная процедура (процедура издания законов), которая закреплена в главе 5 (ст. 104 – 109) Конституции РФ. Законодательная процедура – это серия юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов в форме стадий законотворческого процесса. Каждая из стадий имеет относительно самостоятельный характер, свою специфику, статус и правила.

Выделяют следующие стадии законотворческого процесса (процедуры):

1. Стадия реализации права законодательной инициативы, то есть право официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случаеобязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации пе­речислены в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения. Все внесенные законопроекты первоначально рассматриваются на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы для определения их актуальности, необходимости и значимости. Законопроекты подвергаются правовой, лингвистической и иным видам экспертиз.

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта не­нужные положения. Обсуждение законопроекта происходит на пленарных заседаниях Думы в форме чтений. Как правило, ФЗ принимается в трех чтениях, закон о бюджете – в четырех. На каждом из чтений законопроект может быть отклонен.

Юридическая природа чтений:

- в 1-м чтении решается вопрос о целесообразности принятия представленного законопроекта, оценивается его значимость, цели. Заслушивается доклад инициатора законопроекта и его разработчиков, профильного комитета.

- во 2-м чтении происходит обсуждение и внесение поправок и изменений в законопроект. Законопроект обсуждается постатейно. Обсуждение происходит по фракциям, с выделением замечаний и поправок.

- в 3-м чтении законопроект принимается окончательно без внесения редакционных и содержательных поправок.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятель­ности высших органов государственной власти.

Принятие законопроекта в Государственной Думе происходит в форме голосования. Согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы…» (450/2+1=226 голосов). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Принятые Государственной Думой законы в течение 5 дней передаются в Совет Федерации. В Совете Федерации закон проходит три чтения, процедура прохождения которого аналогична процедуре принятия законопроекта Государственной Думой. При этом Совет Федерации может отклонить закон на любой стадии, для урегулирования разногласий тогда создается согласительная комиссия.

Согласно ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственных границ РФ, войны и мира. ФЗ считается одобренным, если за него проголосовало более1/2 от общего числа сенаторов (83 голоса), а ФКЗ считается одобренным, если за него проголосовало не менее ¾ голосов от всего количества сенаторов.

Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Принятый ФКЗ и ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Президент РФ обладает правом вето в отношении ФЗ, который урегулирован в статье 107 Конституции РФ.

4. Стадия обнародования и официального опубликования закона. Промульгация включает в себя подписание закона главой государства и опубликование его в течение 10 дней в официальном источнике. К последним относятся: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», на официальном интернет-портале правовой информации.

Порядок вступления в силу законов регулируется ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 г. (с поправками и изменениями).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.005 с.)