Коммуникация и ее роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникация и ее роль в обществе.



Коммуникация и ее роль в обществе.

Понимание социальной коммуникации как предмета социокоммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования. К ним относятся: а) социальные структуры общества" в плане их коммуникативных характеристик, б) коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации, в) каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки.

Для социокоммуникации необходимо знать, какиее социально обусловленные признаки индивидов являются существенными и несущественными в различных условиях коммуникации. Вторая составляющая - коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность отличается от функции. Для того чтобы выделить коммуникативную систему из процесса коммуникации, необходимо знать основные характеристики системы как таковой. Основополагающими признаками любой системы являются: а) объектность - наличие объектов, сущностей, элементов, б) структура - сеть отношений или связей между элементами и в) целостность, обеспечивающая функционирование системы как единства.. Коммуникативная система не отличается от других. Более того, включая варьирующиеся и разнородные элементы (вербальные и невербальные средства коммуникации), не имея жесткой структуры, поскольку в коммуникации взаимодействуют различные по своей природе факторы - языковые и неязыковые, она является открытой системой, и, следовательно, ее целостность имеет относительный характер. Действительно, варианты взаимодействия ситуаций общения, целей коммуникации, коммуникативных средств и теоретически, и практически неисчислимы. Вместе с тем, именно целостность обеспечивает любому системному единству способность функционировать во времени и пространстве. Существует не одна, а несколько коммуникативных систем. Различие коммуникативных средств позволяет выдвинуть гипотезу об уровневой организации коммуникативных систем, обслуживающих общество. Третья составляющая социокоммуникации представляет собой способы коммуникации. Это самая сложная составляющая, так как включает в себя различные каналы передачи и восприятия информации, ориентированные на различные виды личностной и массовой коммуникации.

Основными видами вербальной коммуникации являются устная и письменная речь. Особую роль в массовой коммуникации играют средства массовой информации (СМИ), которые специализируются по разным каналам передачи и восприятия информации - визуальному (периодическая печать), аудитивному (радио) и аудитивно-визуалъному(телевидение).

Истоки и основные этапы развития теории коммуникации.

Истоки теории комм-ции:

· риторика (ораторское искусство)

· гомилетика (чтение проповедей)

· герменевтика (истолкование текстов)

· семиотика (свойства знаков и знаковых систем)

Подходы к изучению комм-ции:

· технократический

· лингвистический

· социальный (он нас и интересует):

- бихевиористский

- интеракционистский

- феноменологический

- этнометодологический

Истоками изучения социальной коммуникации послужили различные направления, научные школы, теории, которые можно объединить в три группы на основе ведущего аспекта коммуникации - языкового, социального и собственно коммуникативного. К первой группе относятся прежде всего социологические направления науки о языке.. Значение социологического направления состояло в том, что именно в его рамках началось изучение коммуникативной функции языка, неразрывно связанной с социальным аспектом общения, коммуникации и речевой деятельности. В рамках этого направления исследуется варьирование языковых средств в коммуникативных ситуациях. Целеустремленное исследование функционирования языка в различных сферах общения с учетом социальных факторов общения закономерно привело в середине 60-x годов к становлению специальной дисциплины -социолингвистики. Можно с полным основанием сказать, что социолингвистика послужила непосредственным истоком зарождающейся социокоммуникации. Вторую группу истоков социальной коммуникации составили два направления. Одно из них связано с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания, а следовательно, и оценочных категорий коммуникации. Это направление рассматривает формирование социального знания как часть социальной деятельности людей и их отношений. Основное внимание уделяется изучению самого процесса или механизма, при помощи которого воспроизводится "система реальности

В третьей группе истоков выделяются два направления, связанных с теорией коммуникации. Теория речевых (коммуникативных) актов о множественности функций языка и его взаимодействии с жизнью. Разработанная типология речевых актов дает возможность выявить социальные факторы, обусловливающие построение высказываний, в которых реализуется установка говорящего. Другое направление - "критический анализ дискурса", возникшее на теоретической основе так называемой критической лингвистики, где деятельности говорящих и пишущих в определенной социальной ситуации; отношения коммуникантов обычно отражают разные модели социальных отношений людей; коммуникативные средства на любом уровне функционирования социально обусловлены, и в этом смысле соотнесенность формы и содержания не произвольна, а всегда мотивирована

 

Структурные модели коммуникации: сущность, особенности, значение для понимания и исследования коммуникативного процесса.

Модель Аристотеля

Оратор - речь - слушатель

Модель Лассуэлла

Кто коммуникатор (анализ управления) - что говорит сообщение (анализ содержания) - по какому каналу средство (анализ средств и каналов) - кому. приемник (анализ аудитории) - с каким эффектом (анализ результатов)

+ с каким намерением? в какой ситуации? с какими ресурсами? используя какую стратегию? с каким результатом?

Модель Шеннона-Уивера

Информац. источник   Передатчик (кодирующ. устройство)   Канал   Приемник (декодирующ. устройство)   Получатель сообщения
  Сообщение   Сигнал   Приемник сигнала   сообщение  
        Источник шума (искажения)        

 

Модель Маркиза де Флера

Коммуникатор А           Коммуникатор В
Источник (знач.1)   Передатчик   Приемник   Получатель (знач.2)
        Шум        
Получатель (знач.2)   приемник   передатчик   Источник (знач.1)
               

 

наличие обратной связи!

Циркулярная модель Осгуда-Шрамма

  сообщение    
Кодирование Комм.А декодирование   Декодирование Комм.В Кодирование
  сообщение  

 

Семантические шумы (смысл.) - помехи, возникающие в процессе коммуникации и осложняющие его; значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

Двухканальная модель Морозова

Источник сигнала   Речевой сигнал   Приемник
Левый мозг   Лингвистич. инф.   Левый мозг
           
Правый мозг   Экстралингвистич. инф.   Правый мозг
           
Шум   Шум   шум

 

 

Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека.

Навыки, характеризующие особенности понимания человеком глубинного смысла, или интенциональности коммуникативных актов, определяются как коммуникативные.

С появлением метода мотивационно-целевого (интенционального) анализа процессов общения появился и новый вариант дифференциации (различения), аудитории – по проявленным навыкам понимания интенциональности коммуникатора, то есть смысла.

При этом речь не идет о согласии или несогласии с коммуникатором – только о понимании. Не идет речь и о “правильном” или “неправильном” восприятии: каждый человек вправе, вступая в коммуникацию, общаться или воспринимать тексты так, как ему угодно, как он привык, как его научили.

 

ATL и BTL

Маркетинговые коммуникации часто разделяют на ATL и BTL.

ATL – это аббревиатура от словосочетания «above-the-line», «над чертой». Бытует мнение, что термин ATL появился совершенно случайно, во время составления рекламного бюджета в одной из американских компаний (по некоторым версиям, это была компания Procter&Gamble). В проекте бюджета были перечислены затраты только на основные способы прямой рекламы с помощью таких средств массовой информации как: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и реклама в кинотеатрах. Однако впоследствии сотрудники вспомнили про бесплатную раздачу образцов продукции, предоставление системы скидок, спонсорство, проведение конкурсов и т.д., что и побудило их провести черту после первого списка затрат и уже под ней перечислять забытые средства стимулирования сбыта. Позже такое разделение рекламного бюджета завоевало популярность и стало использоваться практически во всём мире, в том числе и в России.
Таким образом, ATL - это мероприятия по размещению прямой рекламы, которые задействуют основные средства распространения рекламы:


• телевидение

• радио

• прессу

• наружную рекламу

• рекламу на транспорте

• рекламу в кинотеатрах

• рекламу в


• сети Интернет

Все остальные маркетинговые коммуникации относят к BTL.
Аббревиатура BTL, соответственно, происходит от словосочетания «below-the-line» и переводится как «под чертой».
Итак, BTL – это мероприятия по продвижению, которые не включают в себя размещение прямой рекламы. К BTL-средствам относят:


• Промо-акции

• PR

• личные продажи

• выставки

• спонсорство


 

ATL + BTL = МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ.

 

Коммуникация и ее роль в обществе.

Понимание социальной коммуникации как предмета социокоммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования. К ним относятся: а) социальные структуры общества" в плане их коммуникативных характеристик, б) коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации, в) каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки.

Для социокоммуникации необходимо знать, какиее социально обусловленные признаки индивидов являются существенными и несущественными в различных условиях коммуникации. Вторая составляющая - коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность отличается от функции. Для того чтобы выделить коммуникативную систему из процесса коммуникации, необходимо знать основные характеристики системы как таковой. Основополагающими признаками любой системы являются: а) объектность - наличие объектов, сущностей, элементов, б) структура - сеть отношений или связей между элементами и в) целостность, обеспечивающая функционирование системы как единства.. Коммуникативная система не отличается от других. Более того, включая варьирующиеся и разнородные элементы (вербальные и невербальные средства коммуникации), не имея жесткой структуры, поскольку в коммуникации взаимодействуют различные по своей природе факторы - языковые и неязыковые, она является открытой системой, и, следовательно, ее целостность имеет относительный характер. Действительно, варианты взаимодействия ситуаций общения, целей коммуникации, коммуникативных средств и теоретически, и практически неисчислимы. Вместе с тем, именно целостность обеспечивает любому системному единству способность функционировать во времени и пространстве. Существует не одна, а несколько коммуникативных систем. Различие коммуникативных средств позволяет выдвинуть гипотезу об уровневой организации коммуникативных систем, обслуживающих общество. Третья составляющая социокоммуникации представляет собой способы коммуникации. Это самая сложная составляющая, так как включает в себя различные каналы передачи и восприятия информации, ориентированные на различные виды личностной и массовой коммуникации.

Основными видами вербальной коммуникации являются устная и письменная речь. Особую роль в массовой коммуникации играют средства массовой информации (СМИ), которые специализируются по разным каналам передачи и восприятия информации - визуальному (периодическая печать), аудитивному (радио) и аудитивно-визуалъному(телевидение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.064 с.)