Стадии развития массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития массовой коммуникации



Коммуникация в обществе и природе прошла ряд стадий:

· тактильно-кинетическая у высших приматов;

· устно-вербальная у первобытных народов;

· письменно-вербальная на заре цивилизации;

· печатно-вербальная после изобретения печатного станка и книги;

· многоканальная, начинающуюся в современном мире.

В современную эпоху массовой коммуникации свойственна многоканальность: применяются аудитивный, визуальный, аудитивно-визуальный канал, письменная или устная форма коммуникации и т.д. Возникли технические возможности двунаправленной коммуникации, как открытого типа (интерактивность), так и скрытого типа (реакция зрителя или слушателя, поведение), взаимного приспособления получателей и отправителя. Так как и выбор каналов, и приспособление реализуются под влиянием групп получателей и общества, иногда говорят что СМИ - это мы.

Участниками процесса коммуникации считаются не только отдельные индивиды, а собирательные субъекты: партия, правительство, народ, олигархи, армия и пр. Даже ряд личностей представляются как имиджевые мифологемы: лидер партии, медиа-магнат, президент и т.д. Современные ученые пришли к следующему выводу: функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а также - управления, подчинения и власти, поддержания социального статуса.

Возникновение и развитие технических средств коммуникации стало причиной формирования нового социального пространства – пространства массового общества. Массовому обществу характерно наличие специфических средств связи - средств массовой коммуникации.

Условия функционирования массовой коммуникации (по В. П. Конецкой):

· социальная значимость информации;

· массовая аудитория (она анонимна, рассредоточена, подразделяется на группы по интересам и т.д.);

· наличие технических инструментов и средств, которые обеспечивают скорость, регулярность, тиражированность информации, передачу на расстояние, многоканальность и хранение.

 

Массовой коммуникации характерны следующие признаки:

· массовость аудитории, общение больших социальных групп;

· опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность);

· организованный, институциональный характер общения;

· ярко выраженная социальная ориентированность общения;

· однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей;

· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, которые обеспечивают нормативность, вариативность массовой коммуникации;

· отсутствие непосредственной связи между аудиторией и коммуникатором в процессе общения;

· социальная значимость информации;

· повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения;

· преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения;

· "коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность;

· массовая, разрозненная, анонимная стихийная, аудитория;

· публичность, социальная актуальность, массовость и периодичность сообщений.

 

Условиями возникновения массовой коммуникации, согласно У. Эко, являются:

· каналы коммуникации, которые обеспечивают ее получение не определенными группами, а неопределенным кругом адресатов, которые занимают различное общественное положение;

· общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное контрастами и различиями;

· группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

 

Г. Лассвелл называет следующие функции массовой коммуникации:

· регулирующая (воздействие на познание и общество через обратную связь);

· информационная (обозрение окружающего мира),

· культурологическая (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению);

· некоторые исследователи добавляют развлекательную функцию.

В. П. Конецкая описывает три группы теорий, которые ориентированы на преобладание той либо другой ведущей функции массовой коммуникации:

· опосредованного духовного контроля;

· политического контроля;

· культурологической.

 

 

48. Сравнительный анализ межличностной, массовой и интернет-коммуникации

Критерии сравнения Межличностная коммуникация Массовая коммуникация Интернет-коммуникация
Субъект общения Члены малой группы Большие социальные группы, массы   Как большие, так и малые социальные группы
Форма общения Диалогическая, невербальная Монологическая, вербальная Диалогическое, монологическое, полилогическое вербальное
Направленность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная направленность Социальная направленность Как социальная, так и индивидуально-личностная направленность
Характер общения Как организованный, так и спонтанный характер общения Организованный характер Как организованный, так и спонтанный характер общения
Обратная связь Непосредственная обратная связь Отсутствие или отсроченность обратной связи Наличие непосредственной или отсроченной обратной связи
Аудитория к которой обращаются Реципиент - отдельный конкретный человек Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Как реципиент, так и большая анонимная аудитория

 

49. Специфика межкультурной коммуникации (на примерах различных культур)

 

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

 

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

 

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

 

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

Термин «межкультурная коммуникация» подразумевает взаимодействие между представителями различных возрастов, национальностей, культур, религий и т.п. Это процесс обмена культурными особенностями различных национальностей посредством вербального и невербального языка.

 

Модель деловой культуры, предложенная Г. Хофстидом, включает в себя следующие показатели:

 

· дистанция власти (от малой до большой) — степень, в которой люди, не имеющие власти или имеющие незначительную власть, согласны с тем, что власть в обществе распределяется неравномерно;

 

· коллективизм — индивидуализм. Индивидуализм характеризует общество, в котором связь между индивидами незначительна: предполагается, что в первую очередь каждый заботится о себе и семье; коллективизм характеризует общество, в котором люди от рождения растут и развиваются в сильных, сплочённых группах; эти группы заботятся и оберегают «своих» на протяжении всей жизни в обмен на безоговорочную лояльность;

 

· женственность — мужественность. Мужественность — характерная черта общества, в котором половые роли мужчин и женщин четко разделены, то есть мужчины жёстки, агрессивны, сфокусированы на материальном успехе и победе во внешней среде, а женщины скромны, нежны и сосредоточены на обеспечении качества жизни и морального комфорта в семье; женственность — характерная черта общества, в котором различие половых ролей несущественно, мужчины и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении качества жизни;

 

· избежание неопределённости(от слабого к сильному) — степень дискомфорта, тревоги, страха, который испытывают люди, принадлежащие к данному обществу, перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами.

 

Существенное достоинство модели Хофстида — то, что полюса каждой характеристики подробно описаны, а сами характеристики выражены в численных показателях. Это позволяет установить степень различия деловых культур стран и регионов, предсказать области возможного возникновения проблем при взаимодействии бизнесменов или менеджеров этих стран.

 

Э. Холл различает, в свою очередь, следующие культуры:

 

1)))монохронные (культуры США и стран Северной Европы.). В каждый определённый отрезок времени люди заняты одним делом, они строго следуют планам и расписаниям, договорённостям, чтобы избежать потери времени. Для них важна пунктуальность. Это низкоконтекстуальные культуры: всякий раз, когда люди вступают в общение, им необходима подробная информация обо всём происходящем. Это Общества, где практически отсутствуют неформальные информационные сети. Эти культуры менее однородны, межличностные контакты в них строго разграничены, представители этих культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни.

 

Это культуры, в которых большинство информации содержится в словах, люди открыто выражают свои желания и намерения, е предполагая, что это можно понять из ситуации общения. При этом, наибольшее значение придаётся речи, а также обсуждению деталей.

 

2))) полихронные (страны Южной Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока). Люди делают одновременно несколько дел, а взаимоотношения между людьми для них важнее планов и графиков. Это высококонтекстуальные культуры (мало меняются со временем, поэтому при взаимодействии с окружающим миром – один и тот же стимул вызывает одну и ту же реакцию. Это культуры, в которых многое определено иерархией и статусом, внешним Сидом помещений, их расположением и размещением. В таких культурах используется много намёков, скрытых значений, фигуральных выражений и т.п.

 

Роль невербального общения в межкультурной коммуникации:

 

1. Один и тот же жест может иметь совершенно разный смысл в различных культурах.

 

2. Жест может ничего не означать и не иметь никакого смысла для человека, который видит его.

 

3. Жест имеет практически один и тот же смысл разных культурах, и его интерпретация редко вызывает проблемы при межкультурной коммуникации.

 

Время.

 

Если западная культура четко измеряет время и опоздание, например, рассматривается как провинность (вспомним "Точность - вежливость королей"), то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, если вы хотите, чтобы с вами имели дело достаточно серьезно, вам необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Мало того, вы не должны проявлять поспешность, так как может возникнуть культурный конфликт: "Арабы рассматривают питье кофе и разговоры как "делание чего-то", в то время как американцы смотрят на это как на пустую трату времени" [452, р. 9]. Соответственно арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Или зфиопы смотрят на то, что делается долго, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше.

 

Пространство.

 

Латиноамериканец и европеец в обычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Попробуйте теперь поставить их рядом. По мере того, как латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, у европейца может возникнуть ощущение вторжения в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ латиноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зрения европейца будет воспринято как проявление агрессии.

 

Американец, выходя во двор в Латинской Америке, чувствует себя замурованным, ведь у него на родине во дворах нет даже ограды.

 

Дж. Буш и М. Горбачев встречались в 1989 году не на чьей-либо территории, а на военных кораблях, находящихся вблизи Мальты, что вносило определенную раскрепощенность в отношениях, каждый находился вне привычной обстановки и вне зависимости от условностей той или иной стороны.

 

Соответственно различные культуры используют различную невербальную коммуникацию.Например, в рамках "черной" культуры Америки считается невоспитанным смотреть прямо в глаза учителю. Существуют также различные варианты проявления обиды: особенной походкой, особым движением глаз. В то же время человек иной культуры даже не заметит этого.

 

Различные взгляды у разных народов и на иерархические отношения.Китай и Япония их очень уважают, тогда как американцы стремятся продемонстрировать равенство. Кстати, американские инструкции даже требуют, чтобы американцы фотографировались с представителями Азии только сидя, чтобы не было видно их доминирования по росту.

 

Западные бизнесмены стараются вести свои переговоры в конфиденциальной атмосфере,с глазу на глаз. В арабской культуре в помещении присутствуют другие люди, и на вашу просьбу поговорить в иной обстановке араб лишь приблизит к вам свою голову [316]. Противоречия таких разных представлений легко может приводить к конфликту.

 

Имеется и различие во взглядах на ценности.Можно привести такой пример [452]. Вы плывете на корабле с женой, ребенком и матерью. Корабль начал тонуть. Вы в состоянии помочь только одному человеку. Кто это будет? В западной культуре 60% спасут ребенка, 40% — жену. И никто не спасет мать. В восточной культуре 100% спасут свою мать. Это потому, что считается: у тебя всегда будет возможность жениться еще раз, вновь иметь детей, но никогда у тебя не будет другой матери. Кстати, украинское обращение к матери на "вы" тоже, наверное, имеет особое происхождение.

 

Различные культуры имеют разные правила обмена информацией. Представитель восточной культуры, которая более закрыта, может принимать решение достаточно долго, как это делают, например, японцы или китайцы. У японцев, кстати, есть еще одна любопытная особенность, которая часто вводит многих бизнесменов в заблуждение, они принципиально не могут сказать категорически "нет". Тщательно придумывая всевозможные учтивые обороты, они постараются даже не возражать.

 

 

50. Теории постиндустриального / информационного общества (на выбор)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.032 с.)