Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ликвидация национального руководства на югеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Узбекистане джадиды сплотились вокруг советской власти в 1924 году. Первым председателем Бухарской народной республики стал Файзулла Ходжаев, который состоял в этой должности в течение четырех лет. Здесь сопротивление советской власти осуществлялось, как и в Степном крае, в экономической, социальной и культурной сфере одновременно. Первые столкновения произошли по поводу приверженности группы чагатайской народности к древнему литературному языку Западного Туркестана. Экономический и социальный конфликты возникли в связи с выращиванием хлопка, которое советский режим стремился увеличить, как до него царское правительство. Местные кадры, которые во время революции предвидели опасности экономической зависимости в случае выращивания монокультуры, настраивали население против приказов, исходящих от центрального правительства. Советские лидеры расценивали это как активное национальное сопротивление. Узбеки же просто хотели сохранить свою идентичность во всех сферах. Конфликт, начавшийся с 1930 года, закончился в 1938 году в Москве, когда Файзулла Ходжаев, председательствовавший в ЦИК СССР, и Акмаль Икрамов, первый секретарь Узбекской компартии, были осуждены на показательном процессе над «троцкистским и правым блоком» и казнены 13 марта 1938 года наряду с Н. И. Бухариным и А. И. Рыковым. В Узбекистане жертвами репрессий стали образованные национальные кадры. Так завершились отношения России с национальными деятелями. В период коллективизации между 1930 и 1936 годами в Таджикской ССР вновь возродилось басмаческое движение. Дехкане массами присоединялись к мятежникам в горах. Советским войскам понадобились годы, чтобы подавить их. Две волны чисток уничтожили тех, кто открыто сочувствовал басмачам. В 1933 году Насратуллу Максума, председателя республики, и Абдуррахмана Хаджибай-заде, премьер-министра, обвинили в ЦК компартии СССР в «потере бдительности» и провале сельского хозяйства. Также их обвинили в скрытых националистических, шовинистских и антирусских настроениях. Басмаческое движение было остановлено, и многие повстанцы бежали в соседний Афганистан. В 1937 году вторая чистка ликвидировала тех, кто остался от национального руководства. Председатель республики Шотемар и глава правительства Рахимбай-заде были обвинены в «националистическом уклоне», в принадлежности к «троцкистам» и «бухаринцам». Среди их наиболее выдающихся помощников, пострадавших от репрессий, оказались министр общественного образования Хасан-заде и три секретаря Таджикской компартии. Туркменистан тоже пережил трагические чистки. Национальное сопротивление явно усилилось к 1935 году. Оно требовало детально разработанной политической автономии и отказа от туркменского языка в пользу либо того тюркского языка, на котором говорят в Анатолии, либо более литературного языка, основанного на древних традициях. В 1936 году председатель Верховного совета Туркменистана Недерби Айтаков подвергся осуждению за поддержку, как утверждалось, саботажа коллективизации. Его казнили, и большинство туркменских национальных лидеров были отстранены от власти. События в Средней Азии с 1924 по 1934 год поделились, таким образом, на два периода. С 1924 по 1928 год большинство национальных лидеров пытались спасти, что возможно, из прежних достижений. В этом отношении допрос Файзуллы Ходжаева во время суда показал, что он переходил от сопротивления к сотрудничеству с большевиками в надежде, что наличие среднеазиатских кадров предотвратит захват русскими местной власти. После 1928 года его судьба олицетворяет исторический опыт всей Средней Азии. Он был вынужден сопротивляться коллективизации и мерам советских властей, касающимся экономики и классовой борьбы, чтобы автономия его страны была сохранена. Повсюду сотрудничество, начинавшееся в 1924 году, приводило к конфликтам в 1928–1930 годах, вызванным недовольством советскими порядками, и кончалось ликвидацией национальных элит. В отличие от Степного края ситуация на юге Средней Азии складывалась несколько иначе. Этот регион благодаря его географическому положению был менее охвачен русской колонизацией, и число немусульман там оставалось сравнительно малым. Прежде всего местные элиты, которые выжили в чистках, иногда ценой показного отступничества, продолжали сохранять национальные традиции и таким образом создали мост между руководством, уничтоженным в 1937–1938 годах, и молодым поколением. После столетия тесных отношений с Россией юг Средней Азии остался последним и наиболее надежным прибежищем активного национального чувства среди мусульман бывшего СССР.
Глава 11 Аграрное развитие
Контрасты развития Средней Азии требуют специальной терминологии при разделе территории на субрегионы. Царские власти пользовались этим, деля Среднюю Азию на Степной и Туркестанский край. Такого деления с несколько измененными границами придерживались и советские власти, которые рассматривали территорию как два отдельных региона – Казахстан и Средняя Азия. Последний, по их понятиям, включал Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Киргизию. Во времена царизма Средняя Азия делилась на два региона. Один – «Казахская равнина» или «север Средней Азии» – соответствовал Степному краю, включавшему значительную часть Семиречья. Другой регион – «юг Средней Азии» – соответствовал Туркестанскому краю, включая Закаспийскую область. В советский период название «Казахстан» применялось к северному региону, а обозначение «юг Средней Азии» относилось к территории, на которой располагаются четыре южные республики, а также города Алма-Ата, Чимкент и Джамбул. Все они входили в царское время в Туркестанский край. На южных территориях сельское хозяйство возможно лишь при помощи орошения, за исключением ограниченных районов предгорья. Однако имеется значительное количество воды, пригодной для земледелия, особенно вдоль пограничной линии гор и рядом с крупными реками. Для земледелия в Средней Азии использовались прежде всего земли, подверженные естественным разливам рек, или территории, орошаемые каналами. Зоны разливов рек обеспечивали наилучшие условия для ведения сельскохозяйственных работ, поскольку плодородный ил, принесенный с гор, увеличивал продуктивность прибрежной земли. Вдоль нижнего течения Амударьи обработка естественно орошаемой земли (kair) все еще сохраняется в некоторых местностях. Однако серьезные сдвиги произошли в районах искусственного орошения. С развитием общества, способного предпринять коллективные усилия для строительства и содержания крупномасштабных ирригационных систем, сельское хозяйство распространялось все дальше от первоначально культивируемых районов близ рек. Когда в Среднюю Азию пришли русские, они обнаружили следы сложных ирригационных систем. Они были либо разрушены, либо брошены на произвол судьбы и постепенно покинуты. Одна из них находилась на правом берегу в низовьях Амударьи, другая – в Мирзачуль-Сахре к западу от Ташкента. Вокруг древнего Мерва (Мары) также остались признаки исчезнувшего земледелия. Большая часть ирригационных сооружений Средней Азии фактически была уничтожена Чингисханом в XIII веке. Они больше не восстанавливались. Таким образом, все орошаемые земли были бесплодными к моменту прихода русских, а население этих территорий обеспечивалось продовольствием за счет других районов. Экстенсивная сеть каналов действовала вдоль Зеравшана, нижнего течения Амударьи, на Мургабе и Теджене, в оазисах у подножия Копетдага. Менее орошаемые земли процветали на берегах Карадарьи и Чирчика. Многие из главных каналов (по-узбекски: änhat) тянулись на большие расстояния. Например, Шахрихон-Сай – один из 50 каналов, идущий от Карадарьи, тянется более чем на 65 миль. Большинство из этих каналов называются «сай» (поток), «су» (вода) или «арык» (канал). Последнее узбекское название обозначает оросительные каналы и канавы любых размеров. «Уста» (мастер) наблюдал за их строительством. Он не располагал никакими приборами для определения уровня, но ложился на землю и использовал большой палец ноги в качестве прицела к голове человека, стоящего примерно в 400 ярдах, чтобы определить наилучшее направление канала и наклон для течения воды. Часто каналы извиваются по местности, чтобы обойти небольшие пригорки. Это делает канал протяженным, а чрезмерная длина ведет к испарению с поверхности большого количества воды. Расход воды из-за просачивания в землю тоже высок.
Орошение, горное дело и промышленность в 1910 г. Размеры кружков обозначают промышленные центры пропорционально стоимости продукции
Орошение, горное дело и промышленность в 1962 г. Размеры кружков обозначают промышленные центры пропорционально стоимости продукции
Единственные крупные дамбы (по-таджикски: band) были на реках Мургаб и Теджен. Дамба Казыклы орошала оазис Иолотань, а плотина Коушут-Хан-Банд обслуживала оазис Мерв. Обе плотины перегораживали Мургаб в нижнем течении. Дамба Карри в нижнем течении Теджена была завершающей. Султан-Банд, или Банд-и Мерв на Мургабе, построенная в XII веке и разрушенная вместе с городом Мерв в 1784 году эмиром Бухары Шах-Мурадом, не использовалась к приходу русских. В целом мелкие дамбы, сделанные из опор, которые заполнялись хворостом и камнями, были необходимы для переброски воды в устье (су баши) каналов. Там, где воду следовало поднимать из каналов или рек на поля, действовало большое колесо, к ободу (чигирь) которого крепился ряд горшочков. Данное приспособление могло поднимать воду почти на высоту диаметра колеса. Обычно оно приводилось в движение верблюдами, ослами или лошадьми. Чигирем пользовались главным образом в Хивинском оазисе, в низовьях Амударьи, в Карки и Чарджоу, далее вдоль реки, а также в низовьях Сырдарьи. Обслуживание основного канала и системы его распределительных каналов и оросительных канав требовали постоянного внимания. Когда вода поступала в систему каналов, ее течение ослабевало. В результате оседало много ила, находящегося во взвешенном состоянии. Он использовался для удобрения полей, но на некоторых территориях его складывали вдоль берегов до высоты, когда дальнейшая очистка канала становилась невозможной и возникала необходимость прорывать новый канал. Ил складывали также за плотинами, заполняли им емкости, особенно вдоль Мургаба. Там емкость за дамбой, сооруженная русскими в 1910 году, была полностью заполнена илом к 1932 году. За малые каналы и арыки, ведущие к полям, находившимся в индивидуальной собственности, ответственность лежала на земледельцах, но очистка основных каналов являлась общей обязанностью. Зимой каждой семье приходилось предоставлять трудоспособного человека на два – два с половиной месяца для обслуживания и улучшения ирригационной системы. Ему ничего не платили. Работник использовал собственные орудия труда, тростник и хворост. Каналы второй и третьей очереди чистились в конце февраля, а основные – в марте, чтобы земледельцы привели оросительную систему в порядок ко времени, когда будет поступать вода. Вдоль северной оконечности Копетдага для орошения использовали дождевую воду. Она собиралась в конусах в предгорье и отводилась подземными тоннелями (кяризы), строительством которых почти всегда занимались профессиональные работники. Идея сооружения кяризов позаимствована Западным Туркестаном в Иране. В Западном Иране подобная система известна как qanat. Туркмены заставляли иранских пленников, захваченных во время пограничных набегов, выполнять работы по обнаружению воды. Сами они не были искусны в этом деле. Каждое поселение располагало несколькими тоннелями, которые имели шахты или колодцы. Они позволяли людям, строившим или обслуживавшим тоннель, спускаться в него. На рубеже XX века вокруг Ашхабада появилось так много шахт, что в них проваливался домашний скот и даже верблюды. В 1948 году сильное землетрясение разрушило тоннельную систему Ашхабада, где и до этого воды было недостаточно. Советское правительство решило провести Каракумский канал от Амударьи до Ашхабада, чтобы обеспечить водой регион. Статистика, касающаяся количества орошаемой земли до 1917 года, является неполной, но некоторые районы, вероятно, представлены в приемлемом виде в таблице 11.1.
Таблица 11.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.29 (0.011 с.) |