Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переработка и перевозка продуктов сельского хозяйстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До 1917 года не было предпринято никаких инициатив по индустриализации Средней Азии. Горная промышленность находилась в зачаточном состоянии, производство угля и нефти – на элементарном уровне, железо и сталь не производились вовсе. Бухарский эмират даже не обследовали должным образом для оценки его полезных ископаемых, за исключением некоторых изысканий на золото в южном горном районе. Как и в случае со степными областями, переработка сельскохозяйственного сырья, в частности хлопка, представляла собой основу промышленного производства. Две первые хлопкоочистительные машины были установлены в Коканде частными предпринимателями в 1880 году, а к 1890 году их число в Ферганской области достигло 21, увеличившись к 1901 году до 100. В 1914 году в области насчитывалось 159 хлопкоочистительных заводов, что являло собой высокую концентрацию индустрии очистки хлопка до 1917 года. В том же году в Самаркандской области работало 33 хлопкоочистительных завода, а в Сырдарьинской области 28. В Закаспийской области было более 10 заводов, включая два государственных предприятия в Мургабском имперском владении, однако Семиречье не располагало хлопкоочистительными предприятиями вовсе. В 1910 году в Бухарском эмирате действовали около 15 хлопкоочистительных заводов. Они располагались в таких местах, как Новая Бухара (Каган), Чарджоу, Карки и Термез. Бухарские власти потребовали строить все хлопкоочистительные заводы в двух верстах (около 1,3 мили) от железной дороги, что ограничивало развитие промышленности. В 1914 году в Ферганской области функционировали 19 заводов по производству хлопкового масла. Самые крупные из них, в Коканде и в Катта-Кургане, производили в год 45 тыс. тонн (2 млн 800 тыс. пудов) хлопкового масла. Обработка хлопка обеспечивала высокую занятость в Туркестанском крае. Из общего числа 20 925 промышленных рабочих в 1914 году 7628, или 36,5 %, были заняты на хлопкоочистительном производстве и 1720, или 8,2 %, на предприятиях по производству хлопкового масла. Помимо переработки хлопка, перед революцией существовали такие виды производственной деятельности, как дубление кожи, отмывка шерсти и шелкопрядение. Металлургические предприятия почти исключительно обслуживали железные дороги и подвижной состав. В Ташкенте, например, в работе главных железнодорожных мастерских были заняты 540 постоянных рабочих из общего числа рабочей силы в 2528 человек в 1914 году. Между тем в железнодорожных мастерских Кызыл-Орды в том же году работало около тысячи рабочих, очень немногие из них были уроженцами Средней Азии. В отношении занятости Ташкент играл в 1914 году ведущую роль среди промышленных центров Туркестанского края – 2528 рабочих. За ним следовал Коканд – 2487, Андижан – 2435, Наманган – 1779 и Самарканд – 1421 рабочий. Эти данные подчеркивают особое значение отраслей промышленности Ферганской области, относящихся к переработке хлопка и шелкопрядению, поскольку большинство рабочих были заняты в той или иной из этих отраслей. Фактически в этот период количество рабочих в Ферганской области превышало в три раза их число в Сырдарьинской области и в четыре раза – в Самаркандской. Значение Закаспийской железной дороги и линии Оренбург – Ташкент в промышленном развитии Средней Азии хорошо иллюстрируется следующим образом. В 1914 году около 81 % промышленности концентрировалось вблизи железной дороги. 113 из 202 хлопкоочистительных заводов и 480 из 697 крупных промышленных предприятий располагались не дальше семи миль от железнодорожного полотна, остальные же 19 % находились главным образом в Семиречье. До появления железных дорог транспортировка в оседлых регионах осуществлялась мулами, ослами и повозками (арба). Из-за того что грунтовые дороги часто пересекались оросительными канавами, колеса арбы приходилось делать достаточно большими, чтобы преодолевать такие препятствия. Двухколесная арба собиралась без гвоздей и железных деталей. Ее тащила лошадь. Примитивное средство передвижения не подходило для транспортировки на значительные расстояния. Верблюжий караван позволял более дальние перевозки. Преимущество верблюда над лошадью в засушливых странах было известно давно. Медленно передвигающиеся караваны в полупустынной или пустынной местности покрывали поразительно большие расстояния. Однако даже верблюды нуждаются в питье, и маршруты многих караванов пролегают через местности с водными источниками. Методы добычи воды для караванов и путешественников во многих отношениях отличаются от тех, что используются для ирригации, главным образом из-за количества воды, которое требуется. Где возможно, роется колодец. Вода поднимается на поверхность в кожаном мешке на веревке. Обычно ее тянет верблюд. Сооружаются обложенные кирпичом цистерны для сбора дождевой воды (по-таджикски и узбекски – сардоба). Такое водохранилище обычно перекрывается массивным каменным куполом для предотвращения испарения. Оно располагается в глубокой впадине, чтобы собрать стекающую с окружающих холмов воду. Это традиционный метод накопления воды; вода в водосборнике часто загажена животными или дождевой грязью. Поскольку такая проблема характерна для всех типов местных колодцев, нанимаются смотрители (кудукчи) для их чистки в местах стоянок караванов.
Торговля с Индией и Россией
Еще до того как железные дороги изменили характер среднеазиатской торговли, удобное положение Бухары сделало ее важным звеном связи между Индией и Европой. В период протектората России этому способствовало несколько факторов. Во второй половине XIX века на рынках Бухары появилось большое количество индийских товаров. Лишь после прибытия в 1865 году русских купцов в Бухару стали поступать русские товары, составившие конкуренцию индийским. Но сдвиги в торговых отношениях со Средней Азией наметились лишь после захвата русскими Ташкента, когда они смогли усилить давление на Бухарский эмират. Чтобы сократить импорт индийских товаров в Российскую империю, на российско-бухарской границе воздвигли таможенный барьер, но даже это не помешало проникать индийским товарам в эмират, а также в Хиву и Самарканд. Наконец, к 1894 году, когда положение русских упрочилось, они потребовали таможенного союза с Бухарой. Он предусматривал устранение таможенного контроля на российско-бухарской границе, закрытие бухарско-афганской границы и последующее воспрепятствование прямому выходу на рынок Бухары индийских товаров. С этого времени конкуренция не представляла проблему для российских товаров, количество которых резко возросло на среднеазиатском рынке. Книги и некоторые индийские продукты, особенно чай, могли обойти закрытую афганскую границу. Они поступали в Баку, через Каспий в Красноводск и далее в Бухару и другие пункты на Востоке. Зеленый чай попадал также в регион из Восточного Туркестана. В 1903 году около 50 % бухарского экспорта в Россию состояло из хлопка, между тем каракулевые шкурки составляли 30 %. Шкуры овец, баранов и других животных исчислялись 5 %, равно как и шерсть. Шелк составлял 4 %, а ковры – 0,5 % всей стоимости экспорта. Около 50 % импорта из России в стоимостном выражении состояло из промышленных изделий. Остальная часть импорта включала главным образом галантерею, скобяные товары, фарфор, сахар, керосин, мыло и красители. Вторым по значению после Бухары торговым центром был Самарканд. Однако после прибытия русских и особенно постройки железной дороги Оренбург – Ташкент, Ташкент постепенно опередил их, отодвинув в тень Бухару. Коканд из-за его расположения в Ферганской долине не был местом скрещивания торговых путей и скорее являлся конечным пунктом караванного пути. Хива была важным пунктом прохождения караванов на север и к побережью Каспийского моря. После взятия Ташкента караваны из Средней Азии в Россию, начинавшие свой путь в Хиве, Бухаре и Коканде, продолжали использоваться, пока новые средства транспорта не опередили их. Три каравана в год проходили по дороге Бухара – Оренбург, два или три в год шли к Троицку и один караван – к Петропавловску. График движения караванов совпадал с миграцией казахов и их стад, поскольку казахи служили проводниками для большинства караванов, пересекавших степи. Первый караван из Бухары в Оренбург выходил в начале весны, когда казахские стада начинали двигаться на север. За ними следовали две другие миграции с интервалами около месяца. Караваны оставляли Оренбург в конце осени, когда казахи начинали свой переход на зимние пастбища. То, что казахи попутно занимались другими делами, кроме сопровождения караванов, означало переменчивость маршрутов движения. Время прибытия каравана к месту назначения было невозможно предсказать. Взаимодействие караванов с мигрирующими стадами свидетельствует о важности торговли между оазисами и степными кочевниками. Торговцы караванов меняли хлопок и шелковые ткани, а также ручные инструменты, оружие и посуду, изготовляемую дома, на войлок, одежду и шерстяные ковры кочевников. Молоко и молочные продукты играли в этом обмене небольшую роль, потому что кочевники потребляли большую часть своей продукции сами. Однако мясо животных играло в этом бартерном обмене значительную роль. Прежняя межрегиональная торговля привела к становлению Бухары и Хивы в качестве важных торговых центров перед появлением русских купцов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.220 (0.013 с.) |