Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переработка и перевозка продуктов сельского хозяйства

Поиск

 

До 1917 года не было предпринято никаких инициатив по индустриализации Средней Азии. Горная промышленность находилась в зачаточном состоянии, производство угля и нефти – на элементарном уровне, железо и сталь не производились вовсе. Бухарский эмират даже не обследовали должным образом для оценки его полезных ископаемых, за исключением некоторых изысканий на золото в южном горном районе.

Как и в случае со степными областями, переработка сельскохозяйственного сырья, в частности хлопка, представляла собой основу промышленного производства. Две первые хлопкоочистительные машины были установлены в Коканде частными предпринимателями в 1880 году, а к 1890 году их число в Ферганской области достигло 21, увеличившись к 1901 году до 100. В 1914 году в области насчитывалось 159 хлопкоочистительных заводов, что являло собой высокую концентрацию индустрии очистки хлопка до 1917 года. В том же году в Самаркандской области работало 33 хлопкоочистительных завода, а в Сырдарьинской области 28. В Закаспийской области было более 10 заводов, включая два государственных предприятия в Мургабском имперском владении, однако Семиречье не располагало хлопкоочистительными предприятиями вовсе. В 1910 году в Бухарском эмирате действовали около 15 хлопкоочистительных заводов. Они располагались в таких местах, как Новая Бухара (Каган), Чарджоу, Карки и Термез. Бухарские власти потребовали строить все хлопкоочистительные заводы в двух верстах (около 1,3 мили) от железной дороги, что ограничивало развитие промышленности. В 1914 году в Ферганской области функционировали 19 заводов по производству хлопкового масла. Самые крупные из них, в Коканде и в Катта-Кургане, производили в год 45 тыс. тонн (2 млн 800 тыс. пудов) хлопкового масла. Обработка хлопка обеспечивала высокую занятость в Туркестанском крае. Из общего числа 20 925 промышленных рабочих в 1914 году 7628, или 36,5 %, были заняты на хлопкоочистительном производстве и 1720, или 8,2 %, на предприятиях по производству хлопкового масла.

Помимо переработки хлопка, перед революцией существовали такие виды производственной деятельности, как дубление кожи, отмывка шерсти и шелкопрядение. Металлургические предприятия почти исключительно обслуживали железные дороги и подвижной состав. В Ташкенте, например, в работе главных железнодорожных мастерских были заняты 540 постоянных рабочих из общего числа рабочей силы в 2528 человек в 1914 году. Между тем в железнодорожных мастерских Кызыл-Орды в том же году работало около тысячи рабочих, очень немногие из них были уроженцами Средней Азии.

В отношении занятости Ташкент играл в 1914 году ведущую роль среди промышленных центров Туркестанского края – 2528 рабочих. За ним следовал Коканд – 2487, Андижан – 2435, Наманган – 1779 и Самарканд – 1421 рабочий. Эти данные подчеркивают особое значение отраслей промышленности Ферганской области, относящихся к переработке хлопка и шелкопрядению, поскольку большинство рабочих были заняты в той или иной из этих отраслей. Фактически в этот период количество рабочих в Ферганской области превышало в три раза их число в Сырдарьинской области и в четыре раза – в Самаркандской.

Значение Закаспийской железной дороги и линии Оренбург – Ташкент в промышленном развитии Средней Азии хорошо иллюстрируется следующим образом. В 1914 году около 81 % промышленности концентрировалось вблизи железной дороги. 113 из 202 хлопкоочистительных заводов и 480 из 697 крупных промышленных предприятий располагались не дальше семи миль от железнодорожного полотна, остальные же 19 % находились главным образом в Семиречье.

До появления железных дорог транспортировка в оседлых регионах осуществлялась мулами, ослами и повозками (арба). Из-за того что грунтовые дороги часто пересекались оросительными канавами, колеса арбы приходилось делать достаточно большими, чтобы преодолевать такие препятствия. Двухколесная арба собиралась без гвоздей и железных деталей. Ее тащила лошадь. Примитивное средство передвижения не подходило для транспортировки на значительные расстояния. Верблюжий караван позволял более дальние перевозки. Преимущество верблюда над лошадью в засушливых странах было известно давно. Медленно передвигающиеся караваны в полупустынной или пустынной местности покрывали поразительно большие расстояния.

Однако даже верблюды нуждаются в питье, и маршруты многих караванов пролегают через местности с водными источниками. Методы добычи воды для караванов и путешественников во многих отношениях отличаются от тех, что используются для ирригации, главным образом из-за количества воды, которое требуется. Где возможно, роется колодец. Вода поднимается на поверхность в кожаном мешке на веревке. Обычно ее тянет верблюд. Сооружаются обложенные кирпичом цистерны для сбора дождевой воды (по-таджикски и узбекски – сардоба). Такое водохранилище обычно перекрывается массивным каменным куполом для предотвращения испарения. Оно располагается в глубокой впадине, чтобы собрать стекающую с окружающих холмов воду. Это традиционный метод накопления воды; вода в водосборнике часто загажена животными или дождевой грязью. Поскольку такая проблема характерна для всех типов местных колодцев, нанимаются смотрители (кудукчи) для их чистки в местах стоянок караванов.

 

Торговля с Индией и Россией

 

Еще до того как железные дороги изменили характер среднеазиатской торговли, удобное положение Бухары сделало ее важным звеном связи между Индией и Европой. В период протектората России этому способствовало несколько факторов. Во второй половине XIX века на рынках Бухары появилось большое количество индийских товаров. Лишь после прибытия в 1865 году русских купцов в Бухару стали поступать русские товары, составившие конкуренцию индийским. Но сдвиги в торговых отношениях со Средней Азией наметились лишь после захвата русскими Ташкента, когда они смогли усилить давление на Бухарский эмират.

Чтобы сократить импорт индийских товаров в Российскую империю, на российско-бухарской границе воздвигли таможенный барьер, но даже это не помешало проникать индийским товарам в эмират, а также в Хиву и Самарканд. Наконец, к 1894 году, когда положение русских упрочилось, они потребовали таможенного союза с Бухарой. Он предусматривал устранение таможенного контроля на российско-бухарской границе, закрытие бухарско-афганской границы и последующее воспрепятствование прямому выходу на рынок Бухары индийских товаров.

С этого времени конкуренция не представляла проблему для российских товаров, количество которых резко возросло на среднеазиатском рынке. Книги и некоторые индийские продукты, особенно чай, могли обойти закрытую афганскую границу. Они поступали в Баку, через Каспий в Красноводск и далее в Бухару и другие пункты на Востоке. Зеленый чай попадал также в регион из Восточного Туркестана. В 1903 году около 50 % бухарского экспорта в Россию состояло из хлопка, между тем каракулевые шкурки составляли 30 %. Шкуры овец, баранов и других животных исчислялись 5 %, равно как и шерсть. Шелк составлял 4 %, а ковры – 0,5 % всей стоимости экспорта. Около 50 % импорта из России в стоимостном выражении состояло из промышленных изделий. Остальная часть импорта включала главным образом галантерею, скобяные товары, фарфор, сахар, керосин, мыло и красители.

Вторым по значению после Бухары торговым центром был Самарканд. Однако после прибытия русских и особенно постройки железной дороги Оренбург – Ташкент, Ташкент постепенно опередил их, отодвинув в тень Бухару. Коканд из-за его расположения в Ферганской долине не был местом скрещивания торговых путей и скорее являлся конечным пунктом караванного пути. Хива была важным пунктом прохождения караванов на север и к побережью Каспийского моря.

После взятия Ташкента караваны из Средней Азии в Россию, начинавшие свой путь в Хиве, Бухаре и Коканде, продолжали использоваться, пока новые средства транспорта не опередили их. Три каравана в год проходили по дороге Бухара – Оренбург, два или три в год шли к Троицку и один караван – к Петропавловску. График движения караванов совпадал с миграцией казахов и их стад, поскольку казахи служили проводниками для большинства караванов, пересекавших степи. Первый караван из Бухары в Оренбург выходил в начале весны, когда казахские стада начинали двигаться на север. За ними следовали две другие миграции с интервалами около месяца. Караваны оставляли Оренбург в конце осени, когда казахи начинали свой переход на зимние пастбища. То, что казахи попутно занимались другими делами, кроме сопровождения караванов, означало переменчивость маршрутов движения. Время прибытия каравана к месту назначения было невозможно предсказать.

Взаимодействие караванов с мигрирующими стадами свидетельствует о важности торговли между оазисами и степными кочевниками. Торговцы караванов меняли хлопок и шелковые ткани, а также ручные инструменты, оружие и посуду, изготовляемую дома, на войлок, одежду и шерстяные ковры кочевников. Молоко и молочные продукты играли в этом обмене небольшую роль, потому что кочевники потребляли большую часть своей продукции сами. Однако мясо животных играло в этом бартерном обмене значительную роль. Прежняя межрегиональная торговля привела к становлению Бухары и Хивы в качестве важных торговых центров перед появлением русских купцов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.220 (0.013 с.)