Методические особенности физического воспитания учащихся старшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические особенности физического воспитания учащихся старшего школьного возраста



Старший школьный (юношеский) возраст охватывает детей с 16 до 18 лет (X-XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

Особенности возрастного развития. Старших школьников характеризует продолжение процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма.

В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличивается рост его тотальных размеров, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши опережают девушек в росте и массе тела, соответственно на 10-12 см и    5-8 кг. У юношей масса мышц по отношению к массе всего тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10 %, чем девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У девушек ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки.

У девушек в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Сердечно- сосудистая и дыхательная системы, грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15 % больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см³ меньше.

В старшем школьном возрастет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.

Методическими особенностями физического воспитания старшеклассников являются следующие:

· в старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками необходимо проводить раздельно (анатомо-физиологические, психологические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств, методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки);

· при организации занятий с юношами необходимо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому важно предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках;

· для правильного формирования костно-мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление (поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность), и широко применять упражнения, укрепляющие мышцы таза и брюшного пресса (упражнения типа «велосипед» лежа на спине и т.д.);

· на уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп (для этого широко использовать ОРУ без предметов и с предметами, силовые упражнения в парах, с набивными мячами, с гимнастическими палками);

· для тренировки   сердечно-сосудистой системы необходимо широко использовать разновидности циклических упражнений: бег в умеренном темпе, бег на скорость на короткие дистанции, передвижения на лыжах, плавание (следует чередовать упражнения, дающие большую нагрузку, с упражнениями умеренными или с периодами кратковременного отдыха, с дыхательными упражнениями);

· большое значение для развития органов дыхания, кровообращения и всего организма имеет выработка у школьников равномерного и глубокого дыхания; при обучении двигательным действиям необходимо обращать внимание на глубокий выдох, на согласование дыхания с движением;

· в старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической); среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий и вестибулярной устойчивости;

· на занятиях со старшеклассниками необходимо увеличивать долю упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества;

· интенсификация обучения в этом возрасте должна идти по пути усиления тренировочной направленности уроков (доля игрового метода должна сокращаться, а соревновательного увеличиваться);

· в работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений (заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактический подготовленности).

 

21. Теоретикометодические основы физического воспитания студенческой молодежи

В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежным возрастам. Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение при направленном применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов.

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной деятельности и семье.

Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

· включать студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности;      

· содействовать разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности и психомоторных способностей будущих специалистов;

· овладеть системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методически организационными основами физической культуры;

· формировать потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

· формировать навыки самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта; овладеть основами семейного физического воспитания, бытовой физической культуры;

· обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую готовность студента к будущей профессии;

· приобретать опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 Формы организации физического воспитании студентов:

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах (как в учебное, так и не учебное время) которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.01 с.)