Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды источников (форм) права
Одним из важнейших признаков права как социального регулятора поведения является его формальная определенность, т.е. объективная выраженность в какой-либо форме. Без их внешнего закрепления невозможно доказать их реальное существование, невозможно требовать их неукоснительного соблюдения субъектами права и обеспечения государственным принуждением. Как верно отмечает проф. А.Б. Венгеров «в XX веке по критерию формы права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права - объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках». Но для того, чтобы возникли нормы права, чтобы правила поведения получили четкое абстрактное закрепление в определенных формах, должны объективно существовать источники, порождающие собственно право. Ещё в XIX веке Г.Ф. Шершеневич писал, что источники права – это силы, творящие право; материалы, положенные в основу законодательства (как римское право); предшествующие исторические памятники; средства познания права. О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский указывали, что право имеет две формы: внутреннюю форму или нормы права, и внешнюю – нормативный акт, закон, указ. Традиционно понятие источника права рассматривается в трех аспектах: выделяют источники права в формально-юридическом смысле (формы права – законы, договоры, религиозные тексты); источники права в материальном смысле(материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования); в гносеологическом или философском (идеологическом) смысле – т.е. совокупность идей, представлений, взглядов ученых и мыслителей, правосознание людей, правовая культура и правовая доктрина. Проблема соотношения категорий «источник права» и «форма права» остается актуальной и неразрешенной в науке. Так, Радько Т.Н., Чашин А.Н., Мелехин А.В. обозначают их как источники (формы) права. В обратном порядке форма (источник) права их представляют Марченко М.Н., Протасов В.Н., Иванов А.А., Мухаев Р.Т. Следует понимать, что данные понятия тесно связаны друг с другом, но в смысловом и функциональном значении не совпадают.
Под источником права понимают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, системы права в целом. Форма права есть способ выражения феномена права в объективной действительности. Именно форма дает бытие сущему и идеям. Если форма права показывает закрепление и выражение содержание права вовне, то источник права является его истоком его появления и формирования. Форма права – это письменные документы или иные внешние модели, где закреплены и содержатся нормативные предписания. Источник права – это то, что обуславливает и лежит в основе правовых норм, и оно не только напрямую связано с волей законодателя. Как отмечает Радько Т.Н. «более правильно считать эти понятия не идентичными, а исходить из положения, что имеющиеся формы, т.е. способы выражения вовне общеобязательных правил это непосредственные, но не единственные источники права». Если рассматривать источник права только в формально-юридическом смысле, то он будет совпадать с формами права. Тождественность данных понятий будет присутствовать в тех случаях, когда они оба рассматриваются как способы выражения государственной воли, как способы установления правовых велений. Исторически сложилось множество форм (источников) права: правовые обычаи, нормативно-правовые акты, договоры с нормативным содержанием, судебные и административные прецеденты, религиозные тексты, правовые доктрины, юридическая практика принципы права, правосознание и судебное усмотрение. На выбор и признание того или иного источника права в качестве преобладающего в разных правовых системах оказывают влияние множество факторов: исторические особенности развития государств, территориальное расположение государств и внешние связи, правовая культура и менталитет, религия, национальный состав и др. Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай. Это есть исторически сложившееся путем многократного применения правило поведения, санкционированное государством. Не каждый обычай является правовым, а только тот, который получил одобрение государства в виде ссылки на него в законодательстве.
Государственное санкционирование обычая производится двумя способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю); б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права обычай не обретает. В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна, хотя в дореволюционном праве он играл значимую роль. Ст. 5 ГК РФ закрепляет, что «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Так, обычаи делового оборота используются при регулировании периодов поставки товара (ч. 1 ст. 508 ГК РФ), при выборе поставщиком вида транспорта, при выполнении обязательств по поставке товара (ч. 1 ст. 510 ГК РФ), Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания (ч. 1 ст. 138). Систематизацию и опубликование деловых обыкновений в РФ осуществляют торгово-промышленные палаты. Правовые обычаи широко используются в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г. Прецедент (praecedens – предшествующий) – это есть правовой случай, который имел место в прошлом и является примером для аналогичных действий в настоящем. В.Н. Протасов понимает под юридическим прецедентом (судебным или административным) - решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Более полное определение представлено у Радько Т.Н. «судебный прецедент – это судебное решение высшего органа судебной власти по конкретному делу, вынесенное в рамках определенной юридической процедуры, содержащее правоположение, опубликованное в официальных сборниках и служащее обязательным правилом применения для аналогичных дел в будущем». Выделяют два вида юридических прецедентов: судебный прецедент – это нормативное положение, принимаемое за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел судами той же или нижестоящей инстанции. Административный прецедент – это разрешение, принятое административным органом по конкретному делу, которое становится правилом для рассмотрения подобных дел в будущем. Признание прецедента в качестве источника права позволяет суду выполнять правотворческие функции в независимости от того, существует соответствующая правовая норма или нет. Судебному прецеденту присуще ряд отличительных признаков: - судебный прецедент создается только высшими судебными органами;
- оформление судебного прецедента происходит в определенной юридической процедуре; - судебный прецедент обладает признаком обязательности исполнения; - судебный прецедент подлежит официальному опубликованию в специальных сборниках. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд, Апелляционный суд, палата лордов. В странах романо-германской правовой системы судебный прецедент рассматривается как дополнительный источник права после нормативно-правовых актов. В ряде европейских стран Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Италии прецеденты получили законодательное закрепление и публикуются в специальных сборниках судебной практики. В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется. Как источник (форма) права нормативный договор – есть двух- или многостороннее соглашение, заключенное между равноправными субъектами права, содержащее нормы права. Договор с нормативным содержанием действует непосредственно, обязателен для участников соглашения, может быть подкреплен мерами принуждения. Он не может противоречить действующему законодательству, а призван дополнять и конкретизировать их. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Нормативные договоры подразделяются на два вида: договоры о компетенции (о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов федерации; коллективные договоры) и договоры о взаимодействии (международные договоры по вопросам политического, экономического сотрудничества; учредительные договоры; нормоустанавливающие договоры о борьбе с терроризмом, о противодействии экстремисткой деятельности).
Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных правил, которые государство санкционирует и придает обязательную силу. Такое закрепление происходит в процессе взаимодействия светской и духовной власти, которое формируется исторически, длительно в определенных национальных системах, как например, мусульманском праве. Характерным является принцип, что принимаемые нормативно-правовые акты не могут противоречить религиозным текстам. В настоящее время религиозные тексты сохранили своё юридическое значение в таких правовых системах, как - мусульманское право (Коран, Сунна, иджма, кияс) в странах Саудовской Аравии, Пакистане, Иране, Ираке и др.; - индусское право (веды и дхармашастры) в Индии, Сингапуре, Бирме; - иудейское право в Израиле (Тора); - каноническое право Ватикана. Правовая доктрина как источник (форма) права – это совокупность идей и высказываний наиболее авторитетных правоведов-ученых, изложенных ими в научных трудах, признаваемые государством в качестве формы и источника права при разрешении юридических споров. Радько Т.Н. Раскрывает правовую доктрину, как «совокупность идей и высказываний наиболее авторитетных ученых-юристов, изложенных ими в научных трактатах, которые вследствие признания их государством и его органами могут быть использованы в решении правовых вопросов». Существенное значение она имела для права Древнего Рима, где известным римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время доктрина признается источником норм в мусульманском праве (иджма), англосаксонской правовой системе. В странах континентального права правовая доктрина чаще признается в качестве субсидиарного источника права. Гражданское законодательство Швейцарии, Франции допускает в случае пробела в праве ссылаться на мнения известных специалистов в данной сфере. В России правовая доктрина в качестве формы (источника) права не используется. Принципы права как основные источники права используются в большинстве правовых систем современности. Правовые принципы – это исходные начала, универсальные правовые идеи, закрепленные в законодательстве. Они как источник права предшествуют нормам права, выступают их своеобразным фундаментом. Обладают устойчивостью и стабильностью, влияют на всю систему права в целом. Как отмечает Ж.-Л. Бержель, «юридические правила могут быть сформулированы и могут развиваться только с оглядкой на общие принципы права».
В российском законодательстве в ст. 6 ГК РФ имеется непосредственное указание на применение принципов права. Так, при отсутствии нормы права, нормативного договора или обычая делового оборота применяется аналогия права, т.е. права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости. Подобная норма имеет место в ст. 1 ГПК РФ. В странах континентальной правовой системы или системы «писанного», позитивного права основным источником права выступает нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, издаваемый специально уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, а также имеющий общеобязательный неперсонифицированный характер и обеспечиваемый государственным принуждением. Радько Т.Н. относит нормативно-правовой акт к наиболее совершенному источнику права и определяет его как «официальный документ компетентного органа власти, направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревших правовых норм. Таким образом, нормативно-правовой акт обладает признаками: а) содержит норму права; б) представляет собой официальный письменный акт-документ; в) является результатом особой правотворческой деятельности государства; г) имеет общеобязательный, неперсонифицированный характер; д) особый процедурный порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но с участием государства и выражением его воли. Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания и являются правовыми. У актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер, и они не содержат норму права, а лишь применяют правовые предписания к конкретному субъекту. К достоинствам нормативно-правового акта относится: системность, неперсонифицированный характер, четкая форма, минимальный круг субъектов правотворчества, форма более оперативного правового регулирования и реагирования на правовые потребности общества. Недостатками выступают: стереотипность поведения, высокая степень абстрактности, длительный период принятия и согласования, отстают от динамизма самой общественной жизни. Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
2. Понятие, признаки и виды законов Верховенством среди всех нормативно-правовых актов обладает закон. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшим законодательным, представительным органом власти или народом по наиболее важным вопросам общественного развития. Закон обладает следующими признаками: а) принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или в порядке референдума народом; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) регулирует наиболее важные общественные отношения; д) обязателен для исполнения, подкреплен государственным принуждением; е) имеет письменную форму с соответствующими реквизитами; ж) должен отражать волю и интересы общества в целом; з) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь и индивидуально-властных предписаний). Законы, в свою очередь, делятся на конституционные, органические и обычные. К числу конституционных относятся: а) Конституция Российской Федерации (или основной закон страны); б) Законы (ФКЗ) о поправках в Конституцию Российской Федерации (например, изменение статей глав 3-8 производится принятием ФКЗ о внесении поправок и дополнений в Конституцию); в) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – регламентируют основополагающие вопросы государственного строя, общества и личности, имеют особую процедуру принятия (например, «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ, «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ). В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. Обыкновенные законы подразделяются на кодификационные (Основы законодательства, отраслевые Кодексы – УК РФ, ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и др.) и текущие ( тематические федеральные законы ). Самостоятельный характер носят Законы о ратификации и денонсации международных договоров и рекомендательные (модельные) законы. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации. К числу последних относятся: Уставы (конституции) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (республик); Законы субъектов РФ; региональные отраслевые кодексы. Субъекты РФ принимают свои законы по предметам совместного ведения с РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ) и по вопросам, относящимся к их собственному ведению. В современных федеративных государствам преобладает принцип верховенства федерального закона над законами субъектов федерации. По субъектам правотворчества законы делятся на законы, принятые народом на референдуме и законы, принятые представительным (законодательным) органом власти в рамках законотворческого процесса. По времени действия законы могут быть постоянными и временными. По характеру - текущими и чрезвычайными.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.041 с.) |