Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль III .  теория и методика спорта

Поиск

Основные понятия теории и методики спорта

 

Теория и методика спорта как система знаний выражается, прежде всего, в системе основных понятий (категорий) – совокупности взаимосвя­занных высказываний, отражающих закономерности развития и функционирования спорта. Понятия – это не только отражение определенных объектов языковыми средствами, но и в тоже время существенные составные части определенной теории.

В теории спорта выделяются три группы основных понятий (ка­тегорий):

- исходные

- функциональные

- итоговые.

В свою очередь, в каждой из групп следует выделять базовые понятия и вытекаю­щие из них производные понятия.

В группе исходных понятий в качестве базовых следует выде­лять спорт и спортивные соревнования. Это категории наибольшей общности, которым подчинены и из которых выводятся все осталь­ные понятия.

Спорт (от англ. sport, сокр. от первонач. Disport – игра, развле­чение) – воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая со­циально значимые результаты.

Понятие спорт рассматривается в узком и широком смыслах

Спорт (в широком понимании) представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней, а также специфические отношения, нормы и дости­жения в сфере этой деятельности.

Спорт ( в узком понимании) – собственно соревновательная деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований.

Отличительной особенностью спорта является наличие соревно­вательной деятельности и специфической к ней подготовки (спор­тивной), а основной целью занятий спортом – достижение возмож­но более высокого спортивного результата. Однако попутно дости­гаются и другие важные социальные цели – укрепление здоровья и физическое совершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание и др.

Спортивное соревнование способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений, регулирование своеобразной кон­куренции в сфере спорта. Спортивное соревнование является важ­ным фактором общения, средством формирования личности, позна­ния возможностей человека, создания эталонных показателей. Оно осуществляется в виде спортивного зрелища. В то же время сорев­нование – средство стимулирования спортивной деятельности, ме­тод отбора и подготовки спортсменов. Соревнование является осо­бым типом деятельности, с акцентом на ее результат.

Система соревнований – спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей.

Категории спорт и спортивное соревнование внешне и внутренне противоречивы.

К про­изводным категориям спорта относятся:

· массовый спорт

· резервный (базовый) спорт

· спорт высших достижений (большой спорт)

· также люби­тельский

· профессиональный спорт.

Категория спортивные сорев­нования конкретизируется в таких понятиях, как региональные (городские, областные, республиканские и др.), всесоюзные (чем­пионаты, спартакиады и др.), международные (олимпийские игры, всемирные универсиады, чемпионаты Европы, мира и др.) сорев­нования.

Эти производные понятия играют служебную роль. С ними свя­заны также понятия спортивного движения и спортивной деятель­ности.

Спортивное движение специфическая форма социального дви­жения, исторически обусловленный процесс создания, развития, со­хранения, обмена и потребления ценностей спорта, один из спосо­бов формирования личности.

Спортивная деятельность высшая форма развития двигатель­ной деятельности как многостороннего процесса активной челове­ческой деятельности, развивающей и совершенствующей физичес­кую и психическую организацию человека в соответствии с целями и потребностями общества. Спортивная деятельность подразделя­ется на собственно спортивную деятельность (активное личное уча­стие спортсмена в спортивной подготовке и соревнованиях) и дея­тельность организационно-педагогическую (т. е. работа в спорте руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, су­дей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио, кино).

В группе функциональных понятий базовыми будут понятия спортивная подготовка и спортивная тренировка.

Спортивная подготовка  многофакторный процесс, предполагающий создание необходимых ус­ловий для сочетания занятий спортом с работой, учебой и отдыхом. Этот процесс охватывает: тренировку спортсменов, подготовку к соревнованиям и участие в них, организацию тренировочного процесса и соревнований, на­учно-методическое и материально-техническое обеспечение трени­ровки и соревнований.

Производными спортивной подготовки являются понятия система спортивной подготовки и школа спорта.

Система спортивной подготовки – со­вокупность знаний, средств, методов, организационных форм и ус­ловий, обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятель­ность по подготовке спортсменов.

Школа спорта – единая система подготовки спортсменов, основанная, на существовании творческого направления (доктрины), развиваемого группой специалистов. Она является результатом творческого поиска, длительного практичес­кого опыта.

Спортивная тренировка – это  основная форма подготовки спортсмена, которая пред­ ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ­ление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловли­вающий его готовность к достижению высших результатов.

В результате тренировки в организме спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, ко­торые и определяют состояние тренированности спортсмена.

Трени­рованность, которую принято связывать преимущественно с адап­тационными перестройками биологического характера в организме спортсмена, определяющими уровень возможностей различных функциональных систем организма, следует отличать от подготов­ленности  понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей организма спортсмена к проявлению максимальных возможностей в соревновательной деятельности.

Состояние готовности к достижению, обеспечивающее наивыс­шие проявления тренированности и подготовленности, возможные на данном этапе спортивного совершенствования, обозначается как состояние спортивной формы.

Тренированность спортсмена обычно подразделяют на общую и специальную.

Общая тренированность изменяется под воздейст­вием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, улуч­шающих физические качества и повышающих функциональные воз­можности органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.

Специальная тренированность яв­ляется следствием совершенствования конкретного вида мышечной деятельности, избранного в качестве предмета спортивной специа­лизации.

Система спортивной тренировки –  это совокупность знаний, принципов, методов и спортивных достижений, а также сама прак­тическая деятельность по организации и управлению тренировоч­ным процессом. Структурными единицами этого понятия являются система спортивной тренировки в отдельных видах спорта, в груп­пах родственных видов спорта.

Спортивное достижение это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

Спортивный результат – количественный или качественный уро­вень показателей в спорте.

Спортивная квалификация – устойчивая характеристика спорт­смена, обобщающая итоги выступлений на спортивных соревнова­ниях за определенный отрезок времени. В нашей стране и ряде других стран, имеющих спортивную классификацию, спортсмены в зависи­мости от уровня их достижений квалифицируются по спортивным разрядам.

В практике спорта широко распространены понятия «спортив­ ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность – упорядочен­ная организация деятельности по обеспечению максимального оз­доровления и совершенствования человека в сфере спорта.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляе­мая, как правило, в условиях официальных соревнований на пре­деле психических и физических сил человека. Конечная цель соревновательной деятельности – установление общественно значимых и личных результатов.

Сущность и функции спорта

 

В научном плане «спорт» рассматривают в узком и широком значениях.

Спорт в узком понимании – собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Данная деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:

- наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.;

- унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

- регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами неантагонистических отношений между людьми.

Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах человеческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве и т.д.). Однако здесь соревнования выступают в качестве одного из способов стимулирования активности людей. Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, артиста кино не разрушит существа их деятельности.

Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента – соревнования полностью утрачивает свою специфику.

В широком понимании спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

Таким образом, спорт – это такой вид деятельности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения.

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Специфические функции:

- соревновательно-эталонная функция выражается в том, что уровень спортивных достижений служит образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма;

- эвристически-достиженческая функция выражается в постоянном открытии, обнаружении нового и максимальная реализация своих возможностей, а также их выявление в экстремальных условиях.

2. Общие функции:

- личностно-направленного воспитания, обучения и развития (осуществление не только физического воспитания, но и нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального; обучение технике и тактике, развитие физических качеств и функциональных возможностей организма);

- оздоровительно-рекреативная функция (отдых);

- эмоционально-зрелищная функция ( спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей; они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе; в основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность и бескомпромиссность борьбы за победу);

- эстетическая функция (в процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы; это находит выражение в красоте телосложения, исполнения, выразительности технико-тактических приемов и т.д.; зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, переживания хода спортивной борьбы);

- функция социальной интеграции, социализации личности (объединение людей в клубы, союзы на основе общих интересов, формирование социальных отношений);

- экономическая функция (доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль);

- политическая функция (международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям; позволяют создавать атмосферу взаимопонимания, поощряют международное сотрудничество).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.008 с.)