Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды дистанций в коммуникации

Поиск

Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.

Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.

Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.

Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.

 

Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит от внешних (в транспорте, лифте, офисе, купе, каюте) и внутренних (степень близости, дружественности с человеком) обстоятельств, а именно:

 

• от статуса того, с кем мы взаимодействуем;

• от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

Специалистами в сфере общения замечено, что нарушение границ территории, в особенности интимного пространства человека, сопровождается сигналами тела, а именно:

 

• беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться;

• закидывание ноги на ногу, поворот в сторону и подготовка к бегству;

• постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);

• опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

• зажмуривание глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);

• опускание подбородка на грудь, защита шеи;

• приподнимание плеч для прикрытия шеи (вторжение рассматривается как нападение);

• хватание ручек, карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»;

• вставание как демонстрация готовности уйти.

 

Различают четыре вида посадки за столом во время общения.

 

1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач - пациент, руководитель — подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания — сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

 

2. Кооперативная позиция, сотрудничество. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения.

 

 

 

3. Конкурирующее-оборонительная позиция. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут завершить коммуникацию. В то же время такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (руководитель — подчиненный). Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным. В то же время на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию на равных.

 

 

 

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

 

4. Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и независимую позицию, т.е. по диагонали через весь стол. Эта позиция в деловом мире характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например на педсовете, семинаре, совещании.

Кроме занимаемых позиций за столом, порой для успеха делового общения имеет определенное значение и сама форма стола. Так, квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Такой стол хорош для проведения короткой деловой беседы или переговоров. Сотрудничество возникает с тем партнером, который сидит рядом, причем справа. Максимальное сопротивление оказывает сидящий собеседник напротив. За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери. Круглый стол создает атмосферу неофициальности, и за ним лучше всего проводить беседы людям, равным по статусу, как правило, такие столы используют на деловых играх, тренингах командного взаимодействия.

Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен. В то же время довольно-таки часто участники взаимодействия входят в состояние нервного стресса от того, что нарушаются их территориальные притязания.

К физиологическим аспектам пространства относятся такие компоненты, как наличие стульев, освещение, оснащение, источники электричества и т.д. Места для сидения должны быть так оснащены и так установлены, чтобы свет не падал в глаза и чтобы каждый мог хорошо видеть все средства визуализации.

 

 

27. Хронемика. Культурные особенности использования времени в коммуникации

 

Хронемика — это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени являются частью невербального общения и весьма существенно различаются в разных культурах. Критерием отношения к времени в разных культурах служит величина допустимого опоздания.

Например, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, как соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это расценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 мин. — обычное дело. Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре.

Исследования проблемы использования времени в различных культурах позволяют выделить две основные модели использования времени — монохронную и полихронную.

При монохронной модели время образно представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Благодаря этому разделению времени на части человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В монохронных культурах допускается опоздание на 10—15 мин., но при этом оно должно сопровождаться извинениями.

В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся к времени (например, у североамериканских индейцев). Здесь обычно опоздание на 40—60 мин. и отсутствие каких-либо извинений.

Если в монохронной культуре время постоянно отслеживается, считается, что «время — деньги», в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном использовании времени даже не задумываются. Примерами полихронной культуры могут служить русская, латиноамериканская, французская культуры. Мо- нохронные культуры — немецкая, североамериканская.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являющиеся для них измерителями времени, принципиально отличаются от европейских ритмов.

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывается очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.п. Наиболее часто помехи в межкультурной коммуникации возникают в ситуации, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент из другой культуры — неформальным. Первый приходит на встречу к двум часам дня, а другой — примерно во второй половине дня, если приходит вообще.

Огромное значение в понимании временного поведения партнера по коммуникации играет знание его темпа жизни. Например, временная среда городов-мегаполисов отражает их мо- нохронную, зависящую от времени культуру. Особенно поражает в этом отношении временная среда Нью-Йорка. Свои впечатления от нью-йоркского темпа жизни описал один корейский студент.

 

 

28. Понятие «социальная перцепция». Варианты социально-перцептивных процессов

 

Социальная перцепция – это процесс социального восприятия, опирающийся на имеющийся опыт деятельности субъекта, его целевые ориентиры, осознанное отношение к проблеме и важность ситуации.

Процесс социального восприятия сопровождается формированием отношения, воспринимающим субъектом, другого человека, на основе эмоционального настроя и выработки ответной линии поведения. Процесс познание индивидом другого характеризуется своими особенностями. Здесь происходит обращение внимания субъектом восприятия и объектом, на который оно ориентировано не на физические параметры развития т.е. внешние факторы, а именно на поведенческие критерии, реакции, действия. В ходе социального взаимодействия индивидов осуществляется сложение не только впечатления о другом человеке, но и формируется мнение о его навыках, возможностях, чувственной и эмоциональной стороне, намерениях.

Исследователи отмечают, что восприятие другого человека обязательно включает в себя: 1) восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик; 2) формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках человека; 3) формирование представлений об отношениях, связывающих субъекта и объекта восприятия; 4) интерпретацию на этой основе поступков другого человека.

 

Перцептивные навыки проявляются в умениях:

 

– определять контекст встречи;

– понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению;

– учитывать "психологические аффекты" восприятия при анализе коммуникативной ситуации.

Для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника каждый из нас использует как минимум два источника:

 

– внешний вид – физические характеристики человека (красота, рост, цвет глаз и пр.), одежда и ее адекватность ситуации общения, эстетика и вкус. Внешние атрибуты – знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, также машина, обстановка кабинета или квартиры и пр.;

– поведение, манера, стиль – предпринимаемые действия, совершаемые поступки; экспрессивные реакции, походка, манера разговора и движений, направление и характер взгляда, язык тела, тембр и громкость голоса.

В исследованиях по межличностной перцепции был представлен другой (трансактный) подход к проблемам восприятия. Согласно трансактному подходу в процессе общения происходит активное участие обеих сторон. При этом в трансакции необходимо учитывать роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта восприятия как специфики перцептивной ситуации. В данном подходе важно, что познание другого человека рассматривается в качестве основания и для понимания партнера, и для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Отечественные исследователи отмечают, что процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия несоциальных объектов:

1) социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия;

2) социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации;

3) субъект и объект социального восприятия (люди) принципиально подобны;

4) ошибочность восприятия другого человека значительно сложнее нс только проверить, но и исправить.

Н. В. Казаринова также добавляет, что на процесс восприятия предметов и людей воздействуют следующие факторы:

 

· физиологические возможности нашей сенсорной системы;

· местоположение (лицом к лицу, бок о бок и пр.);

· эмоции;

· мотивационная сфера;

· установки;

· прошлый социальный опыт;

· ожидания от взаимодействия.

Все сказанное означает, что термин "социальная перцепция", или, в более узком смысле слова, "межличностная перцепция", "восприятие другого человека", в самом общем плане обозначает восприятие другого человека, его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 

 

29. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия.

 

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия. Это механизмы социальной перцепции, которые осуществляют обратную связь от объекта познания.

 

Порядок от простых к сложным:

· интерпретация

· идентификация

· рефлексия

· каузальная атрибуция.

 

Интерпретация – соотнесение себя с другим человеком.

«Идентификация» означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Рефлексия— это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Эмпатия» - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать.. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

 

30. Перцептивная сторона коммуникации: рефлексивная структура диадического общения (Дж. Холмс)

 

Рефлексивная структура восприятия Холмса

 

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.

Рефлексия = осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня. Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом. Исследуя общение двух субъектов, Холмс показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри.

Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

(1) Джон, каков он есть сам по себе (2) Джон, каким он сам себя видит (3) Джон, каким его видит Генри

(1) Генри, каков он есть сам по себе (2) Генри, каким он сам себя видит (3) Генри, каким его видит Джон

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

 

(4) Джон (Генри), каким ему представляется его образ в сознании Генри.

 

Г.М. Андреева представляет следующую общую модель рефлексии.

 

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

 

А →→→ Б и Б →→→ А

 

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А-А1, а Б-Б2, а также представление о другом: у А-Б2, у Б-А2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом: А (в качестве А1) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации.

Успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линии

 

А-А1-А2 и Б-Б1-Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2) и главное о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Приближение всего этого комплекса представлений друг другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения друг к другу, на основе которых рождается целая гамма чувств — от взаимного неприятия партнера по общению до взаимной симпатии и даже любви.

 

31. Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции. Каузальная атрибуция. Личностная и обстоятельственная атрибуция

 

АТРИБУЦИЯ (англ. attribution) - в социальной психологии - "реальный" когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. 6. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т. о., А. - попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания.

 

Можно сказать, что процесс атрибуции служит человеку для того, чтобы придать смысл окружающему.

 

Ошибки атрибуции:

В результате многочисленных экспериментов были выведены два класса ошибок атрибуции:

 

Фундаментальные.

 

В самом общем виде фундаментальную ошибку можно определить как «склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных». Фундаментальная ошибка заключается в переоценке личностных и недооценке обстоятельственных причин. Л. Росс назвал это явление «сверхатрибуция». Андреева указывает на то, что фундаментальная ошибка только одна, но у нее есть вариации в проявлении:

«Ложное согласие» - «есть мое мнение и неправильное» - выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как «нормальную» и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения. Если она иная, значит, дело в «личности» воспринимаемого. Феномен «ложного согласия» проявляется не только в переоценке типичности своего поведения, но и в переоценке своих чувств, верований и убеждений. Некоторые исследователи полагают, что «ложное согласие» вообще является главной причиной, по которой люди считают собственные убеждения единственно верными.

«Неравные возможности» - «начальник умнее». Отмечаются в ролевом поведении: в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним (т.е. опять-таки к личности человека, в данном случае обладающего такой ролью, которая позволяет ему в большей мере выразить себя). Здесь воспринимающий легко может переоценить личностные причины поведения, просто не приняв в расчет ролевую позицию действующего лица.

«Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям», проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности. В наблюдаемом сюжете личность непосредственно дана: она — безусловный «факт», а обстоятельство еще надо «вывести». Возможно, здесь срабатывает тот механизм, который зафиксирован в гештальтпсихологии: первоначально воспринимается «фигура», а лишь затем — «фон». По мнению Л. Росса и Р. Нисбета, «люди активны, динамичны и интересны. Именно эти их свойства обращают на себя внимание в первую очередь. Напротив, ситуация обычно сравнительно статична и зачастую представляется туманной».

«Легкость построения ложных корреляций» - «все толстые люди добрые».Сам феномен ложных корреляций хорошо известен и описан. Он состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу. Особенно это относится к неразрывному объединению внешней черты человека и какого-либо его психологического свойства (например: «все полные люди — добрые», «все мужчины невысокого роста — властолюбивы» и пр.). «Ложные корреляции» облегчают процесс атрибуции, позволяя почти автоматически приписывать причину поведения наблюдаемой личности, совершая произвольную «связку» черт и причин.

«Игнорирование информационной ценности неслучившегося». Основанием для оценки поступков людей может явиться не только то, что «случилось», но и то, что «не случилось», т.е. и то, что человек «не сделал». Однако при наивном наблюдении такая информация о «неслучившемся» нередко опускается. Поверхностно воспринимается именно «случившееся», а субъект «случившегося» — личность. К ней прежде всего и апеллирует наивный наблюдатель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.011 с.)