Организационное обеспечение урока предусматривает: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационное обеспечение урока предусматривает:



· создание санитарно-гигиенических условий;

· материально-техническое обеспечение;

· выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.

В связи с этим санитарное состояние мест занятий должно строго соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 15 – 17°С, для раздевалок 19 – 23°С. При занятиях физической культурой с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, температура воздуха в зале должна составлять 21°С.

После каждого занятия с классом в спортивном зале необходимо проветривать его в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.

Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью.

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным (многопропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и, в конечном счете, во многом способствует результативности занятий.

Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, сменный, круговой.

23. Задачи и содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня школы

Задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня:

· активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников;

· поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности;

· укрепление здоровья и совершенствование культуры движений;

· содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся;

· овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся:

· утренняя гимнастика до учебных занятий.

Её цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках.

Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7-9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6-7 минут (в младших классах - не более 5-6 минут). Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели, т.е. 2-3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе;

· физкультминутки и физкультпаузы на уроках.

Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.

Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушение внимания, снижение активности) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений до 1 минуты. В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда);

· игры и физические упражнения на удлиненных переменах.

Являются средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач:

· укрепление здоровья;

· закаливание организма учащихся;

· повышение уровня физической и умственной работоспособности;

· поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года;

· совершенствование двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры;

· формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей.

Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть подготовительная (10-15 минут). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть – основная (от 30 до 60 минут, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть – заключительная (5-7 минут). В основном направлена на организационное окончание занятий, включает общее по строение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.

 

24. Задачи и содержание внеклассной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе

Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе:

· содействие успешному и полному овладению материалом программы по предмету «Физическая культура»;

· удовлетворение интересов школьников к занятиям массовыми видами спорта, и на этой основе выявление детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

· обеспечение активного, здорового, содержательного отдыха.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

· спортивные секции по видам спорта;

· секции общей физической подготовки;

· секции ритмической и атлетической гимнастики;

· школьные соревнования;

· туристские походы и слеты;

· праздники физической культуры; дни здоровья, плавания.

25. Задачи и содержание физического воспитания в системе внешкольных учреждений

В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время.

Основными задачами данных мероприятий являются:

· организация активного отдыха и свободного времени учащихся;

· повышение уровня физической подготовленности школьников;

· укрепление здоровья учащихся общеобразовательных школ.

Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта.

Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста:

· систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР);

· занятия в физкультурно-оздоровительных центрах;

· физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

· разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха;

· занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК);

· учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристических лагерях (на туристическо-экскурсионных базах).

 

26. Задачи и содержание физического воспитания детей в семье

Задачи физического воспитания детей в семье:

· разностороннее физическое развитие детей;

· улучшение состояния здоровья;

· оказание содействия школе в решении задач физического воспитания детей;

· воспитание потребности у детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Формами физического воспитания школьников в семье явля­ются:

· утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

· физкультурная минутка (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30-35 минут непрерывной работы со школьниками младшего школьного возраста и через 40-45 минут работы со школьниками среднего и старшего возраста;

· индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);стретчинг, калланетика и др.; активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, коньках,  передвижение на лыжах, купание, разные игры. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч;

· закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· семейные похо­ды (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и каникулярное время совместно с родителями;

· участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах                         (типа «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей на стадион») и викторинах;

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия.

Родители должны периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для удовлетворения физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения.

 

27. Методические особенности физического воспитания учащихся общеобразовательных школ с ослабленным здоровьем

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (школьники, не имеющие отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная  группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных изменений) и недостаточно физически подготовленные.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшения физического развития и физической подготовленности с дальнейшим переводом в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются (оценивается техника выполнения упражнений). Материал учебной программы проходят с упрощением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений, исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповые, так и индивидуальные.

Методические рекомендации к проведению занятий физическими упражнениями с детьми подготовительной медицинской группы:

· занятия проводятся преимущественно на открытом воздухе (в холодные дни построение, рапорт, сообщение задач, объяснение упражнений и подведение итогов проводится в помещении);

· используются преимущественно циклические упражнения умеренной интенсивности, которые вызывают усиление деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма учащихся;

· нельзя допускать продолжительных пассивных перерывов в занятии (дети быстро охлаждаются, это может вызвать простудные заболевания);

· занятия на открытом воздухе зимой можно проводить в безветренные дни (скорость ветра не более 3 м/с) при температуре до – 18°С. Пребывание учащихся на воздухе сокращают до 20 – 25 минут;

· при обучении следует соблюдать большую постепенность, чем приобучении детей основной медицинской группы, исходить надо при этом из имеющегося двигательного опыта (детям, у которых двигательный опыт мал и которые в связи с этим стеснительны и нерешительны, учитель объясняет упражнения и дает указания подбадривающим тоном, не настаивает сразу же на точном выполнении их);

· в качестве основного рекомендуется фронтальный метод организации учащихся на уроке (все учащиеся одновременно могут выполнять построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, комплексы основных видов движений, подвижные игры);

· в процессе занятий не рекомендуется выполнять упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (надо очень внимательно следить за тем, чтобы у детей не было отдышки, болевых ощущений в области сердца или печени, головокружения);

· высокий оздоровительный эффект оказывают комплексные уроки, включающие дозированные ходьбу и бег, общеразвивающие упражнения (ОРУ) и игры;

· дополнительно к общим  упражнениям рекомендуется в индивидуальном порядке включать специальные упражнения, в зависимости от состояния здоровья и функциональных возможностей каждого ученика;

во время разучивания упражнений рекомендуется обращать внимание школьников на правильное дыхание.

Сроки, за которые можно подготовить перевод  детей подготовительной медицинской группы в основную, различны и примерно равны 6 – 12 месяцам для учащихся 1 – 4 классов и 12 – 18 месяцев – для учащихся 5 – 8 классов. Для того чтобы число детей подготовительной медицинской группы не увеличивалось к 11 классу, необходимо направлять основные усилия на организацию и методику организованных занятий в начальных классах. Именно в 1 – 4 классах можно за короткий срок добиться перевода в основную медицинскую группу большинства школьников подготовительной группы.

В специальную  группу включают учащихся, имеющих такиеотклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболеваний).

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями, таких детей большинство.

Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.045 с.)