Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэффициент концентрации ( CR ).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Значение коэффициента определяется по формуле: , где CRk — индекс концентрации k продавцов, %; Si — доля продаж i -гo продавца в объеме реализации рынка, %; k — число фирм на рынке. Si может вычисляться как отношение объема продаж, численности занятых, размера активов, добавленной стоимости предприятия к суммарному значению показателя по рынку в целом. Как правило, этот показатель рассчитывается для трех (CR 3), четырех (CR 4), шести (CR 6), восьми (CR 8) крупнейших продавцов. Недостаток показателя - он нечувствителен к различным вариантам распределения долей между конкурентами. 2. Коэффициент Герфиндаля Гиршмана (Н HI). , где Si — доля продаж i -гo предприятия в общем объеме реализации; n — число хозяйствующих субъектов на рынке. Коэффициент учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и сильнее конкуренция на рынке (слабее рыночная власть отдельных предприятий). Для конкурентного рынка (если предприятий более 100) HHI стремится к единице, для монопольного рынка — к 10000. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации, которые приведены на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Типы рынка по степени концентрации
3. Коэффициент Линда (L). Определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров , где k — число крупных поставщиков (не менее двух); , где Qi – отношение средней доли рынка i-ых поставщиков к доле k – i поставщиков; i – число ведущих поставщиков среди k - крупных поставщиков; Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i - поставщиков; Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков. Коэффициент Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k =2, k =3 и так далее до тех пор, пока не станет Lk > Lk -1. Определяемая граница (k при Lk < Lk -1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии (2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6 - 7 фирм занимают 70 - 80% рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию. 4. Коэффициент относительной концентрации. Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий и контролируемой ими доли рынка. Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка. , где b - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%); a - доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%). При К > 1 концентрация отсутствует - рынок конкурентный. При К < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика. Коэффициент энтропии Представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины: , где Si – доля продаж i -ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке; n – число хозяйствующих субъектов на рынке. Чем больше Е, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации. 6. Дисперсия логарифмов рыночных долей. Характеризуют распределение объемов продаж между предприятиями: , где Si – доля продаж i- ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке; S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/ n; n – число хозяйствующих субъектов на рынке. Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция. Аналогичный анализ также может быть проведен при помощи показателей Вариации и Джинни. Коэффициент вариации При анализе концентрации и изучении условий создания конкурентной среды важное место занимает коэффициент вариации , где — среднее квадратичное отклонение. Чем ниже коэффициент вариации, тем равномернее распределение объема производства (продаж) между предприятиями, ниже уровень концентрации и наоборот.
Коэффициент Джини. , где Ai – накопленное значение долей i- крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке; An - сумма значений долей всех предприятий на рынке; n – число предприятий на рынке. Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и выше уровень концентрации. Коэффициент Джини слабо реагирует на изменение числа предприятий. Его недостатком является необходимость знания доли всех мельчайших предприятий в отрасли. Дисперсия и коэффициент вариации не отражают средних размеров предприятий. Для рынков с двумя и со 100 предприятиями одинакового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю. Поэтому данные показатели применяются только в качестве вспомогательных средств для оценки неравенства в размерах фирм. 9. Коэффициент Розенблюта (Холла Тайдмана). , где Ri – ранг i -го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1); Si – доля продаж i -го предприятия на рынке. Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), минимальное 1/ n (n — число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом HHI. Достоинствам коэффициента Холла—Тайдмана является возможность учета соотношения размеров предприятий — крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры отрасли. Основными показателями рыночной (монопольной) власти предприятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Из-за сложности расчетов в практике антимонопольных органов используется коэффициент Лернера: где Р — отпускная цена товара; МС — предельные издержки производства товара. Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Этот коэффициент: - для совершенно конкурентного рынка 0; - для рынка монополистической конкуренции - от 0,3 до 0,5; - для рынка олигополии — от 0,6 до 0,8; - для рынков с доминирующим предприятием – от 0,8 до 0,9; - для рынка монополии приближается к 1. Кроме этого существует показатель сговора β фирм на рынке. Для его расчета используется уравнение регрессии , Где Yi – это рыночная доля фирмы; a, b – параметры уравнения регрессии. , Тогда индекс Лернера зависит от уровня рыночной концентрации с учетом согласованной политики: - для фирмы ; - для рынка .
РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ
Выделяют два типа барьеров: - нестратегические. Они связаны с объективными характеристиками рынка: технологией производства, предпочтениями потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. - стратегические. Они связаны с поведением фирм на рынке: ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.007 с.) |