Классификация морских навигационных карт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация морских навигационных карт



 

Морские карты, издаваемые Главным управлением навигации и океаногра­фии Министерства обороны Российской Федерации, в дальнейшем ГУНиО МО РФ, отличаются большим разнообразием. Карты различаются, прежде всего, по своему назначению (специализации) и по экваториальной принадлежности (по тому, какой океан или море они изображают). Далее, карты различаются по мас­штабам, номерам, проекциям и ряду других признаков. Для удобства пользова­ния картами, облегчения их каталогизации и хранения возникает необходимость распределения карт по группам на основе их общих признаков. Порядок или система подобного распределения называется классификацией карт. В основу классификации карт, издаваемых ГУНиО МО РФ, положено два при­знака: назначение (специализация) карт и экваториальная принадлежность. Согласно первому признаку все карты разделяются на четыре основные груп­пы: навигационные, специальные, справочные, озерные и речные или карты внут­ренних водных путей. Морские навигационные карты предназначены непосредственно для обес­печения безопасности судовождения и составляют основу картографических изданий ГУНиО. В зависимости от своих масштабов они разделяются на планы, частые, путевые и генеральные карты. Планы (масштабы 1:1000 - 1:25 000) служат руководством для заходов судов в порты, гавани, бухты, на рейды и т.д. Они строятся, как правило, в проекции Меркатора, в масштабах, отнесенных к средним параллелям планов. Для луч­шего использования планов по их прямому назначению на них, в отличие от карт, помещаются линейные масштабы в метрах и кабельтовых. Частные карты (масштабы 1:25 000 - 1:75 000) предназначены для обеспече­ния безопасности плавания в районах, сложных в навигационно-гидрографическом отношении: в узкостях, в шхерах, в непосредственной близости от бе­регов и тд. Путевые карты (масштабы 1:100000 - 1:500000) служат для обеспечения пла­вания между портами, как в видимости, так и вне видимости берегов и береговых ориентиров. Карты этого типа являются основным и наиболее распространен­ным типом морских навигационных карт. Генеральные карты (масштабы 1:500000 - 1:5 000000 и мельче) используют­ся для общего изучения условий перехода океаном или морем и, как правило, для предварительной прокладки пути судна. Специальные карты издаются для обеспечения решения задач навигационно-прикладного и специального характера. Наиболее распространенными ти­пами спец. карт являются: радионавигационные, навигационно-промысловые карты-сетки и плановые карты. Радионавигационные карты - карты меркаторской проекции, различного мас­штаба, со специальными сетками для определения места судна с помощью ра­дионавигационных систем (ДК, ЛС). Навигационно-промысловые карты - различного масштаба, предназначены для навигационного обеспечения лова рыбы; в отличие от обычных навигацион­ных карт они показывают площадное распространение грунтов, особенно пло­хих (нечистых), в местах, где возможны задевания тралов и других донных орудий лова. Карты - сетки (масштабы 1:150 000 - 1:500 000) строятся, как правило, в мер­каторской проекции на отдельные широтные пояса и используются для проклад­ки пути судна в относительно крупном масштабе, в отличие от навигационных карт карты-сетки не содержат никаких элементов картографического изображе­ния, кроме сетки меридианов и параллелей, оцифрованной только по широте.

Бланковые карты (масштабы 1:500 000 - 1:5 000000 и мельче) служат про­стейшей географической основой для составления различных картосхем и сбор­ных листов.

Справочные карты для навигационных целей непосредственно не использу­ются и являются вспомогательными картографическими изданиями, содержа­щими некоторые необходимые мореплавателям данные. К ним относятся: об­зорные карты, карты часовых поясов, справочно-информационные и сборные листы карты

Обзорные карты (масштаба 1:650 000 -1:20 000000) с одинаковой подроб­ностью изображают океаны, моря и сушу и дают общее представление о навигационно-гидрографических особенностях картографируемых районов. Карты часовых поясов представляют собой мелкомасштабные бланковые карты мира или отдельных государств с указанием границ и номеров часовых поясов вместе с текстом (легендой), поясняющим пользование картами.

Справочно-информационные карты, как правило, карты на которых пока­заны организации движения судов в том или ином районе. Карта не освобождает мореплавателей от обязательного использования для счисления пути судна и контроля за его положением навигационных карт и руководств для плавания.

Сборные листы являются бланковыми картами океанов и морей с обозна­ченными границами (рамками) навигационных или других морских карт более крупного масштаба, изданных на данный океан (море). Они служат для подбора необходимых карт и определения их номеров (применяются в отечественных каталогах морских карт и книг). Справочные карты, объединенные общностью содержания и назначения, часто сводятся в один общий атлас, например, Атлас поверхностных течений Австрало-Азиатских морей и т.п. Озерные и речные карты или карты внутренних водных путей предназначены для обеспечения безопасного плавания на судоходных озерах и реках. Озерные карты по своей математической основе, элементам содержания и ус­ловным обозначениям не имеют отличий от МНК. Речные – представляют собой изображения рек с их берегами и береговой топографией, рельефом дна, выра­женными отметками глубин и изобатами, судовым ходом (с указанием километ­ров) и некоторыми другими элементами.

Карты издания ГУНиО МО РФ, подобранные по своему назначению (специа­лизации) в четыре основные группы, в каждой отдельной группе располагаются по экваториальной принадлежности - вначале по океанам в последовательнос­ти: Мировой океан (в целом), Атлантический океан, Индийский Океан, Тихий оке­ан, Северный ледовитый океан, а затем по морям и отдельным побережьям.

Каждая морская навигационная карта выпускается под своим собственным гидрографическим номером. С единым установленным для всех изданий ГУНиО МО РФ уставным знаком - изображением якоря, окруженного якорь цепью.

 

НАДПИСИ ОФОРМЛЕНИЯ МНК

Надписи оформления включают в себя заголовок и за рамочные надписи. Заголовок карты содержит следующие сведения:

-название района, охватываемого картой, с указанием бассейна, к которому относится этот район;

- Численный масштаб с указанием главной параллели, к которой он отнесен;

- Система координат;

- Меры, в которых выражены глубины, и уровень, к которому глубины приведе­ны;

- Год, к которому приведено склонение компаса, а при постоянстве величины магнитного склонения для всего района карты и сама величина его;

- Меры, в которых даны высоты, а также величина сечения горизонталей. Над заголовком карты помещается уставной знак, присвоенный изданиям ГУНиО.

К зарамочным надписям относятся:

- Номер карты, ее размеры;

- Даты первого и нового издания, большой и малой корректур;

- Масштаб по экватору и надписи, содержащие сведения о том, по каким материалам и на какой геодезической основе карта составлена;

- Кем (какими учреждениями) она отпечатана. Номер карты проставляется на всех четырех углах карты. Масштаб по эква­тору помещается над верхней рамкой слева, а все другие надписи - под нижней рамкой карты.

МАСШТАБЫ

По величине охвата картографируемых районов и детальности их изображе­ния на морских навигационных картах последние принято делить на карты круп­ного, среднего и мелкого масштабов.

Крупномасштабным навигационным картам следует отнести все планы и частные карты масштабов крупнее 1:100 000.

К среднемасштабным картам - все путевые карты масштабов 1:100000-1:500000.

К мелкомасштабным картам – все генеральные карты масштабов 1:750 000 и мельче.

Условное деление карт по масштабам на три крупные группы с большим диа­пазоном масштабов в каждой группе не позволяет оценить предельные возмож­ности того или иного масштаба карты, лучшим показателем масштаба карты является ее предельная точность. Линейное расстояние на местности, соответ­ствующие 0,2 мм на карте данного масштаба, и называется предельной точнос­тью масштаба. Это примерное расстояние, которое можно определить невоору­женным глазом. Для каждого масштаба карты есть своя предельная точность. Так, напри­мер, для плана в масштабе 1:5000 она будет 1 м, для частной карты в масштабе 1:50 000 -10 м, для путевой карты в масштабе 1:200 000 - 40 м, для генеральной карты в масштабе 1:1 000000 - 200 метров. Предельная точность масштаба каждой морской навигационной карты при­мерно согласуется с точностью решения на ней навигационных задач. Судово­дитель должен принять за правило: из всех карт, имеющихся на данный район плавания всегда пользоваться МНК самого крупного масштаба.

НУЛЬ ГЛУБИН И НУЛЬ ВЫСОТ

Глубины и высоты на морских картах обозначаются в метрах и отсчитываются от исходных уровней, называемых соответственно нуль глубин и нуль высот. На картах, охватывающих отечественные воды, за нуль глубин принимается:

а) Для Балтийского, Черного, Азовского морей, характеризующихся незначи­тельными величинами (амплитудами) приливов (менее 50 см), и для озер - сред­ний многолетний уровень моря (озера);

б) Для Северного Ледовитого и Тихого океанов, характеризующихся значи­тельными величинами (амплитудами) приливов (50см и более), - теоретический нуль глубин, т.е. уровень, наинизший из возможных по астрономическим причи­нам. Однако в некоторых случаях предвычисленные уровни могут оказаться ниже нуля глубин. В таблицах приливов издания ГУНиО МО РФ на эти дни даются отрицательные высоты малых вод, и в таких случаях действительная глубина окажется меньше отметки, показанной на карте. На некоторых картах мелковод­ных портов и устьевых участков рек принимаются условные нули глубин, вычис­ленные с расчетом на обеспечение безопасности плавания. Отсутствие данных о нуле глубин на навигационной карте, если она не явля­ется генеральной (на генеральных картах сведения о нулях глубин, как не имею­щие практического значения, не даются), свидетельствуют либо о том, что в раз­ных местах карты глубины приведены к различным, не согласованным между собой нулям глубин, либо о том, что принятые на использованных исходных ма­териалах нули глубин составителям карты были не известны. И в том и в другом случае судоводитель должен, критически относится к достоверности малых глу­бин, показанных на карте, проявляя особую осторожность при плавании в райо­не таких глубин во время малых вод.

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ

Из элементов земного магнетизма наибольшее значение для судовождения имеет магнитное склонение или склонение компаса, являющееся составной и однозначной для всех судов частью общей поправки компаса. Данные о магнитном склонении (величина и наименование склонения) поме­щается в различных точках морских навигационных карт в виде сокращенных надписей: «Магн.скл. 3°2Е или (W) 1998 г.», а также могут помещаться в середи­не нанесенных на карты изображений картушек компаса. В общем случае дан­ные о магнитном склонении на картах размещаются таким образом, чтобы, ин­терполируя между ними, можно было с достаточной точностью получить величи­ны магнитного склонения в любой промежуточной точке. Величина магнитного склонения действительна только на определенный год. Для приведения данных магнитного склонения к году пользования, необходимо учесть величину его годового изменения, являющегося следствием векового из­менения магнитного поля Земли (векового хода). Год, к которому приведены дан­ные магнитного склонения на карте, так же как и величины его годового измене­ния, указываются в заголовке, например: «Магнитное склонение 11°4Е/2002г; годовое изменение 0°,02 к Е. Если годовое изменение магнитного склонения в различных точках карты имеет разное значение, то его величины указываются под каждой сокращенной надписью о склонении. При сохранении постоянной величины магнитного склонения на всей площади карты, данные о нем, помеща­ются в заголовке.

Величина нормального магнитного склонения, так же как и значения магнит­ного склонения в аномальных точках, на морских навигационных картах даются с точностью до 0°,2, а величина годового изменения склонения - с точностью до 0°,02.

Фактическая точность показанного на навигационных картах магнитного скло­нения в зависимости от подробности произведенной магнитной съемки, может колебаться от 0°,5 в хорошо изученных морях с относительно спокойным маг­нитным полем до 1°- 2°в мало изученных морях, характеризующихся повышен­ной аномальностью в магнитном отношении. Если магнитная аномалия распространяется на весь район, изображенный на карте, то вместо данных о магнитном склонении в заголовке карты указыва­ются сведения, например Магнитная аномалия. Магнитное склонение от 3° Е до8°Е2002г.

 

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МНК

 

Морская карта, более чем какая-либо другая географическая карта, требует к себе критического подхода потребителя. Слепое, ни на чем не основанное доверие к карте со стороны судоводителя может привести к неверным выводам и даже навигационным ошибкам. Анализ той или иной карты заключается во внимательном просмотре ее эле­ментов для установления геометрической точности карты, ее современности, достоверности, полноты и подробности передачи различных географических объектов, наглядности и читаемости карты.

Просмотр элементов карты наиболее целесообразно проводить в такой пос­ледовательности:

1. Заголовок карты;

2. Предупреждения и примечания, а также условные обозначения, принятые на карте и отсутствующие в книге № 9025 - «Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей»;

3. Зарамочные надписи;

4. Элементы содержания карты;

5. Элементы дополнительной характеристики.

К основным элементам содержания карты относится картографическое изображение берега, рельефа морского дна, навигационные ориентиры и рельеф суши. Элементы дополнительной характеристики весьма разнообразны по своему составу. К ним можно отнести карты или планы - врезки, таблицы элементов прилива или сведения о течениях, рисунки берега, специальные сетки и т.д., что делает карту более содержательной. Удачно составленная врезка на карте вполне заменяет собой специальную карту или план на отдельном листе и обеспечивает наглядность и удобство рабо­ты судоводителю, т.к. отличается большей подробностью изображения того или иного участка изображения. Одним из важнейших условий, которым должна удов­летворять каждая сетка независимо от вида (относится к радионавигационным картам), она не должна затемнять основного содержания карты. Анализ элементов карты должен сводиться не к тому, чтобы в конечном итоге определить, пригодна или непригодна карта для практических целей - непригод­ных карт не выпускают в свет. Задача судоводителя состоит в том, чтобы перед пользованием картой обстоятельно ознакомиться с ней, выявить достоинства и недостатки карты для более успешного решения практических задач.

 

ЧТЕНИЕ МОРСКОЙ КАРТЫ

 

Под чтением карты подразумевается ее изучение с целью получения объек­тивного представления об изображенном на ней районе. Для этого необходимо уметь правильно разбираться во всех условных обозначениях, нанесенных на карту. Основным документом для чтения всех типов морских карт является руко­водство, называемое: «Условные знаки морских карт и карт внутренних вод­ных путей».

Книга имеет свой порядковый номер - N9 9025. Чтение карты следует начи­нать с общего ознакомления с картой по ее заголовку и надписям (примечания, предостережения и т.п.). Следует изучить навигационно-географические дан­ные района, изображенного на ней, примерно в такой последовательности, ка­кая принята в лоциях, а именно: 1) берега; 2) рельеф морского дна и навигацион­ные опасности; 3) приметные объекты и средства навигационного оборудова­ния; 4) порты, гавани и якорные места. Дальнейшее чтение карты должно сво­диться к изучению отдельных показанных на ней элементов, к уяснению тех свойств объектов, которые имеют наибольшее значение для навигации. Морские карты составляются на основании гидрографических работ. Приве­дение описи и время составления указывают на каждой карте под рамкой, в пра­вом нижнем углу. Эти даты служат основным критерием для оценки достоинства карты. Важным критерием для оценки достоинства карты является также ее масштаб, от которого зависят количество наносимых на карту деталей, подробности промеров и рельефа морского дна. С уменьшением масштаба количе­ство элементов, наносимых на карты, неизбежно уменьшается, и карты стано­вятся все менее подробными. Следовательно, при плавании вблизи берегов, узкостях, стесненных акваториях и т.п. необходимо применять карты наиболее крупного масштаба. Важно иметь в виду также то, что сведения о глубинах долж­ны быть настолько полными, чтобы можно было получить ясную картину релье­фа дна в описываемом данной МНК районе. Морские навигационные карты, являясь исключительно ценными и напол­ненными всевозможной информацией пособиями для плавания, имеют все же ограниченные возможности в передаче действительности. Так, даже самые со­временные условные знаки не в состоянии дать полного представления о клима­тических особенностях района, о влиянии различного рода гидрометеорологи­ческих факторов и многое другое. Невозможно передать сведения о режимах работы радиотехнических средств навигационного оборудования, правилах пла­вания и стоянки судов в портах и на рейдах, правилах плавания во внутренних водах того или иного государства или пределах действия территориальной юрис­дикции государств в Мировом океане. Часть такой информации воспроизводится на справочных и вспомогатель­ных картах (см. отдел)! в каталогах карт и книг, но все сведения, отсутствующие на морских картах, можно найти лишь в специальных книгах - руководствах для плавания. Необходимо знать, что, если между картой и каким-либо руководством для плавания существует расхождение в навигационных сведениях, за ос­нову принимают данные карты самого крупного масштаба.

 

РУКОВОДСТВА ДЛЯ ПЛАВАНИЯ

 

Все книги, представляющие собой специальные текстовые руководства и пособия для плавания, делят на два вида - общенавигационные и промысловые. Последние имеют исключительное применение на промысловых судах. Общенавигационные книги делят на две основные группы – руководства для плавания и справочные, и вычислительные пособия. Руководства для плавания - наиболее ценные и важные пособия. По своему значению они стоят в одном ряду с морскими картами. Сведения, помещаемые в руководствах, не дублируют информацию, помещенную на морских картах, и не противоречат ей, они взаимно дополняют друг друга и поэтому всегда использу­ются совместно. Руководства для плавания содержат текстовые описания и при­веденные в виде таблиц сведения о характере и величине различных элементов, недостаточно изображенных или вовсе не нанесенных на картах. Руководства для плавания делятся на: общие и специальные.

Общие руководства для плавания - это:

- Лоции и дополнения к ним;

- Описание огней и знаков;

- Радиотехнические средства навигационного оборудования;

- Расписание радиопередач навигационных предупреждений и гидрометеорологической информации.

Настоящие книги являются официальными руководствами, каждой из них присвоен свой номер.

Специальные руководства для плавания к основным можно отнести:

- Навигационно-гидрографические обзоры;

- Морские гидрометеорологические пособия;

- Режимы и правила плавания судов;

- Международно-правовые руководства. Существуют также различные инструкции, наставления и др. Эти книги также являются официальными руководствами, имеющими свой номер. Справочные и вспомогательные пособия к ним, в качестве одного из основных, можно отнести каталог карт и книг издания ГУНиО МО РФ. Каталог карт и книг является справочным изданием, в котором помещены сведения о морских картах, руководствах и пособиях, разрешенных для откры­того опубликования и продажи. Каталог карт и книг состоит из двух разделов: «Карты» и «Книги». Перед разделом «Карты» помещены номерной указатель карт и номерной указатель книг, составленные в порядке возрастания номеров карт и книг. Раздел «Карты» включает два отдела: в отделе 1 помещены сведения о морс­ких навигационных картах, в отделе 2 - сведения о вспомогательных и справоч­ных навигационных картах. МНК помещенные в отделе 1, разделены на коллек­ции по географическим районам. Каждая коллекция состоит из сборного листа и текстовой части к нему со сведениями о картах. Если на карте имеется несколько планов, попадающих на разные сборные листы каталога карт и книг, то в текстовой части к этим сборным листам приводятся сведения только о тех планах, нарезка которых показана на данных сборных листах. Планы, нарезки которых не выражаются в масштабе сборного листа, показываются залитыми пунсонами (черные точки), рядом с которыми указываются их номера. В случае издания на какой-либо район карты только в радионавигационном варианте, на сборных листах навигационных карт наносится нарезка такой карты, а в текстовой части дается ссылка на страницу, где помещены полные данные о радионавигационных картах. Для отличия планшетов с сетками радионавигационных систем от карт с сет­ками этих же систем к номерам планшетов добавляются буквы «ПТ». На сборных листах РН карт и РН планшетов указаны только номера без присво­енных им буквенных обозначений. В номерном указателе карту номеров карт, изданных на двух языках - русском и английском, в графе «Примечание» помещается: «Рус. – англ.». Если карта составлена в проекции, отличной от нормальной равноугольной цилиндрической проекции Меркатора, то в текстовой части после названия карты указывается вид проекции. Если перед номером карты стоит знак (+) - это значит, что имеется электронная версия данной морской карты. Раздел «Книги» на отделы не подразделяется. Сведения о руководствах и пособиях помещены в подразделах по видам изданий. Для изданий «Лоции» и «Огни и знаки» (Огни даны сборные листы). На сборных листах помещены номе­ра книг, соответствующие номерам книг, приведенным в текстовой части. ГУНиО МО РФ издает шесть каталогов карт и книг. Каждый предназначен для определенного географического района Мирового океана; устройство каждого - идентичное.

- № 7107 Каталог карт и книг. Северный ледовитый океан.

- № 7207 Каталог карт и книг. Атлантический океан.

- № 7307 Каталог карт и книг. Индийский океан.

- № 7407 Каталог карт и книг. Тихий океан.

- № 7021 (ДСП) Каталог карт и книг. Мировой океан.

- № 7023 (ДСП) Каталог карт и книг. Специальные издания.

К вычислительным пособиям можно отнести - Мореходные таблицы (МТ-2002), Морской астрономический ежегодник (МАЕ), Таблицы приливов (ежегодные издания) и прочие вычислительные таблицы и номограммы. В настоящее время Институт прикладной астрономии Российской академии наук и Государственная морская академия им. адм. Макарова представляет но­вое пособие для судоводителей - двулетний Морской астрономический альма­нах (МА- 2). МА - 2 содержит подробные алгоритмы решения основных штурман­ских задач. В нем описано применение секстана, использование звездного гло­буса и звездных карт, помещены универсальная схема исправления высот и но­вый планшет для определения места судна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.031 с.)