Соглашение о разделе продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соглашение о разделе продукции



Соглашение о разделе продукции – это договор по которому государство дает предприятию (инвестору) права на поиск, разведку и добычу полезного ископаемого на основе аукциона.

Законом «О соглашении о разделе продукции» предусматриваются возмож­ность использования т рехступенчатой схемы раздела продукции (индонезийская модель).

Раз в квартал (год) продукция делится между государством и инвестором при следующих условиях:

- инвестор платит налог на добычу 8,25% и освобождается от других налогов кроме НДС;

- налог на прибыль инвестора 24%;

- определяется допустимый объем компен­сационной продукции;

- определяются пропорции раздела прибыльной продукции между Государством и инвестором.

Расче­ты инвестора с государством могут быть в натураль­ной или денежной форме.

Инвестор имеет право на экспорт всей принадлежащей ему до­бываемой продукции.

Налог на добычу обеспечивает государству, устойчивый доход, не зависящий от результатов коммерческой дея­тельности инвестора.

Пункт раздела – это  пункт транспортной системы, до которого затраты инвестора относятся к возмеща­емым.

Возмещаемые за счет компенсационной продукции затраты инвестора устанавливается в соглашении.

К возмещаемым относятся капитальные вложения в по­иски, разведку и разработку месторождений, затраты на добычу и транспорт углеводородов до пункта раз­дела.

Максимально допустимый объем компенса­ционной продукции (предельная доля) – это часть выручки от продажи идущая на погашение затрат устанавливается в СРП в про­центах от распределяемого объема углеводородов. Это регулирует скорость возмещения затрат и оп­ределяет объем прибыльных углеводородов.

Распределяемый объем углеводородов - это часть продукции, уменьшенной на величину налога на добычу (роялти).

Прибыльная продукция представляет собой разность между распределяемой и компенсационной продукци­ей.

Прибыльная продукция делится между государством и инвестором пропорционально доле установленной в СРП.

При расчете налога на прибыль из нее вычитают затраты, не возмещаемые за счет компен­сационной продукции.

В особых случаях может применяться прямой раздел или односту­пенчатая схема раздела продукции между инвестором и государ­ством.

В этом случае доля инвестора не должна превышать 68% от добытой продукции.

Вид схемы СРП не может изменяться в течение срока его действия. Однако параметры раздела могут ставиться в зависимость от текущих значений каких-либо по­казателей: объема добычи, ВНД, ИДДИ, времени реализации СРП и т.п.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

 

Моделирование некооперативного стратегического взаимодействия

На олигопольном рынке

 

Стратегическое поведение – это такое поведение фирмы, когда при выборе варианта действия на рынке она принимает во внимание возможные ответные действия конкурентов.

Стратегическое поведение осуществляется в двух формах: в виде некооперативного и кооперативного взаимодействия.

В условиях кооперированной олигополии субъекты рынка вступают в сговор (тайный или открытый).

При некооперативном взаимодействии фирмы конкурируют и проводят самостоятельную политику на рынке.

Варианты стратегического поведения фирм зависят от:

1) последовательности принятия ими решения;

2) от выбора фирмой стратегической переменной (цены или количества).

 Для моделирования стратегического взаимодействия фирм применяется теория игр, представляющая собой математический аппарат для принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях, в которых одна сторона выигрывает за счет проигрыша другой.

Если решение выбирается в зависимости от наступления одного из вариантов окружающей действительности (природы), то такие игры являются «играми с природой».

Стратегические решения бывают чистыми и смешанными.

Чистая стратегия - это любое возможное действие какой-либо фирмы (игрока).

Смешанная стратегия – это вероятность применения каждой из множества стратегий. Она состоит в случайном выборе одной из чистых стратегий.

В настоящее время единой модели олигополии нет. Однако существует несколько общих предпосылок для всех моделей:

- убывающая кривая спроса;

- взаимозависимость производителей-продавцов товаров при принятии стратегических решений.

- олигополист не знает точные кривые спроса конкурентов.

Олигополия может быть ценовой и количественной.

Олигополия количественная - если олигополисты принимают решение об объеме выпуска продукции. Если решения принимаются по цене на продукцию, то олигополия ценовая.

В классических моделях олигополии анализируют взаимодействие фирм, максимизирующих прибыль, исходя из их рационального поведения.

Условия максимизации прибыли для количественной и ценовой олигополии различны.

Пусть на рынке олигополии конкурируют п фирм c объёмами производства q 1, q 2,..., qn. Объем совокупного спроса известен и задан функцией , где    Прибыль каждого олигополиста зависит от структуры предложения участников рынка.

Поэтому условие максимизации прибыли предполагает выполнение равенства

                              (2)

При этом каждый i-йолигополист должен учитывать значения коэффициентов вариации: (при i ¹ j). Они показывают, как изменяется выпуск конкурента при изменении выпуска i-го олигополиста на единицу.

Благодаря этому при принятии решения олигополист может прогнозировать ответные действия конкурентов.

Если олигопоилст знает предполагаемые вариации, то он может выявить функциональную зависимость своего уровня выпуска от объемов конкурентов. Эти зависимости определяют кривую реакции

Кривая реакции - это наилучший ответ олигополиста на действия конкурентов, дающий максимум прибыли при конкретной комбинации продаж конкурентов.

Один и тот же уровень прибыли может достигаться при различных комбинациях объемов выпуска олигополилистов.

Множество таких комбинаций образуют изопрофиту, семейство которых олигополист рассматривает при принятии решений (рис. 4).

 

     

 

 


R1(q2) – кривая реакции фирмы 1 на изменение объема продаж фирмы 2 (q2),

R1(P2) – кривая реакции фирмы 1 на изменение цены фирмы 2 (Р2),

Пj1 – прибыль фирмы 1 от различных комбинаций стратегических решений дуополистов по цене или количеству, которые отображаются семейством изопрофит (*).

 

Рис.4. Изопрофиты и кривые реакции фирмы 1.

 

В отличие от количественной конкуренции в ценовой кривые реакции и изопрофиты рассматриваются в n-мерном пространстве цен, а не выпусков.

Коэффициенты вариации, характеризуют изменения цены, товара каждого из конкурентов при изменении цены i-го олигополиста на определенную величину.

Изопрофитами будет множество комбинаций цен всех олигополистов, соответствующих одному и тому же уровню прибыли какого-либо олигополиста.

Кривая реакции – это множество точек, соответствующих максимальному уровню прибыли, который может получить олигополист при сложившейся комбинации цен конкурентов.

Пример моделирования конкуренции по объемам продаж

 

Исходные условия:

- модель дуополии, когда на рынке взаимодействуют две фирмы;

- фирмы предлагают однородный продукт;

- фирмам известна функция рыночного спроса вида

р =а- bQ,

где a, b – положительные константы,

 Q – рыночный спрос, который складывается из объёмов предложения первой и второй фирм (Q = q1+q2) при цене Р.

- издержки производства фирм равны;

- фирмы максимизируют прибыль.

- Первой стратегический ход делает наиболее сильная фирма – «лидер», а второй – фирма – «последователь».

Прибыли дуополистов определяются как разница между выручкой и издержками каждого из них 

П i = TRi – Tci,                                             (10)

Где Тс i – издержки производства,

Т Ri – выручка фирмы;

П i – прибыль фирмы.

Кривую рыночного спроса в линейной форме можно преобразовать                                                   

                                         (12)

В этом случае функция прибыли каждого дуополиста будет определяться как разность между выручкой получаемой им при сложившейся рыночной цене и затратами на производство реализуемой на рынке продукции.

                                          (13)

Подставив в формулу 12 формулу 13 мы получим функцию прибыли для каждого дуополиста (14):

                                    (14)

                                               

Отсюда становится возможным определять изменение прибыли дуополиста под влиянием его стратегических действий и при неизменном поведении конкурента.

Для того чтобы найти максимум прибыли дуополиста на рынке необходимо полученную формулу прировнять к нулю и продифференцировать по объёму продаж (15):

                                 (15)

Для определения стратегического эффекта необходимо определить коэффициент вариации. При этом следует учитывать, что последователь рассматривает уровень выпуска лидера как не предсказуемый, то есть последователь принимает решение без учёта стратегического эффекта. Он максимизирует прибыль, используя кривую реакции, полученную исходя из своей функции максимума прибыли и при неизменном поведении лидера.

Для последователя кривая реакции выглядит следующим образом (16):

.                                       (16)

Однако в отличие от последователя лидер осознаёт, что оказывает влияние на принятие его решений и поэтому учитывает реакцию последователя при решении задачи на максимум прибыли. Поскольку кривая реакции последователя известна, становится возможным определить коэффициент вариации (17):

                                            (17)

При увеличении объёма продаж лидера на единицу, объём продаж последователя сократится на пол-единицы. Для определения стратегического эффекта требуется умножить коэффициент вариации на производную функции прибыли фирмы лидера, взятую по объёму продаж фирмы–последователя:

                                   (18)

После добавления стратегического эффекта в функцию максимума прибыли лидера она примет следующий вид (19):

                              (19)

Это уравнение задаёт кривую реакции фирмы–лидера, которая в результате преобразований примет вид (20): 

                                     (20)

Исходя из системы полученных уравнений кривых реакций, можно определить равновесные уровни выпуска дуополистов по Штакельбергу (21):

.                            (21)

Для подтверждения того, что фирмы получат максимум прибыли при этих объёмах продаж необходимо дважды продифференцировать функцию прибыли по объёму производства фирмы (22).

,           .                   (22)

Поскольку частные производные функции прибыли второго порядка отрицательны, можно сделать вывод о том, что равновесные объёмы выпуска обеспечивают максимум прибыли, как для дуополиста–лидера, так и для дуополиста –последователя. 

При этом лидер получит прибыль в размере:

                                          (23)

а последователь получит прибыль в два раза меньше:

                                           (24)

 

Пример моделирования конкуренции по ценам на продукцию

 

Исходные условия:

- модель дуополии, когда на рынке взаимодействуют две фирмы;

- фирмы предлагают однородный продукт;

- функция спроса первого дуополиста имеет вид:

,                                            (4)

где a 1, b 1, z 1 – положительные константы.

При понижении цены Р1 первый дуополист увеличит выпуск, а понижение цены конкурента, наоборот вызывает снижение выпуска первого дуополиста. Функция прибыли первого дуополиста имеет вид:

,                                 (5)

где с – затраты предприятия на единицу продукции.

Следует заметить, что при принятии дуополистами решений о ценообразовании ими будет учитываться уровень цены, установленный на предыдущем шаге. Пусть дуополисты принимают решения при нулевых коэффициентах вариации, т.е. одновременно, не учитывая ответные действия конкурента на предыдущем шаге. Тогда необходимое условие максимизации прибыли примет вид

                             (6)

Оно задаёт кривую реакции первого дуополиста:

                                          (7)

По аналогии также можно представить функцию спроса и кривую реакции для второго дуополиста.

                             (8)

8.4. Кооперативное стратегическое взаимодействие - картель

 

Картель – это сговор олигополистов по уровню рыночной цены и объёмов производства. Образующие картель фирмы ведут себя на рынке как единый монополист, максимизируя совокупную прибыль.

Картель производит меньше продукции, чем рынок свободной конкуренции. Поскольку конкурентная цена будет ниже картельной, а функция предельных издержек фирмы возрастает, картельный объем выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного.

Если кар­тель сформирован, то у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное согла­шение путем увеличения квот выпуска или понижения цены. В этом случае фирмы-нарушители привлекают дополнительное количество по­требителей, в результате чего их прибыли возрастают.

Каждая фирма в рамках картеля имеет стимул наращивать выпуск до пределов, не превышающих то коли­чество, которое она выпускала бы на рынке совершенной конкуренции.

Поэтому фирмы оценивают последствия своей деятельности в условиях соглашения и при его нарушении. Для этого они анализируют влияние своих решений не только на свою текущую прибыль, но на весь поток ожидаемой будущей прибыли. Рассмотрим условия, при которых картельное согла­шение является стабильным и соответственно нестабильным.

Пусть pm - прибыль фирмы, придерживающейся картельного со­глашения (в условиях установления картелем монопольной цены),

pс - прибыль фирмы, нарушающей соглашение,

Н - величина наказания фирмы, нарушившей картельное соглашение (например, в виде резкого падения цены и прибыли из-за противодействия прочих фирм картеля).

Предположим, что фирма нарушает соглашение и устанавливает цену ниже картельной. В первый период после нару­шения она получает прибыль рс, но затем картель замечает нарушение и навязывает наказание величиной Н ежегодных вычетов (возможно, в виде ограничения ее про­даж, дискриминации со стороны других участников картеля или штра­фа, либо в виде сокращения прибыли из-за разрушения картельного со­глашения). Наказание действует с момента обнаружения и до бесконечности.

При этом предприятие оценивает свою прибыль вне картеля с учетом величины наказания:

,                    (1)

где d - дисконтирующий множитель (, где i – процентная ставка; t – период времени от 1 до µ);

ρ - вероятность повторных продаж фирмы-нарушителя в сле­дующем периоде.

Итоговая величина наказания в правой части равенства определяется при помощи формулы геометрической прогрессии.

Если фирма придерживается соглашения, текущая ценность ее ожидаемой прибыли составит:

.                                                   (2)

Фирме выгодно не нарушать картельного соглашения, если:

.                                       (3)

Исходя из данной формулы (3) также можно оценить величину процентной ставки, при которой картельное соглашение будет расторгнуто:

.                                           (4)

Сохранение картельного соглашениятем выгоднее фирме:

• чем выше вероятность повторных продаж на рынке;

• чем выше величина дисконтирующего множителя;

• чем меньше выигрыш, который фирма может получить в крат­косрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения;

• чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласо­ванных действий других участников картеля.

Следовательно, для сохранения картеля его участники должны по­высить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более правдоподобной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.055 с.)