Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория сверхиндустриального общества Э. Тоффлера.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
ОлвинТоффлер (р.1928) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные работы: «Шок будущего» (1970), «Культурные потребители» (1973), «Доклад об эко-спазме» (1983), «Восприимчивая корпорация» (1985) и др. Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, влияющие, в свою очередь, на сферу власти и психосферу. Таким образом, на этой стадии технократические теории выходят за узкие рамки техницизма и стремятся соотнести категорию «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, ценности, идентификация, прогресс. Тоффлер считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде линейного, плавного процесса развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые протекают не хаотично, а имеют свои закономерности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, в которых формируются цивилизационные трансформации. В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосферы, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции – аграрной – возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем – мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатком машины, порождающей гигантизм и единообразие во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры.
Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в разных отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являющемуся придатком машины, приходит, по Тоффлеру, «когнитариат» - интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, имеющий навыки эффективной работы с информацией. В процессе преобразования предприятия Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержания и характера труда.
Технотронная теория З. Бжезинского.
Збигнев Бжезинский (род. 1928) – американский социолог, политолог польского происхождения, видный государственный деятель, ярый антикоммунист и русофоб. В США живет с 1938 года.
В основном труде «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» (1970) Бжезинский утверждает, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии (аграрной) через промышленную в «технотронную эру». Последняя представляет собой общество, в котором ведущая роль отводится автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а решающей силой становится наука. Это будущее общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой. В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами. Последним следует оказывать посильную помощь со стороны высокоразвитых стран ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.
Теория информационного общества Е. Масуда.
Ёнэдзи (Енадзе) Масуда (1905-1995) – японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 г. представил доклад «План для информационного общества – национальная цель к 2000 г.», который позже был расширен и вышел в виде книги «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980). Согласно Масуде, ведущее место в структуре информационного общества будет принадлежать недифференцированным в классовом отношении так называемым информационным сообществам, в которых системообразующим элементом выступит новый тип человека, называемый им «homointelligens» («человек знающий» или «человек понимающий»). С точки зрения сторонников теории информационного общества, информационный подход становится решающим в плане понимания самого человека, который теперь трактуется как субъект информационного процесса, как творец и носитель информации и знания. В информационном обществе, согласно Масуде, происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения и вызываемые ими социально-экономические сдвиги непременно приводят к повышению качества жизни настолько, что более уже не приходится говорить о существовании такого традиционного социального зла как бедность и нищета, а другое зло – безработица – просто трансформируется в «обеспеченный досуг». В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной (однородной) в классовом отношении, поэтому все классовые антагонизмы и социальные конфликты уйдет в прошлое.
Телекоммуникационная теория Маклюэна.
Херберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Основные работы: «Галактика Гуттенберга» (1962), «Понимающая коммуникация» (1963), «Город как аудитория» (1977 в соавторстве) и др. Маклюэном создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций. Смена коммуникационных технологий положена философом в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. Его концепция типологически может быть отнесена к методологической традиции технологического детерминизма, но семантически философские идеи Маклюэна выходят далеко за рамки философии техники. В концепции Маклюэна определенный тип коммуникаций (коммуникационная технология) не просто задает, но создает социальный мир – «галактику», которая имеет свой ареал, способный к изменению конфигураций, но обладает, тем не менее, четко фиксированными границами. Наступающая «электронная эпоха», по мнению философа, будет характеризоваться «тотальным объятием» mass-media на новой технологической основе. Они возвратят человеку утраченную включенность в общность, но уже во всечеловеческом масштабе, поскольку представленная компьютерной техникой возможность мгновенной передачи информации и мгновенного же на нее реагирования, фактически упраздняет пространство и время.
Смена типов индустриального общества постиндустриальным, а затем и информационным происходит неравномерно. Как правило, на это оказывает влияние не только социальный фактор, но и экономический (уровень благосостояния), географический и др.
Подводя итоги рассматриваемым технократическим теориям, нельзя не отметить, что действительно в современном мире огромную роль играют наука, техника, технологии. Однако они не являются единственным фактором общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинакова и к тому же не везде определяющая. Даже в экономической сфере, где роль научно-технического фактора неоспорима, нельзя не учитывать человеческий фактор, т. е. уровень квалификации и культуры работника, их способности и производственный опыт. В других сферах жизни, например, политической и духовной, технический фактор вообще не может быть главным. Следовательно, абсолютизация роли техники и технологии в развитии общества приводит к искажению видения реальных процессов общественного развития.
Это обстоятельство стало поводом для создания в современной философии и социологии антитехницистских концепций. Маркузе, Адорно, Эллюль, Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человеком могуществом техники. Они связывают феномен техники со всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как саму опасную для человека форму детерминации. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая их самих в бездуховный объект калькуляций и манипуляций. С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки технологического детерминизма, исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.210 (0.008 с.) |