Предмет и методы теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы теории государства и права



Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Теории происхождения права

К наиболее известным теориям происхождения права относятся: теологическая теория, теория естественного права, классовая, нормативистская, психологическая, историческая школа права, социологическая школа права, реалистическая или прагматическая школа права, теория солидаризма, регулятивная, примирительная и др.

1. Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида: 

- вечный закон – божественный разум;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

- Божественный закон – Библия.

2. Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.), Гуго Гроцию и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право формируется подобно языку само по себе, независимо от субъективной воли законодателя, порой стихийно.

Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера и исторической эпохи. Официальные писанные законы являются только формой юридического оформления уже сложившегося права и обычаев.  

4. Психологическая теория разработана Л.И. Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Право непосредственно связано с внутренними правовыми эмоциями и переживаниями человека по поводу предписанных правовых норм. Соответственно право делится на право интуитивное (исходящее из внутренних переживаний людей) и официальное или позитивное (установленное государством).

5. Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества и всегда производно от государства, в полной мере сливается с его волей. Право по форме может выступать только в виде позитивных, формально закрепленных правовых норм.

6. Нормативистская теория права была сформулирована Г. Кельзеном, Р. Штаммлером, Н.М. Коркуновым. Право возникает и развивается исключительно как результат деятельности законодателя и правоприменителя, и выражается в конкретной материальной правовой форме. Право живет только в кодифицированных правовых нормах, т.е. право не существует вне правовых норм в каком-либо естественном состоянии. Право – это система должного поведения людей, выраженная в нормативном акте и обеспеченная силой государственного принуждения. Они рассматривали право как иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится основная суверенная норма - конституция, а внизу – решения судов, договоры, нормативные предписания. Нормы права они отграничивали от морали, религии, традиций, социальных процессов, считая, что право должно быть собственно «юридически чистым».

7. Представители социологической школы права Е. Эрлих, Г. Канторович, С.А. Муромцев считали, что право нужно искать не в правовых нормах, а в самой жизни. Право – это система правоотношений, реальное поведение людей, а не только записанные нормативные статьи. Гораздо важнее и естественнее то право, которое само постепенно формируется в жизни. «Живое право» - это система правоотношений, непосредственное взаимодействие людей в правовой сфере. Источником права выступает юридическая практика, которая и фиксирует новые правовые отношения, закрепляет и предает праву форму.

8. Примирительная теория права (Г.Д. Берман, Э. Аннерс) связывает происхождение права с возникновением потребностей в урегулировании отношений между родами. Именно конфликты породили необходимость установления конкретных правил поведения или норм, т.к. кровная месть могла применяться бесконечно. Народные собрания и советы старейшин подписывали договоры о примирении, которые далее приобретали характер примирительных норм. Первоначально они носили характер устных правовых обычаев, затем постепенно приобретая письменный, нормативно-формальный характер, подкрепляясь государственным принуждением.

Теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.

 

Понятие государства

Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., ранее употреблялись термины «полис», «страна», «республика», «империя». Известный итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах - основатель нормативистской теории права Ганс Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Николай Михайлович Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.

В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Французский государствовед Леон Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

«Под именем государства, - писал Габриэль Феликсович Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

 Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что государство «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Самое конфронтационное определение позднее сформулировал Ф. Энгельс, согласно которому ««государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим», а Ленин уже при советской власти в 1918 году внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Владимир Ильич Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было». Обе формулировки были широко распространены в советской науке, и в официальной пропаганде. Предполагалось, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая социальная напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тоталитарным государствам. Ставя во главу угла насильственную сторону власти, указанные определения не позволяют заметить в государстве цивилизационные, культурные, социальные ценности необходимо присутствующие в любой управляющей структуре общества.

Не согласны с приведенным понятием историки психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал Федор Федорович Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - лишь один из признаков, и не самый существенный для государства. 

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение обобщает наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, обеспечивающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок, а также в целях осуществления своих функций сотрудничающая с другими государствами и всемирными организациями. В нем подчеркивается, что государство, как ведущая часть политической системы страны выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами, гарантирует права и свободы гражданам, обеспечивая правопорядок в обществе, с стремясь соответствовать мировому правопорядку на основе общепринятых межународно-правовых норм и традиций.

Признаки государства

Понятие государства, обеспечивается рядом признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. К основным признакам государства относятся:

1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения). Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, но выступает от его имени, делегированная народными выборами. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная, самоуправленческая власть, которая исходила от всего рода. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управляющих, из которых образуются органы управления и принуждения. В современном обществе власть без государственной службы невозможна.

2. Система налогов, займов, казна (выступая основной доходной и стабилизирующей частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, а также работников, не производящих материальных ценностей (управленцев, педагогов, медработников).

3. Территориальная организация, т.е. государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. В процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство.

4. Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность.  Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства, прав и свобод граждан. Государство обладает монополией на издание нормативно правовых актов различного уровня.

5. Государственный суверенитет является важнейшим признаком государства.Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Кроме названных основных признаков, выделяют также дополнительные признаки государства: наличие армии, специальный аппарат управления и принуждения, государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, гражданство (подданство), международное признание и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая государственным суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом.

Понятие функций государства

Термин «функции» в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства. Традиционно под функциями государства понимают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Данная позиция поддерживается большинством ученых, в том числе и нашей кафедрой. Признавая справедливость данного определения, следует прояснить некоторые его аспекты.

Прежде всего, нужно обратить внимание на тот смысл, в котором употребляется термин «государство». В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население (народ, нация), публичная (государственная) власть. Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Таким образом, категория функций государства базируется на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в широком значении не может иметь тех функций, которые выделяются в научной литературе: экономическая, социальная и прочие, т.к. эти функции могут быть реализованы только государственной властью как одной из составных частей единой сущности государства.

Представляется, правильнее говорить не о функциях государства, а о функциях государственной власти, т.е. о тех направлениях деятельности государственной власти, которые проистекают из самой ее сущности. Тем не менее, использование термина «функции государства» также допустимо, но нужно иметь в виду, что здесь государство выступает синонимом государственной власти или государства в узком своем значении.

Функции государства характеризуются следующими признаками:

1) отражают устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) отражают связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направлены на решение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) имеют определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи предопределяют перечень и содержание функций.

Немаловажное значение имеет также вопрос о выделении конкретных функций государства, их классификации. Эти вопросы решаются неоднозначно в юридической науке. Критериев, по которым возможно произвести полную классификацию функций государства, не выработано, поэтому практически любая однородная группа задач государственной власти может быть возведена в разряд функций. Так, наряду с общепринятыми функциями, в научной литературе предлагается выделять также информационную функцию, миграционную функцию, функцию охраны природы и окружающей среды.

Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. Например, учет налогоплательщиков является задачей налоговых органов, и эта единичная задача входит в состав налоговой функции государства.

Кроме того, функции государства приходится рассматривать в нескольких аспектах: 1) функции государства как такового, как политико-правового института; 2) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.); 3) функции конкретного государства на определенный момент времени.

Для каждого из обозначенных аспектов содержание функций будет различным, поэтому рассмотрение в юридической литературе функций государства без учета названного разграничения недостаточно объективно.

Государственная власть

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. В юридической литературе существует несколько подходов к пониманию сущности власти:

- власть понимается как определенная функция, присущая любому социальному коллективу;

- власть – это волевое отношение властвующего и подвластного;

- это способность властвующего, управляющего навязывать свою волю другим субъектам;

- власть выступает организованной силой, способной подчинять воле меньшинства волю большинства;

- власть рассматривается как управление, непосредственно связанное с принуждением.

Как явление власть характеризуетсяследующими признаками:

1. Власть есть явлениесоциальное, то есть общественное.

2. Власть являетсяатрибутом (неотъемлемым компонентом)общества на всех этапах его развития.

3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общест­венного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образования­ми). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным.

4. Осуществление власти всегда представляет собойинтеллектуально-во­левой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъек­та, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения лю­ди с деформациями сознания и воли.

5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют назва­ниевластеотношений. Властеотношение всегда представляет собойдвусто­роннее отношение, один из субъектов которого являетсявластным (властву­ющим) субъектом, а другой - подвластным.

6. Важнейшим признаком власти является то, что онавсегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это мо­жет быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), си­ла интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п.

7. Подчинение всегда выступает сознательным и является условием наличия власти в данном конкрет­ном отношении над данным конкретным субъектом.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать: власть в масштабе всего общества; власть внутри того или иного коллектива (организации); власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также наполитическую и неполитическую.Поли­тической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов боль­ших социальных групп. Разновидностями политической власти являются властьодной социальной группы (общности) над другой (например, господст­во одного класса над другим);государственная власть; властьпартийная, а такжеиных политических организаций и движений; властьполитических ли­деров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государствен­ная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.)в зависимости от способа организации и властвования может бытьдемократической илинедемократической. Причем это деление каса­ется не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управле­нием коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Государственная власть – это есть концентрированное выражение воли доминирующего класса, слоя населения, система отношений господства и подчинения, воплощенная в государственно-правовых институтах. Н.И. Матузов, А.В. Малько определяют государственную власть как публично-политические отношения господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Как отмечает В.Н. Протасов, государственная власть генетически первична по отношению к государству, поскольку именно потребность общества во власти и обусловила появление государственной организации. С другой стороны, без государства не может быть вообще государственной власти, т.к. последняя может реализовываться только через государственные органы.

Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Говоря об особенностях государственной власти, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, мож­но сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, призна­ки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетают­ся, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым свойствам (признакам) государственной власти можно отнести следующие:

1. Государственная власть является разновидностью социальной власти и обладает всеми её признаками.

2. Государственная власть реализуется исключительно через государство, только государственная власть имеет аппарат принуждения.

3. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

4. Государственная власть суверенна, что означает еенезависимость вовне иверховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства. Она имеет самостоятельный, полновластный характер.

5. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силуна всю территорию и на все население страны.

6. Государственная властьобладает прерогативой, то есть исключитель­ным, монопольным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм. Фактически государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

7. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

8. Носит публично-политический характер, она призвана выполнять общественные функции, решать общесоциальные дела, упорядочивать разные общественные интересы. Государственная власть всегда является политической, т.к. содержит элементы классовости. Политическая власть шире государственной, поскольку ею обладают также политические партии и другие организации, имеющие политические цели. Государственной властью наделяется та партия, которая набрала большее число голосов на выборах и сформировавшая ключевые государственные органы.

9. Государственная власть призвана реализовывать общественные интересы, консолидировать общество, обеспечивать права и свободы граждан.

10. Государственная власть осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками).

Структуру или компоненты государственной власти составляют: субъект власти, объект власти, содержание, средства, способы, приемы и методы её осуществления. Л.А. Морозова включает в структуру государственной власти и ресурсы власти.

Субъект власти – это непосредственный носитель государственной власти. Среди субъектов выделяют: народ, классы, социальные и национальные общности, нации, государство и государственные органы (А.Ф. Черданцев). Субъектом выступает непосредственный носитель государственной власти, который нацелен на подчинение других субъектов.

Объект власти – тот, на кого направлена власть. К ним относят: индивидуумы, общественные организации, социальные слои, классы, общности. В демократическом обществе, как правило, объект и субъект государственной власти совпадают.

Содержание – это властеотношения, где в рамках определенных правоотношений властвующий навязывает свою волю подвластным. Собственно властные отношения могут иметь и реализовывать различные интересы с учет конкретно исторической, социально-экономической и политической ситуации.

К основным методам осуществления государственной власти относятся метод убеждения и принуждения. Убеждение – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейными, нравственными средствами. Принуждение – психическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие уполномоченных органов или должностных лиц с целью принудить действовать по воле властвующего субъекта.

К иным методам реализации государственной власти относятся: метод нормативно-правового регулирования, рекомендательный, поощрения и стимулирования (создание благоприятных условий), договорное регулирование, надзор и контроль (лицензирование, стандартизация, общественный контроль), информационное влияние.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые непосредственно обеспечивают её осуществление. Ресурсы подразделяются на: утилитарные, принудительные, нормативные. К утилитарным ресурсам относятся материальные и иные социальные блага, которые направлены на решение повседневных потребностей и интересов людей. Принудительные – это меры властно-карательного воздействия. Нормативные ресурсы – это установленные в обществе ценностные ориентиры, правила социального поведения. Ресурсы также классифицируются на экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

 

Законодательная власть

В любом государстве законодательная власть осуществляется представительным органом власти или парламентом, который формируется на выборной основе. Наименование данных органов зависит от национально-государственной системы: Федеральное Собрание, Законодательное Собрание, Народное Собрание, Национальное Собрание, Конгресс, Сейм и т.д. Их структура, состав, порядок создания и компетенция закрепляется в конституциях, либо специальных нормативных актах. Законодательные органы призваны непосредственно выражать волю и интересы общества, общественных и политических групп. По мнению Е.Г. Лукьяновой назначение парламента как представительного органа заключается в том, чтобы граждане через своих периодически избираемых представителей участвовали в публичном управлении государством. Так, народ, избирая парламент, дает ему мандат осуществления национального суверенитета от своего имени.

Существуют однопалатные и двухпалатные представительные органы. Их структура определяется историческими, идеологическими, политическими и национальными тенденциями. Целями разделения парламентов на две палаты выступают: обеспечение интересов между региональной властью и центром, введение системы сдержек и противовесов между палатами, сочетание принципов постоянства и срочности, наиболее широкий охват мнений в законотворческом процессе.

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Срок полномочий сенаторов не определен, пока не будет произведена ротация (замена) одного сенатора другим лицом.

В качестве представительного органа Совет Федерации: утверждает законы об изменение границ между субъектами РФ, указ Президента РФ о введении военного/чрезвычайного положения; принимает решение по вопросу о возможности использования вооруженных сил РФ за пределами территории РФ; назначает выборы Президента РФ, на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; имеет право отрешения Президента РФ от должности; назначает и освобождает на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, заместителей председателя Счетной палаты и ½ состава его аудиторов. Как законодательный орган власти Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы согласно ст. 104 Конституции РФ и члены Совета Федерации, в соответствие со статьей 134 Конституции РФ имеет право инициировать внесение поправок и пересмотр Конституции. Согласно ст. 105-108 Конституции РФ Совет Федерации одобряет законопроекты, принятые Государственной Думой. Совет Федерации функционирует на основе Регламента, имеет право создавать в своей структуре комитеты и комиссии.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом по пропорциональной системе. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы – принятие законов.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и ½ его аудиторов, Уполномоченного по правам человека/ребенка; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В качестве законодательного органа по статье 104 Конституции РФ Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы, по статье 134 – имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. В соответствие со статьей 105, 108 Конституции РФ Государственная Дума осуществляет принятие законов.

Президент наделен Конституцией правом вето на закон, принятый Федеральным Собранием. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ предусматривает меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктатуры парламента.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации (например, Законодательное Собрание Оренбургской области, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Респу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.087 с.)