Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели социальной (межличностной) компетентностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее разработанной и доведенной до стадии развитой технологии обучения является концепция развития межличностного поведения, созданная известным британским социальным психологом М. Аргайлом и его школой. Первоначальная версия этой концепции, появившаяся в конце 60-х годов, не слишком отличалась от подходов, господствовавших в североамериканских традициях. Социальное поведение, по Аргайлу, направлено на достижение поставленных целей, организовано иерархически и корректируется на основе обратной связи. Социальные умения формируются в принципе так же, как и моторные, например, навыки вождения автомобиля, хотя и отмечаются некоторые особенности социальных объектов, отличающие последние от объектов механических: автономность, ролевые отношения и т. д. В первой редакции модели были обозначены восемь переменных, описывающих социальную компетентность: экстравертивность, доминантность, уверенность в себе, умение награждать, навыки синхронизации взаимодействия, межличностная сензитивность, умение поставить себя на место другого, уместная самоподача [Argyle, 1969]. Помимо общих компонентов компетентности выделялись специальные, профессионально важные. Синтетические модели К этому классу моделей относятся те, в которых делается попытка синтеза разных подходов к построению системы описания компетентностей. В качестве примера можно привести холистическую модель Г. Читама и Дж. Чиверса. В этой модели выделяется уровень метакомпетентностей (транскомпетентностей), к которым относятся такие, как Коммуникация, Самосовершенствование, Креативность, Анализ, Решение проблем. Уровень ядерных компонентов представлен такими блоками, как когнитивная компетентность, функциональная компетентность, личностная, или поведенческая, компетентность и этическая компетентность. Каждый из ядерных компонентов, в свою очередь, подразделяется на несколько составляющих. Так, например, функциональная компетентность включает в себя психомоторную, организационную, церебральную, специально профессиональную. Теория Уайменна Весьма своеобразное понимание коммуникативной компетентности можно найти в «теории коммуникативной компетентности» Дж. Уайменна [Уайменн, Джайлс, 2001]. В отличие от большинства авторов, которые так или иначе относят понятие компетентности к индивиду, для Уайменна компетентность является чем-то распределенным между общающимися сторонами и относится не к характеристикам людей, а к характеристикам их взаимоотношений [Там же, с. 367]. Если вслед за ним определять коммуникативную компетентность как «уместное прагматичное использование социального знания и социальных навыков в контексте отношений» [Там же, с. 369], то можно пойти слишком далеко и считать коммуникативную компетентность свойством отдельного коммуникативного взаимодействия между участниками коммуникации. Такой подход, возможно, уместен при анализе взаимоотношений в диаде, но мало что дает для диагностики и совершенствования коммуникативной компетентности.
17. Публичная коммуникация: понятие, циклы, приемы вовлечения аудитории, критерии оценки публичного выступления.
Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установленным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии социальной группы. При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. В целом слушатели, как правило, — это специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему. Слушатели являются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей социальной роли (например, работники организации, студенты, прихожане, сторонники политической партии и т.д.).
Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с потребностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать синкретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответствии с государственными институтами. Они были описаны Аристотелем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь показательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народном суде), речь совещательная (в народном собрании). Целью таких речей было объединение людей, установление справедливости в споре, обеспечение будущей безопасности. Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с потребностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать синкретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответствии с государственными институтами. В настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога, что связано с увеличением количества ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать людей, будь то предвыборная кампания или реклама товаров и услуг. В XX в. появились новые коммуникативные технологии и профессионалы, специализирующиеся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание: РК-менеджеры, имиджмейкеры, переговорщики, специалисты по слухам, пресс-секретари, рекламисты. В этих профессиях формы публичной коммуникации являются составной частью коммуникативных технологий. Выступление перед достаточно большой аудиторией называется публичным. Существует несколько основных разновидностей такого мероприятия, а именно: · Сообщение – оратор раскрывает только один вопрос или проблему. Выступление длится не более 5-10 мин. · Доклад – более развернутое сообщение, рассматривающую проблему и пути ее решения досконально. Доклад может быть кратким (15-30 мин.) или длинным (2-3 ч.). · Лекция – речь специалиста перед публикой, изложение актуального вопроса, в котором оратор идеально разбирается. Лекция может длиться от 30 мин. до 1,5 часов. Чтобы оратору было легче правильно составить текст, нужно предварительно тщательно изучить все критерии публичного выступления. Их довольно много, но запомнить можно. Общие требования к публичному выступлению
Рассмотрим главные критерии оценки публичного выступления, которые общеприняты в нашей стране и странах ближнего зарубежья. · Главная мысль доклада должна быть понятна для всех и легко просматриваться в тексте. Если вы хотите получить положительную оценку вашего выступления, покажите публике, что вы идеально разбираетесь в том, о чем рассказываете, уверенны, что хотите донести конкретную мысль до слушателя. Любой тезис нужно подкреплять тщательным анализом ситуации и несколькими достоверными фактами. · Начало и конец доклада должны прозвучать решительно. Не нужно долго разглагольствовать о том, что и так понятно. Вступление и вывод сделайте краткими и понятными, хорошо продумайте эту часть своей речи и выучите ее наизусть. Обязательно обращайтесь к аудитории слушателей со словами «Коллеги», «Друзья», «Уважаемые слушатели». · Составьте речь из кратких фраз. Так вы сократите время на озвучивание доклада, донесете до слушателей всю важную информацию, и не собьетесь в дыхании. · Контакт с аудиторией. Ваша речь должна быть направлена на слушателей, нести им какую-то пользу. Вы можете быть сдержанно эмоциональными. Публике нужно понять, что вам не безразлична тема вашего выступления. Монотонный диалог – это худшее, что только можно придумать. Его никто не станет слушать, а многие просто заснут. Выступление оратора в форме беседы со зрителем – это идеальный вариант. Смотрите на публику, и тогда слушатель запомнит вас и уяснит основную мысль доклада. · Правильный язык. В тексте выступления не должно быть частых повторов одних и тех же слов. Обогатите свой доклад терминологией, но обязательно давайте ей пояснение. Слова-паразиты, жаргоны, вульгарные фразы – под строгим запретом. · Ваш голос должен звучать достаточно громко и отчетливо. Темп речи – средний. Постарайтесь сделать свое выступление ярким и запоминающимся, и тогда гарантированно получите хорошую оценку. Если ваш доклад занимает не много времени, выучите его наизусть, и прочитайте по памяти. · Одежда оратора также имеет большое значение. У зрителей не должно быть определенного дисбаланса между вашей речью и вашим внешним видом. Как привлечь аудиторию. Практически все критерии оценивания публичного выступления основываются на привлечении внимания слушателей. Заинтересовать аудиторию, и тем самым сделать вашу речь успешной, помогут несколько простых советов от опытных мастеров ораторского искусства. · Перед составлением речи отдельно пропишите главную задачу и цель вашего выступления. · Придумайте интересное и интригующее вступление, которое легко привлечет внимание и никого не оставит равнодушным. · Используйте в тексте цитаты и изречения знаменитых людей. · Чтобы установить контакт с аудиторией, обогатите свой доклад риторическими вопросами. · Чтобы доверие публики к оратору не исчезло, не нужно в своей речи извиняться за что-либо. Даже если вы сильно волнуетесь, постарайтесь этого не показывать, и, скорее всего, никто не заметит вашего страха. · Используйте в речи аналогии. Возьмите для примера любой предмет или явление, которое известно каждому, и простым языком объясните сложный тезис или понятие. Так вы сделаете свою речь понятной для каждого, и зритель обязательно оценит по достоинству ваши старания. · Авансирование – умышленное затягивание важной информации. Пообещайте слушателям рассказать во время выступления о чем-то действительно интересном и необычном, и они будут очень внимательно слушать ваш доклад. Авансирование лучше использовать при составлении вступления. · Акцентируйте внимание слушателей на важных моментах. Это можно сделать при помощи изменения тона речи или использования специальных речевых оборотов («Я хотел бы обратить ваше внимание на…»). · Немного юмора никогда не помешает. Главное, чтобы остроумные фразы были по теме, без использования слов-паразитов, пошлостей или просторечий.
18. Презентация-доклад с использованием мультимедийных средств, как синтез визуальной, письменной и речевой коммуникации: правила оформления, структура, подача Основные правила оформления мультимедиапрезентаций Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию информации. Кроме того, презентация может содержать аудио и видео ряд. А, как известно, уровень развития органов чувств влияет на самочувствие, работоспособность, восприимчивость к получаемой информации, протекание мыслительных процессов, память и многое другое. Создавая мультимедиа презентацию необходимо соблюдать ряд требований: Требования к дизайну слайдов: · единый стиль оформления, соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; · использовать для фона слайда психологически комфортный тон (лучше светлые цвета); · фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее; · для фона и текста использовать контрастные цвета; · использовать не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста); · во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково. Требования к текстовой информации в презентациях: · текст на фоне слайда презентации должен быть читаемым (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста); · для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание; · нельзя использовать разные типы шрифтов в одной презентации; · размер текста не должен быть меньше 18; Требования к визуальному и звуковому ряду: · соответствие изображений содержанию и возрастным особенностям аудитории; · использовать только качественные изображения (высокое разрешение, контраст изображения по отношению к фону, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов); · использовать только качественные аудио файлы; · рисунки и видео должны быть четкими и достаточно крупными; · видео-ролики должны занимать не менее трети презентационного окна; · рисунки должны носить иллюстративное (нести информацию), а не декоративное значение. Требования к анимации: · использовать анимацию объектов и перехода слайдов только при необходимости (минимум анимации) в целях экономии времени и чтобы не отвлекать от содержания; · в информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность анимирования объектов соответствует структуре доклада, в остальных случаях использование анимации не допускается; · в титульном и завершающем слайдах использовать анимацию объектов не допускается; · для смены слайдов используется режим «вручную»; · для всех слайдов применяется однотипный эффект перехода; · звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется. Для того, чтобы слушатель, опираясь на изображения и текст, размещенный на слайде, воспринимал все Ваше сообщение в целом, необходимо выстроить логическую структуру презентации, которая должна состоять из следующих обязательных смысловых фрагментов. 1. Название доклада с обязательным указанием организации, которую представляет докладчик, имя, отчество (полностью, а не инициалы) и фамилия докладчика (на тот случай, если слушатель не запомнил Вашего имени во время представления). 2. Актуальность проблемы. Краткая информация о причинах того, почему о проблеме, указанной в теме вашего доклада необходимо говорить в этой аудитории, почему эта тема может быть интересна слушателям, что они смогут вынести полезного для себя после прослушивания доклада в форме презентации. 3. Цель (доклада, исследования, проекта). 4. Положения (тезисы), выносимые на публичное обсуждение. 5.Доводы (аргументы, приводимые в качестве доказательства тезисов). 6.Выводы (практические рекомендации по решению проблемы, указанной в теме доклада презентации). Общее количество слайдов для презентации доклада с 10-минутным регламентом – 10 слайдов без учета первого слайда (тема сообщения) и последнего этикетного «Спасибо за внимание» (один слайд – одна минута для комментария закодированной на слайде информации). Текст и невербальные фрагменты, размещенные на одном слайде должны соответствовать устному комментарию выступающего и демонстрировать последовательность и логичность предоставляемой информации. Идеально сделанная электронной презентации выступления – это по сути дела электронный конспект вашего выступления с обязательным отражением ключевых моментов. Если презентация выполнена верно, каждый слайд легко разворачивается в логическое высказывание и может быть без вашего дополнительного комментария понят, т.е. «раскодирован» получателем. Вся презентация должна представлять собой сжатый текст доклада. 19. Письменноречевая коммуникация. Структура и композиция письменного текста
Письменно-речевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи – получения информации. Продуктивным видам речевой коммуникации (говорению и письму) предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает внутренний способ формирования и формулирования мысли. По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также сопоставимы. Говорение и письмо – продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение – внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы. Задача участников письменно-речевой коммуникации – добиться адекватности выражения-восприятия информации независима временной отсроченности или условий протекания. Письменная коммуникация – весьма распространенный вид речевой деятельности. Письмо – продуктивный вид коммуникации, осложненный целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Главная цель овладения навыками и умениями письменной речи – развитие умений фиксировать устную (собственную или чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах. Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи), но обладает рядом преимуществ: При чтении восприятию и пониманию информации помогает ассоциация «форма – значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое. В данном случае подтверждается на практике поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; При чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, которые составляют некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно; Для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании. Стилистические приемы: 1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи – фиксации материала. 2. План текста, прослушанного или прочитанного. Такой план строится в форме назывных предложений, вопросов. 3. Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее
убедительные аргументы, объяснения, характеристики. 4. Изложение. Этот тип письменно-речевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений. 5. Конспект – один из видов аналитико-синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости. 6. Реферат – лаконичное изложение основных мыслей текстаИсточника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку. 7. Аннотация – краткое связное изложение основного содержания текста-источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений заключенной в тексте информации, ее направленности, ценное и назначении. 8. Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения – более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора от фактов, явлений, событий, предметов и их признаков. Функции письменноречевой коммуникации: 1. Функцию сообщения реализуют все письменные тексты. В зависимости от сферы общения они несут научную, деловую, общекультурную информацию, которая может быть востребована и использована в любое удобное для читателя время. 2. Говоря о функции общения, часто вообще опускают ее письменноречевой вид, который представлен в деловой переписке, рекламно- информационных текстах, преследующих цель немедленно вызвать ответную реакцию (совершение поступка) и т.д. 3. Функция воздействия присуща как художественным текстам, вызывающим определенное эмоциональное состояние читателя, прогнозируемое автором, так и научно- популярным, публицистическим, учебным текстам.
20. Правила составления и язык делового письма. Особенности деловой интернет-переписки. Значение и формы личного письма
Структура Вне зависимости от разновидности делового письма, оно должно обладать чёткой структурой. Это позволит экономить время на составление письма автором и прочтение адресатом, верно донесёт суть и поможет получить адекватный ответ.
Письмо в деловой речи обладает следующей структурой: Реквизиты отправителя. Это информация об авторе. Как правило, эти сведения можно найти на бланках предприятия-отправителя. Реквизиты получателя. Информация об адресате (например, должность, Ф. И. О. и др.). Дата написания. Зачастую, этот реквизит уже находится на бланке. Заголовок. Кратко, но ёмко описывает содержимое делового письма. Позволяет получателю быстро ознакомиться с тематикой письма и степенью важности. Правильно подобранный заголовок, написанный в строгом и лаконичном стиле, – залог того, что письмо не затеряется среди десятков других. Обращение. Расположенное по центру письма, оно содержит должность, фамилию, имя или имя и отчество получателя. Допустимо использование классического «Уважаемый». Преамбула. Здесь должны быть указаны мотивы написания данного конкретного письма данному конкретному получателю. В преамбуле нередко встречаются ссылки на разного рода информацию (даты, мероприятия, события и т. д.), которая известна получателю, но могла быть забыта. Основная часть. Часть делового письма, содержащая развёрнутую информацию. Например, непосредственное предложение, просьба, обращение и т. д. Заключение. Вежливое завершение письма. Подпись. Деловое письмо должно быть окончено подписью отправителя и стандартной формулой вежливости (например, «Искренне Ваш», «С уважением» и т. д.). Дополнительно письмо может также содержать постскриптум и приложения. Стиль и форма
Стилистика делового письма требует: нейтральную и надличностную форму изложения письма; термины и речевые средства, применяемые в таком письме, должны быть единообразными и стандартизированными; конкретные части делового письма должны содержать шаблонные для них языковые формы. Составляя деловое письмо, необходимо как можно больше придерживаться сухих фактов, полностью исключив просторечия, уменьшительно-ласкательные словосочетания и так далее. Диапазон речевых средств должен быть минимален.
Требования К данному виду писем предъявляется ряд требований, отличающих деловое письмо от других: Лаконичность. Суть делового письма – изложить максимум информации в минимуме слов. Чёткая структура. Деловое письмо обязательно должно быть жёстко структурировано по шаблону, приведённому выше. Отсутствие эмоций. Следует избегать эмоциональной составляющей при написании. Главное в письме – информация, которую необходимо донести или запросить, стараясь при этом не демонстрировать субъективное отношение. Простота изложения. Несмотря на максимальную концентрацию информации и минимальную – эмоций, это вовсе не означает, что текст делового письма должен содержать исключительно терминологию. Напротив, текст должен быть легко читаем и понятен.
Особенности электронного делового письма Существует ряд особенностей и требований по оформлению электронного делового письма: Поле «Тема» всегда должно быть заполнено. Это помогает адресату распознать письмо автора среди множества других, поступающих на электронную почту. Тема, как и заголовок, должна кратко и ёмко отображать содержание письма. «Важность письма». Если отправляемое деловое письмо носит важный или срочный характер – в электронном его варианте необходимо поставить соответствующий флажок. Не рекомендуется в тексте использовать слова, написанные в верхнем регистре (когда все буквы в слове – прописные). В сети Интернет такое написание может быть воспринято как агрессия. Чересчур специфические термины, сленг или сокращения – недопустимы, особенно если нет уверенности, что адресат знает их значение. Для демонстрации дружелюбия или другого позитивного настроя допускается использование смайликов, но в умеренных количествах. В конце делового письма, отправляемого как сообщение по электронной почте, должна быть подпись с контактами (например, номер телефона, аккаунт в социальной сети и др.). Если к сообщению прикрепляется какой-либо файл как приложение, о его наличии должно быть упоминание в тексте сообщения.
21. Связь вербальной и невербальной коммуникации. Типы дистанций: интимная, личная, публичная, социальная
Вербальная коммуникация — это словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным. Связи невербальной коммуникации с вербальной проявляются в следующем:
· Взаимозаменяемость одной формы другой. Можно ответить на вопрос кивком головы или, посмотрев на выражение лица, задать вопрос: Что случилось?
· Взаимодополнение и усиление, например, слов жестами или, наоборот, жестов словами.
· Конфликт одной формы с другой, когда слова, например, говорят об одном, а движения или выражение лица о другом. Детектор лжи использует это противоречие между словами и некоторыми характеристиками тела (давление, дыхание, кожные реакции).
·Акцентирование отдельных частей вербального сообщения жестами и другими невербальными средствами.
Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы: Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения. Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае. Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны. Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.
22. Невербальные языки: кинесика; вокалика; физические характеристики; хаптика; проксемика; хрономика; артефакты; ольфактика; эстетика
Невербальные коды и языки Невербальные коды способны одновременно передавать различные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Рассмотрим полный перечень из девяти невербальных языков. Это кинесика, вокалика, физические характеристики, хаптика, проксемика, хрономика, артефакты, эстетика и ольфактика.
Кинесика Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации. Выделим основные положения кинесики: Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл. Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система. На людей влияет видимая динамика, активность тела. Конкретные функции телодвижений можно исследовать. Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования. Активность тела имеет определенный стиль (индивидуальные особенности) и общие черты с другими. Вокалика (паралингвистика) Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.
Они говорят об эмоциях людей. Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект. Паралингвистика также характеризует личность. Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности. Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей. Физические свойства (физикатика) Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности. Хаптика (такесика) Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания. Проксемика в коммуникации Связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.) Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды. Выделяют три типа пространства: Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты. Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели. Неформальное пространство — это личная и интимная территория, окружающая человека. В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров — это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра — границы личностного пространства; 1,3-3,7 метров — социального, и 3,7 метров — граница публичного, общественного пространства. Хрономика в коммуникации Изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность — одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах. Артефакты (артефактика) К артефактам относятся, например, одежда и украшения. Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю. Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку. Ольфактика Занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике. Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности: Слепота на запахи — это неспособность различать запахи, что может затруднять общение с другими людьми. Адаптация к запаху — это привыкание к определенным запахам. Память о запахе — некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания. Неумеренный запах — это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов, приправ и пр. Различие запахов — это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других. Человек может выявлять до десяти тысяч запахов. Эстетика Необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.
23. Кинесика. Виды жестов: эмблемы; иллюстраторы; адапторы; регуляторы; изображение аффектов
Кинесика Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации. Выделим основные положения кинесики: Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл. Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система. На людей влияет видимая динамика, активность тела. Конкретные функции телодвижений можно исследовать. Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования. Активность тела имеет определенный стиль (индивидуальные особенности) и общие черты с другими. Между вербальным языком и движениями тела существует сходство. Несколько жестов могут образовывать кинематические подсистемы, такие как морфемы. Жест может быть произвольным и не иметь значения; он может быть иконическим дополнением текста, это, например, рисунок руками; жест может быть врожденной реакцией, например, на боль.
Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (влияние на поведение). Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования. Выделяются следующие виды жестов:
Эмблемы — невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык. Например, два пальца в форме V — знак победы.
Иллюстраторы — жесты, тесно связанные с речью и дополняющие ее в разных видах. К ним относятся: Акцентирование (жест рукой сверху вниз). Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»). Указание (указкой лектор показывает на график, схему). Изображение очертаний предмета («Плод вот такой фор
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.012 с.) |