Теории возникновения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории возникновения государства



Процесс формирования государств – это длительный, сложный процесс, который был обусловлен наличием множества причин и факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Можно выделить несколько предпосылок формирования древних государств:

- экономические предпосылки: совершенствование орудий труда, переход от присваивающей к производящей экономике, процесс разделения труда, рост производительности труда и появление избытков продуктов, возникновение частной собственности;

- социальные предпосылки: разложение первобытнообщинного рода, возникновение моногамной патриархальной семьи, появление общества, основанного не на кровном родстве, а экономических и производственных связей, социально-классовое расслоение общества;

- политические предпосылки: изменение сущности власти - отход от потестарного характера и разделение управленческих функций, возрастание роли народных собраний;

- демографические и военные предпосылки: великое переселение народов, миграция, сопротивление внешней угрозе.

В науке теории государства и права преобладает плюралистический подход теорий происхождения государств. Многообразие теорий обусловлено множеством факторов: сложностью, длительностью и многоаспектностью самого процесса происхождения государства, теории формировались в разные исторические периоды, обусловлены идеологическим влиянием, неизбежно преобладание субъективного подхода в оценки причин, зависят от уровня развития самой науки и научной методологии. Наиболее известными и традиционными являются теории: теологическая, договорная, патриархальная, классовая, органическая, социологическая, психологическая, ирригационная, расовая, теория насилия. На современном этапе развитие получили такие теории происхождения государства, как спортивная, теория инцеста, диффузионная, патримониальная, кризисная, этногенеза, волюнтаристская, функциональная и др.

1. Теологическая теория происхождения государства – одна из древнейших теорий (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен). Многие религиозные (и не только) деятели разных времен и народов были и продолжают оставаться ее представителями.

Суть теории в момент ее зарождения была в очевидной для исследователей того времени сверхъестественной, мистической непознаваемой с помощью имеющихся на то время инструментов познания силе природных явлений и общих закономерностей, не выводимых из наличного опыта ученых и имеющихся жизненных традиций. Любая светская власть выступает результатом проявления божественной воли, является производной, вторичной. Государство и право – вечны, незыблемы и святы, т.к. невозможно изменить установленный богом порядок.

В качестве достоинства данной теории следует отметить то, что она придает авторитет государственной власти, поднимает её престиж, не допуская возможности её свержения и уничтожения, осуждает насилие и преступность. Но собственно конкретные пути и способы реализации божественной воли она не может раскрыть.

Современным последователем учения Фомы Аквинского является Жан Маритен, представитель неотомистской школы. Данная концепция представляет собой официальную доктрину Ватикана и носит официальный характер в исламских государствах.

2. Патриархальная теория изложена в трудах Конфуция, Платона «Государство», Аристотеля «Политика» в IV – III веках до нашей эры. В XVII веке патриархальная теория разрабатывалась Робертом Фильмером. В России сторонником этой теории был Николай Михайловский.

Суть теории состоит в том, что увеличение числа семей и их объединения приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

3. Авторами договорной теории являются Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Шарль Монтескьё, Бенедикт Спиноза,  А.Н. Радищев и др. В настоящее время договорная теория, сочетаемая с теорией естественного права, является теоретическим основанием концепции правового государства.

В основе данной теории положение о том, что государству предшествует «естественное состояние человека», в котором люди являются равными друг другу. Развитие человеческой цивилизации создает неравенство и вытекающие из этого конфликты.

По мнению всех сторонников данной теории, чтобы избежать конфликтов люди должны были заключить договор «всех со всеми». Ограничивая свою свободу через договор, они устанавливали мир между собой. Право ограничивать свободу было передано государству. Общественный договор правящих с подвластными утверждал определенные права и обязанности сторон. Так, обязанные ограничивать свои права подвластные имели право требовать от правящих поддержания необходимого уровня благосостояния. Правящие, обладая правом ограничивать свободу, были обязаны обеспечивать этот уровень. В случае отказа власти от этой обязанности подвластные получают право на восстание.

Для своего времени данная теория была революционной и стала идеологической базой нидерландской, английской, французской революций XVII – XVIII веков. Эта теория свободна от религиозного представления о характере государства и власти.

4. Теория насилия. Авторы - австрийские ученые XIX века Карл Каутский и Людвиг Гумплович, а также Евгений Дюринг. Они полагали, что государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического или политического давления одного слоя общества над другим) или внешнего (завоевания одного народа другим). Для поддержания установленное правопорядка необходимо было применение насилия, государственного принуждения, для чего создавались органы государственной власти, военные и охранительные структуры. Таким образом, возникновение государства является следствием принципа - слабый подчиняется сильному.

По мнению Евгения Дюринга без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

5. Психологическая теория  была разработана российским ученым-юристом Л.И. Петражицким в начале XX века. Главной ее частью является характеристика общества и государства в виде суммы психических взаимодействий людей и их объединений. Таким образом, общество и государство есть результат закономерностей психического развития человека. Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека, а именно потребности индивида жить в обществе, подчиняться авторитету, желанию повелевать кем-либо и соответственно подчиняться кому-либо.

6. Классовая (марксистская) теория разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Позиции марксистской теории в вопросе происхождения государства наглядно, полно и понятно изложены в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Основой классовой теории является учение об общественно – экономической формации, основанной на определенном способе производства. Именно способ производства обусловливает все процессы общественной жизни людей. Производственные отношения являются основными, базисными отношениями, по отношению к которым государство, право являются надстроечными.

Поэтому государство появляется в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические (противоборствующие) классы. «Государство возникает там и тогда, когда появляются классы». Следовательно государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Основная позиция марксизма по отношению к государству заключается в том, что государство возникает в результате классовой борьбы и должно прекратить свое существование с исчезновением классов.

7. Ирригационная (гидравлическая, водная) теория происхождения государства была разработана К.-А. Виттфогелем. Возникновение государства связывалось с потребностью осуществления строительства гигантских ирригационных сооружений в местах проживания первых крупных цивилизаций. Эти работы диктовали необходимость создания жесткого централизованного аппарата управления со множеством чиновников и сильной армии, для установления контроля за массой зависимого населения. В качестве примера приводится история создания государств Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Шумер, Аккад. Но для других регионов мира ею трудно применить.

8. Органическая теория   появилась в XIX веке. Её авторы Герберт Спенсер, А.Э. Вормс, Г. Прейс. Государство они уподобляли живому биологическому организму, состоящими из клеток – людей со своей волей. Фактически законы развития живых существ они переносили на государство. Считалось, что государство - это произведение сил природы, общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Каждый элемент живого организма выполняет определенную функцию, подобная же конструкция переносилась и на государство. По мнению Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие, крестьяне – ноги и руки, движение м связи – коммуникации, почта, транспорт, финансы – кровеносная система. Между государствами, как и в живой среде, идет конкуренция, естественный отбор.

9. Французский ученый первой половины XIX века К.Л. фон Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» создал патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум). В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени). Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Государственная территория выходит из государевой земли. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы под­чиненного управления формируются из его частных слуг. Такова суть патримониальной теории.

Теория государства и права содержит и другие концепции происхождения государства, а современные ученые продолжают искать варианты возникновения этого сложного и многогранного явления.

Теории происхождения права

К наиболее известным теориям происхождения права относятся: теологическая теория, теория естественного права, классовая, нормативистская, психологическая, историческая школа права, социологическая школа права, реалистическая или прагматическая школа права, теория солидаризма, регулятивная, примирительная и др.

1. Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида: 

- вечный закон – божественный разум;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

- Божественный закон – Библия.

2. Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.), Гуго Гроцию и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право формируется подобно языку само по себе, независимо от субъективной воли законодателя, порой стихийно.

Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера и исторической эпохи. Официальные писанные законы являются только формой юридического оформления уже сложившегося права и обычаев.  

4. Психологическая теория разработана Л.И. Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Право непосредственно связано с внутренними правовыми эмоциями и переживаниями человека по поводу предписанных правовых норм. Соответственно право делится на право интуитивное (исходящее из внутренних переживаний людей) и официальное или позитивное (установленное государством).

5. Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества и всегда производно от государства, в полной мере сливается с его волей. Право по форме может выступать только в виде позитивных, формально закрепленных правовых норм.

6. Нормативистская теория права была сформулирована Г. Кельзеном, Р. Штаммлером, Н.М. Коркуновым. Право возникает и развивается исключительно как результат деятельности законодателя и правоприменителя, и выражается в конкретной материальной правовой форме. Право живет только в кодифицированных правовых нормах, т.е. право не существует вне правовых норм в каком-либо естественном состоянии. Право – это система должного поведения людей, выраженная в нормативном акте и обеспеченная силой государственного принуждения. Они рассматривали право как иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится основная суверенная норма - конституция, а внизу – решения судов, договоры, нормативные предписания. Нормы права они отграничивали от морали, религии, традиций, социальных процессов, считая, что право должно быть собственно «юридически чистым».

7. Представители социологической школы права Е. Эрлих, Г. Канторович, С.А. Муромцев считали, что право нужно искать не в правовых нормах, а в самой жизни. Право – это система правоотношений, реальное поведение людей, а не только записанные нормативные статьи. Гораздо важнее и естественнее то право, которое само постепенно формируется в жизни. «Живое право» - это система правоотношений, непосредственное взаимодействие людей в правовой сфере. Источником права выступает юридическая практика, которая и фиксирует новые правовые отношения, закрепляет и предает праву форму.

8. Примирительная теория права (Г.Д. Берман, Э. Аннерс) связывает происхождение права с возникновением потребностей в урегулировании отношений между родами. Именно конфликты породили необходимость установления конкретных правил поведения или норм, т.к. кровная месть могла применяться бесконечно. Народные собрания и советы старейшин подписывали договоры о примирении, которые далее приобретали характер примирительных норм. Первоначально они носили характер устных правовых обычаев, затем постепенно приобретая письменный, нормативно-формальный характер, подкрепляясь государственным принуждением.

Теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.

 

Понятие государства

Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., ранее употреблялись термины «полис», «страна», «республика», «империя». Известный итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах - основатель нормативистской теории права Ганс Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Николай Михайлович Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.

В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Французский государствовед Леон Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

«Под именем государства, - писал Габриэль Феликсович Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

 Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что государство «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Самое конфронтационное определение позднее сформулировал Ф. Энгельс, согласно которому ««государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим», а Ленин уже при советской власти в 1918 году внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Владимир Ильич Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было». Обе формулировки были широко распространены в советской науке, и в официальной пропаганде. Предполагалось, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая социальная напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тоталитарным государствам. Ставя во главу угла насильственную сторону власти, указанные определения не позволяют заметить в государстве цивилизационные, культурные, социальные ценности необходимо присутствующие в любой управляющей структуре общества.

Не согласны с приведенным понятием историки психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал Федор Федорович Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - лишь один из признаков, и не самый существенный для государства. 

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение обобщает наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, обеспечивающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок, а также в целях осуществления своих функций сотрудничающая с другими государствами и всемирными организациями. В нем подчеркивается, что государство, как ведущая часть политической системы страны выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами, гарантирует права и свободы гражданам, обеспечивая правопорядок в обществе, с стремясь соответствовать мировому правопорядку на основе общепринятых межународно-правовых норм и традиций.

Признаки государства

Понятие государства, обеспечивается рядом признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. К основным признакам государства относятся:

1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения). Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, но выступает от его имени, делегированная народными выборами. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная, самоуправленческая власть, которая исходила от всего рода. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управляющих, из которых образуются органы управления и принуждения. В современном обществе власть без государственной службы невозможна.

2. Система налогов, займов, казна (выступая основной доходной и стабилизирующей частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, а также работников, не производящих материальных ценностей (управленцев, педагогов, медработников).

3. Территориальная организация, т.е. государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. В процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство.

4. Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность.  Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства, прав и свобод граждан. Государство обладает монополией на издание нормативно правовых актов различного уровня.

5. Государственный суверенитет является важнейшим признаком государства.Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Кроме названных основных признаков, выделяют также дополнительные признаки государства: наличие армии, специальный аппарат управления и принуждения, государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, гражданство (подданство), международное признание и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая государственным суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.033 с.)