Теоретико-методические основы дозирования нагрузок на уроке физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методические основы дозирования нагрузок на уроке физической культуры



Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются величины, характеризующие внешние параметры совершаемой работы: продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество повторений, подходов, элементов, вес отягощений и т.д. Сдругойстороны внутренние параметры – величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением: степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потребление кислорода, ударного и минутного объема крови и др. Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые – к ее «внутренней стороне».

Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.

Дозировать нагрузку значит, строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Под объемом нагрузки понимают как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц и т.д.).

Критериями при оценкевнешней стороны объема могут служить: количество повторений упражнений (число подъемов штанги, число элементов в гимнастической комбинации, число атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах); количество занятий и время, затраченное на них; суммарный вес отягощений; суммарный километраж и другие показатели.

При оценке внутренней стороны объемаможет быть оценен, например, суммарный расход энергии за время выполнения упражнений или суммарные величины пульса в отдельных упражнениях за определенный период времени.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени.

Мерами интенсивности внешней стороны нагрузки, как правило, служат: скорость передвижения – в беге, плавании, лыжных гонках и т.д.; темп игры или боя – в спортивных играх и единоборствах; длина или высота – в прыжках или метаниях; моторная плотность занятия (отношение времени, затраченного на упражнения к общему времени занятия) – в гимнастических и иных упражнениях, вес преодолеваемого отягощения – в упражнениях со штангой, гантелями, набивными мячами, на блочных устройствах и т.д.

В качестве показателей интенсивности внутренней стороны нагрузки могут быть минимальные, средние и максимальные значения ЧСС, величина энергетических затрат в единицу времени (в секунду или минуту).

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между объемом и интенсивностью при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот.

По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными:

· стандартные – практически одинаковы по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия;

· переменные (вариативные) – изменяющиеся в ходе выполнения упражнения.

Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление работоспособности человека, снизившейся в результате работы.

В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие типы интервалов отдыха:

· субкомпенсационные (неполные);

· компенсационные (полные);

· суперкомпенсационные (экстремальные);

· постсуперкомпенсационные.

По своему характеру отдых может быть:

· пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности);

· активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление.В беге, например, это будет спокойная ходьба, в плавании – неторопливые движения в воде и т.п.).

В зависимости от решаемых задач, величины и характера нагрузки, степени развития утомления у занимающихся возможны определенные сочетания активного и пассивного отдыха. Этот вид отдыха называется смешанным (комбинированным).

В процессе активного, пассивного и смешанного отдыха возможно применение дополнительных средств ускорения восстановительных процессов – глобального или избирательного воздействия (массаж, электропроцедуры, аэронизация и др.), но можно их и не применять.

Представление об отдыхе будет неполным без раскрытия способов изменения или сохранения его продолжительности. В этом случае можно выделить такие виды отдыха, при которых продолжительность интервалов отдыха между выполнением отдельных действий (или между сериями): не изменяется; планомерно сокращается; увеличивается;

возможны случаи, когда длительность отдыха вначале сокращается, затем увеличивается или не изменяется.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели – частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Все указанные показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности.

Исходя из этого, сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения:

· адекватностьнагрузок(соответствиеиндивидуальным функциональным возможностям организма);

· постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей);

· систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. Нагрузку можно изменить за счет объема и интенсивности или обоих показателей одновременно. Наиболее эффективные и доступные из них следующие:

· изменение количества повторений одного и того же упражнения;

· изменение суммарного количества упражнений;

· изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

· увеличение или уменьшение амплитуды движений;

· варьирование величин внешних отягощений;

· выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях;

· изменение исходных положений;

· изменение длины дистанций в беге, плавании, в передвижении на лыжах;

· проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке;

· варьирование применяемых методов;

· увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

 

34. Теоретикометодические основы физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений

 

Основной целью физического воспитания в данных учебных заведениях является формирование физической культуры личности учащихся в процессе овладения ими основами физкультурной деятельности с оздоровительно-корригирующей и профессионально-прикладной направленностью. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

· формировать личностные и общественные представления о престижности здоровья и разносторонней физической подготовленности;

· содействовать гармоничному физическому развитию, выработке умения использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья;

· расширить двигательный опыт, сформированный у юношей и девушек за время учебы в общеобразовательной школе, посредством овладения новыми двигательными навыками и умения применять их в различных условиях;

· в дальнейшем развивать кондиционные (силовые, скоростно-силовые, скоростные, выносливость и гибкость) и координационные способности (быстрота перестроений и согласованность двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и т.д.);

· формировать знания о закономерностях двигательной активности и спортивной тренировки, значении занятий физической культурой для будущей трудовой (профессиональной) деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в армии;

· закрепить потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

· формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение; развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание;

· воспитывать способность противостоять наркомании, пьянству, табакокурению и асоциальному поведению.

Структура и содержание программы по физическому воспитанию для учащихся ССУЗов.

Программа предусматривает проведение занятий с учащимися по следующим формам.

· Уроки физической культуры, факультативные и дополнительные занятия

Уроки делятся на теоретические и практические.

Теоретические знания должны включать основные понятия, термины, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; научные факты, объясняющие и формирующие убеждения; рекомендации по практическому использованию полученных знаний и приобретению необходимого опыта.

Практический раздел программы реализуется на комплексных и специализированных занятиях. Учебные занятия предусмотрены учебным планом и проводятся 4 часа в неделю.

В содержание комплексных уроков включаются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфическими для данной профессии упражнениями. В таком уроке удельный вес профессионально-прикладных упражнений может быть сравнительно небольшим. Комплексные уроки могут быть двух типов:

− включающие в свое содержание средства общей подготовки и ППФП;

− включающие только средства ППФП из различных её разделов.

По типовому признаку уроки с профессиональной направленностью делятся: вводные, контрольные, специальные и смешанные.

В специализированном уроке подбор средств осуществляется для обеспечения целенаправленного воздействия на те способности, навыки и функциональные системы, которые имеют определяющее, профессиональноважное значение.

Основными средствами физического воспитания учащихся ССУЗна уроках физической культуры являются следующие:

гимнастика с основами акробатики: изучение строевых,

общеразвивающих, акробатических упражнений, висов и упоров, упражнений в равновесии, упражнений на гимнастических снарядах, опорных прыжков;

легкая атлетика: разновидности бега, прыжков, метаний. Овладение

знаниями, навыками самостоятельных занятий, совершенствование организаторских умений;

спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч (гандбол).

В течение всего срока обучения в профессиональном училище учащиеся должны овладеть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Рекомендуется принимать во внимание профессионально-прикладную значимость спортивной игры;

лыжная подготовка: различные способы передвижения на лыжах и

развитие физических качеств. Проводится в виде урока длительностью до 90 мин. Там, где нет условий для лыжной подготовки, часы, отведенные на лыжные занятия, по усмотрению преподавателя используются для изучения других видов спорта;

профессиональноприкладная физическая подготовка (ППФП);

плавание: как обязательный вид физической подготовки учащихся предусматривает изучение различных способов плавания и развитие физических качеств. Отмена занятий по плаванию возможна только при полном отсутствии условий в районе расположения учебного заведения;

единоборства (юноши): в целях повышения уровня военно-прикладной

подготовленности юношей предусматривается изучение элементов из различных видов борьбы и других единоборств.

элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки): в

художественной гимнастике осваиваются упражнения без предмета, с предметами, упражнения с элементами акробатики. В ритмическую гимнастику включаются комплексы упражнений (в зависимости от года обучения от 14 до 24 упражнений), которые выполняются в аэробном режиме под музыкальное сопровождение. Возможно разучивание и групповое исполнение спортивных танцев.

· Факультативные и дополнительные занятия по физической

культуре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах. Занятия проводятся по специальному расписанию еженедельно в объеме 2 ч на первом курсе и по 1 ч на последующих курсах. Основные цели занятий – повышение общей физической подготовленности, развитие профессиональных психомоторных способностей.

· Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

вводная гимнастика;

физкультурная пауза;

физические упражнения на длинных (подвижных) переменах.

· Физическая культура во внеучебное время

утренняя зарядка;

занятия в спортивных и туристских секциях;

самостоятельные занятия физическими упражнениями;

физкультурно - оздоровительные мероприятия в общежитии;

соревнования по видам спорта;

туризм;

физкультурно - спортивная работа в оздоровительных лагерях (зимних,

летних) и студенческих строительных отрядах.

35. Виды, содержание и требования контроля и учета

По физическому воспитанию

Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым, способствуя улучшению его качества и эффективности. Данные контроля и учета используются также при подведении итогов за определенный период времени.

Значение контроля заключается в том, что он:

· является важнейшим элементом управления педагогическим процессом;

· оказывает существенное воспитательное влияние как на педагога, так и на занимающихся;

· от него зависит полноценность отчетных документов.

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса.

Основными требованиями к контролю и учету являются:

· своевременность;

· объективность;

· точность и достоверность;

· полнота и информативность;

· простота и наглядность.

Своевременность контроля и учета предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Нарушение этого требования проводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям в качестве и результативности педагогических воздействий.

Объективность, точность и достоверность заключаются в максимальном соответствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности.

Полнота и информативность предусматривают достаточную всесторонность контроля и учета. Отсутствие достаточной полноты информации о них затрудняет возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующей деятельности. Однако требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле.

Простота контроля и учета предполагает доступность его форм и методов, а также возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил.

Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности.

Типичными и общепринятыми видами контроля и учета являются:

· предварительный;

· периодический (поэтапный);

· текущий;

· оперативный;

· итоговый.

Контроль и учет, проводимые в начале этапа (периода), называются предварительными (пилотажными). Они служат целям выявления исходных данных для разработки очередных планов, распределения учащихся на учебные группы, для упорядочения намечаемой работы.

Периодический (поэтапный) педагогический контроль и учет предназначены для определения состояния занимающихся, условий предстоящего учебно-воспитательного процесса и его достижений. Они осуществляются в начале или  конце определенного этапа (учебного года), периода работы (учебной четверти, семестра).

Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких месяцев, недель (микроцикла, мезоцикла в спортивной тренировке). Они помогают оценить качество учебно-воспитательного процесса, установить степень решения поставленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные изменения в состоянии занимающихся.

 В процессе текущего контроля регистрируются посещаемость занятий, пройденный учебный материал, замечания о доступности, целесообразности и эффективности применяемых средств и методов, оценки знаний, умений и навыков, а также показатели практических достижений, данные о состоянии и работоспособности занимающихся, дисциплина и другие стороны их поведения.

Оперативный контроль и учет проводятся в рамках одного занятия. Они предназначены для получения информации об изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнений.

Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия.

Контроль и учет, осуществляемые в конце очередного этапа работы, называются итоговыми (заключительными). Они позволяют установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса. Эти данные могут служить мерилом правильности предшествующего планирования и источником его улучшения на очередной срок.

Кроме контроля, осуществляемого самим преподавателем, большое значение имеет специально организованный контроль со стороны руководящих лиц и педагогического коллектива. Он практикуется, главным образом, с целью оценки работы преподавателя и оказания ему методической помощи. Сюда относится:

· педагогический анализ урока (наблюдение);

· хронометрирование;

· пульсометрия.

Контроль физической подготовленности занимающихся. Кроме наблюдений, в основе которых субъективные суждения педагога о педагогическом процессе, в практике физического воспитания (особенно в спортивной тренировке) в качестве методов контроля широко используется тестирование.

Самоконтроль. Основным предметом самоконтроля, осуществляемого занимающимися, являются:

· состояние организма и психики в связи с занятиями физическими упражнениями;

· собственная деятельность и ее результативность.

Характерным содержанием первой стороны самоконтроля являются наблюдения за пульсом, дыханием, потоотделением во время выполнения упражнений, весом тела, самочувствием, работоспособностью, аппетитом, сном, у женщин – за менструальным циклом. Эта сторона самоконтроля особенно тесно связана с врачебным контролем.

Главным содержанием второй стороны самоконтроля являются наблюдения за собственными действиями в процессе выполнения физических упражнений, а в связи с этим – проверка полноценности восприятий и представлений, предпринимаемых на их основе самостоятельных решений; выявление недочетов (или достижений) в координации и других показателях качества движений, определение степени их соответствия требованиям, предъявляемым педагогом.

Условно можно выделять следующие разновидности самоконтроля в процессе учебной, спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности:

· профилактический;

· коррекционный;

· констатирующий.

Профилактический самоконтроль позволяет предупредить возникновение некоторых ошибок во время выполнения заданий. Его суть заключается в том, что, прежде чем выполнить физическое упражнение, высказать суждение, ответить на вопрос педагога, проверяется готовность к этому (например, устанавливается наличие ясного представления о структуре и характере предстоящего движения, понимания обсуждаемого явления или факта, четкости формулировки знаний и т.п.).

Коррекционный самоконтроль осуществляется в процессе выполнения задания и служит самостоятельному оперативному корректированию учебных, соревновательных и других действий.

Констатирующий самоконтроль отличается тем, что ограничен лишь выявлением и оценкой отдельных фактов, собственно учебной, спортивно – тренировочной и соревновательной деятельности, ее обстановки и условий.

Типичной формой констатирующего самоконтроля является проверка и констатация достижений (например, степени овладения техникой движения на отдельном уроке или серии уроков; уровня развития скоростных качеств на определенном этапе тренировки и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.052 с.)