Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль III . теория и методика спортаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия теории и методики спорта
Теория и методика спорта как система знаний выражается, прежде всего, в системе основных понятий (категорий) – совокупности взаимосвязанных высказываний, отражающих закономерности развития и функционирования спорта. Понятия – это не только отражение определенных объектов языковыми средствами, но и в тоже время существенные составные части определенной теории. В теории спорта выделяются три группы основных понятий (категорий): - исходные - функциональные - итоговые. В свою очередь, в каждой из групп следует выделять базовые понятия и вытекающие из них производные понятия. В группе исходных понятий в качестве базовых следует выделять спорт и спортивные соревнования. Это категории наибольшей общности, которым подчинены и из которых выводятся все остальные понятия. Спорт (от англ. sport, сокр. от первонач. Disport – игра, развлечение) – воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимые результаты. Понятие спорт рассматривается в узком и широком смыслах Спорт (в широком понимании) представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. Спорт ( в узком понимании) – собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является система соревнований. Отличительной особенностью спорта является наличие соревновательной деятельности и специфической к ней подготовки (спортивной), а основной целью занятий спортом – достижение возможно более высокого спортивного результата. Однако попутно достигаются и другие важные социальные цели – укрепление здоровья и физическое совершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание и др. Спортивное соревнование – способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений, регулирование своеобразной конкуренции в сфере спорта. Спортивное соревнование является важным фактором общения, средством формирования личности, познания возможностей человека, создания эталонных показателей. Оно осуществляется в виде спортивного зрелища. В то же время соревнование – средство стимулирования спортивной деятельности, метод отбора и подготовки спортсменов. Соревнование является особым типом деятельности, с акцентом на ее результат. Система соревнований – специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей. Категории спорт и спортивное соревнование внешне и внутренне противоречивы. К производным категориям спорта относятся: · массовый спорт · резервный (базовый) спорт · спорт высших достижений (большой спорт) · также любительский · профессиональный спорт. Категория спортивные соревнования конкретизируется в таких понятиях, как региональные (городские, областные, республиканские и др.), всесоюзные (чемпионаты, спартакиады и др.), международные (олимпийские игры, всемирные универсиады, чемпионаты Европы, мира и др.) соревнования. Эти производные понятия играют служебную роль. С ними связаны также понятия спортивного движения и спортивной деятельности. Спортивное движение – специфическая форма социального движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта, один из способов формирования личности. Спортивная деятельность – высшая форма развития двигательной деятельности как многостороннего процесса активной человеческой деятельности, развивающей и совершенствующей физическую и психическую организацию человека в соответствии с целями и потребностями общества. Спортивная деятельность подразделяется на собственно спортивную деятельность (активное личное участие спортсмена в спортивной подготовке и соревнованиях) и деятельность организационно-педагогическую (т. е. работа в спорте руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио, кино). В группе функциональных понятий базовыми будут понятия спортивная подготовка и спортивная тренировка. Спортивная подготовка – многофакторный процесс, предполагающий создание необходимых условий для сочетания занятий спортом с работой, учебой и отдыхом. Этот процесс охватывает: тренировку спортсменов, подготовку к соревнованиям и участие в них, организацию тренировочного процесса и соревнований, научно-методическое и материально-техническое обеспечение тренировки и соревнований. Производными спортивной подготовки являются понятия система спортивной подготовки и школа спорта. Система спортивной подготовки – совокупность знаний, средств, методов, организационных форм и условий, обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по подготовке спортсменов. Школа спорта – единая система подготовки спортсменов, основанная, на существовании творческого направления (доктрины), развиваемого группой специалистов. Она является результатом творческого поиска, длительного практического опыта. Спортивная тренировка – это основная форма подготовки спортсмена, которая пред ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов. В результате тренировки в организме спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, которые и определяют состояние тренированности спортсмена. Тренированность, которую принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера в организме спортсмена, определяющими уровень возможностей различных функциональных систем организма, следует отличать от подготовленности – понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей организма спортсмена к проявлению максимальных возможностей в соревновательной деятельности. Состояние готовности к достижению, обеспечивающее наивысшие проявления тренированности и подготовленности, возможные на данном этапе спортивного совершенствования, обозначается как состояние спортивной формы. Тренированность спортсмена обычно подразделяют на общую и специальную. Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, улучшающих физические качества и повышающих функциональные возможности органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности. Специальная тренированность является следствием совершенствования конкретного вида мышечной деятельности, избранного в качестве предмета спортивной специализации. Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, принципов, методов и спортивных достижений, а также сама практическая деятельность по организации и управлению тренировочным процессом. Структурными единицами этого понятия являются система спортивной тренировки в отдельных видах спорта, в группах родственных видов спорта. Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивный результат – количественный или качественный уровень показателей в спорте. Спортивная квалификация – устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений на спортивных соревнованиях за определенный отрезок времени. В нашей стране и ряде других стран, имеющих спортивную классификацию, спортсмены в зависимости от уровня их достижений квалифицируются по спортивным разрядам. В практике спорта широко распространены понятия «спортив ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность – упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека. Конечная цель соревновательной деятельности – установление общественно значимых и личных результатов. Сущность и функции спорта
В научном плане «спорт» рассматривают в узком и широком значениях. Спорт в узком понимании – собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Данная деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся: - наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.; - унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами; - регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами неантагонистических отношений между людьми. Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах человеческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве и т.д.). Однако здесь соревнования выступают в качестве одного из способов стимулирования активности людей. Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, артиста кино не разрушит существа их деятельности. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента – соревнования полностью утрачивает свою специфику. В широком понимании спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Таким образом, спорт – это такой вид деятельности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Специфические функции: - соревновательно-эталонная функция выражается в том, что уровень спортивных достижений служит образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма; - эвристически-достиженческая функция выражается в постоянном открытии, обнаружении нового и максимальная реализация своих возможностей, а также их выявление в экстремальных условиях. 2. Общие функции: - личностно-направленного воспитания, обучения и развития (осуществление не только физического воспитания, но и нравственного, эстетического, трудового, интеллектуального; обучение технике и тактике, развитие физических качеств и функциональных возможностей организма); - оздоровительно-рекреативная функция (отдых); - эмоционально-зрелищная функция ( спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей; они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе; в основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность и бескомпромиссность борьбы за победу); - эстетическая функция (в процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы; это находит выражение в красоте телосложения, исполнения, выразительности технико-тактических приемов и т.д.; зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, переживания хода спортивной борьбы); - функция социальной интеграции, социализации личности (объединение людей в клубы, союзы на основе общих интересов, формирование социальных отношений); - экономическая функция (доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль); - политическая функция (международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям; позволяют создавать атмосферу взаимопонимания, поощряют международное сотрудничество).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.008 с.) |