Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)



Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов.

Втягивающие мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе. Их основная задача – постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы.

Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности.

Контрольно-подготовительные мезоциклы характеризуются высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней.Вданныхмезоциклах широко применяются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена.

Восстановительныймезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. Объем соревновательных и специально-подготовительных упражнений значительно снижается.

Построение тренировки в больших циклах

В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяют три периода – подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.

Общеподготовительный этап. Задачи этапа – повышение уровня физической подготовленности, совершенствование физических качеств, изучение новых соревновательных программ. Этап состоит их двух мезоциклов. Первый – втягивающий, является подготовительным по выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй – базовый, направлен на решение задач этапа. Продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, развивающих основные качества.

Специально подготовительный этап. На данном этапе стабилизируется объем тренировочных нагрузок, направленные на совершенствование физической подготовленности.

Соревновательный период. Основными задачами периода являются: повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Данный период делится на 2 этапа: ранних стартов или развития собственно спортивной формы (продолжительность 4-6 микроциклов) и  непосредственной подготовки к главному старту (продолжительность 6-8 недель).

Переходный период. Основные задачи данного периода: обеспечить полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок. Поддержать на определенном уровне тренированность для обеспечения оптимальной готовности к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и психическое восстановление. Продолжительность переходного периода – от 2 до 5 недель.

Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

 

Планирование процесса спортивной тренировки

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах:

- перспективное (на ряд лет);

- текущее (на один год);

- оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся:

- учебный план предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность занятия;

- учебная программа составляется на основе учебного плана; в программе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала для определенного контингента занимающихся;

- многолетний план подготовки спортсменов составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа.

К документам текущего планирования относятся:

- план-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года;

- годичный план подготовки включает в себя краткую характеристику занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по времени, распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планирование включает в себя:

- рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл; в рабочем плане излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия;

- план-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана; в этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания;

- план подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований и включать средства для достижения максимальной работоспособности и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

При составлении документов планирования необходимо соблюдать определенные требования:

- реальность и конкретность планирования должны предусматривать учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого, необходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность, как по срокам выполнения, так и по содержанию;

- преемтсвенность и перспективность

- вариативность (возможность изменения)

11.Техническая подготовка спортсмена

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Спортивная техника — это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки,
тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то,
чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и
др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических
ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить
высокую результативность, стабильность и вариативность действий
спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной
борьбы.

Виды, задачи, средства и методытехнической подготовки спортсмена

Различают общую и специальную техническую подготовку.

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи общей технической подготовки:

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2.Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств
ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

Сформировать знания о технике спортивных действий.

Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее
полно соответствующие возможностям спортсмена.

Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это
продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

a) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

b) показ техники изучаемого движения;

c) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

d) использование предметных и других ориентиров;

e) звуко- и светолидирование;

f) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В данном случае применяются:

a) общеподготовительные упражнения – позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

b) специально-подготовительные и соревновательные упражнения – направлены на овладение техникой своего вида спорта;

c) методы целостного и расчлененного упражнения – направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

d) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

 

 

12. Характеристика общей и специальной физической подготовки

Физическая подготовка – процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, воспитание физических способностей.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2. Развитие всех основных физических качеств — силы, быстроты,
выносливости, ловкости и гибкости.

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится значительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но большим числом повторений.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида
спорта.

2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный
потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. Например, у пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартной нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг
мин. А при плавании с соревновательной скоростью — 46 мл/кг/мин, т.е.
всего 65% от МПК.

4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост,
вес, конституция и т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные
дистанции, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП
следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др. Сростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП.

13. Характеристика различных видов психологической подготовки спортсмена

Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

 Цель психологической подготовки – научить спортсмена владеть собой.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка – это подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованиям. Она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

Цель общей психологической подготовки – адаптация к соревновательной ситуации, совершенствование и оптимизация реактивности на экстремальные условия соревнований.

Задачи общей психологической подготовки:

- создание базовой мотивации;

- воспитание личностных качеств;

- овладение приемами психическойсаморегуляции (аутогенная тренировка);

- формирование индивидуального стиля деятельности (совокупность приемов и способов деятельности на основе индивидуальных особенностей спортсмена);

- ментальная тренировка («мент» - разум, сознание).

Специальная психологическая подготовка – это подготовка к конкретному соревнованию.

Цель специальной психологической подготовки – сформировать состояние психической готовности.

Признаки состояния психической готовности:

- стремление бороться до конца;

- уверенность в своих силах;

- оптимальный уровень эмоционального возбуждения;

- высокая помехоустойчивость;

- произвольное управление своим поведением.

Звенья специальной психологической подготовки:

- сбор информации о предстоящем соревновании (о сопернике, об условиях соревнований);

- стимул;

- моделирование предстоящей деятельности;

- использование приемов саморегуляции психического состояния (выбор наиболее эффективных способов в данной ситуации);

- создание нервно-психической свежести (правильное построение режима дня в период подготовки к соревнованиям, умение отвлекаться от мыслей о соревновании).

 

14. Компоненты тренировочной нагрузки (характер упражнений, объем и интенсивность нагрузки, продолжительность и характер интервалов отдыха)

Нагрузка – дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, обусловленная выполнением упражнений (серий) и степень переносимых при этом трудностей. Тренировочные нагрузки определяются следующими компонентами:

а) характером упражнений;

б) интенсивностью работы при их выполнении;

в) объемом (продолжительностью) работы;

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями.

Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобаль ного (общего), регионального (частичного) и локального воздействия.

К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц.

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и заканчивая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального (частичного) и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность работы (или нагрузки). Под интенсивностью работы следует понимать степень напряженности деятельности различных функциональных систем организма, необходимых для ее успешного выполнения. Обобщенным показателем, характеризующим интенсивность работы, являются энергетические затраты на ее выполнение в единицу времени.

Интенсивность работы в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Выделяют четыре уровня интенсивности работы:

1) максимальная анаэробная мощность, соответствующая наибольшей скорости преобразования энергии в алактатном анаэробном процессе.

2) мощность истощения, где отмечается наибольшая интенсификация анаэробного гликолиза.

3) критическая мощность, при которой достигается наибольшая скорость аэробного образования.

4) пороговая мощность, на уровне которой локализуется порог анаэробного обмена (эта мощность обычно составляет 50% критической).

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, поединков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость – увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности – от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5-10 с) с предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2-5 мин) позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60-90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40-50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60-90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих
аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.    

Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

Соотношение интенсивности нагрузки (темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации.

Более того, предельная (большая) нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее.

Продолжительность и характер интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту
очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения,
что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная
нагрузка попадает на состояние некоторогонедовосстановления
работоспособности.

3. «Минимакс»-интервал. Этот наименьший интервал отдыха
между упражнениями, после которого наблюдается повышенная
работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительного процесса.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.057 с.)