Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воображение и учет его индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фантазия (воображение) — величайший дар природы человечеству. Без нее человек не стал бы человеком, творцом — созидателем нового мира и новой жизненной сферы на Земле— Ноосферы. Если бы завтра Земли нашей путь Осветить наше Солнце забыло, Завтра целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь — писал великий Беранже. Но могучее оружие воображения в слабых, неумелых и неуверенных руках нередко становится орудием величайшего бедствия и самоуничтожения. Достаточно сказать про экологическую проблему, которую люди сами же создали. А люди, не нашедшие применения своим творческим силам и уходящие от безрадостной жизни в алкоголь! Вспомним про хиппи, многие из которых стали сознательно применять наркотики, чтобы уйти из кажущегося им серым и бездушным мира в красочный, эмоциональный, «творческий» мир галлюцинаций. А отсюда сегодня слышимый во всех точках мира призыв к молодежи войти в состояние кайфа, ни о чем не думать. И находится тому много последователей, в том числе среди молодежи в нашей стране. О том, что дело здесь не только в болезненном пристрастии человека к вину или наркотикам, а в неудовлетворенном, невыраженном творческом потенциале, неизрасходованная энергия которого мучит человека, говорит следующий факт. Многие люди, знающие тяжелые последствия этих пороков и могущие на начальном этапе избавиться от них, не хотят это делать, т. к. тогда жить будет неинтересно, скучно, до боли тоскливо. Мы уже не говорим про подростков и юношей, убивающих незнакомых людей «просто так», чтобы испытать себя и убедиться в своем отличии от окружающих «серых посредственностей». Распространение болезненных форм воображения свидетельствует о нашем социальном неблагополучии, о трудности нахождения молодежью и взрослыми своего места в жизни, выражения и применения своей творческой энергии. Учитель не может решить сам всех этих проблем. Но на своем месте в его силах помочь «трудным» школьникам сделать созидательным свое воображение и найти место для его применения. Проблеме воображения в советской психологии не повезло. Исследована она крайне мало. Но что же все-таки известно? Ответим кратко на этот вопрос. Воображение — это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов на основе материала прошлых восприятий и представлений памяти. Различают непроизвольное (сны, грезы) и произвольное воображение. Последнее понятие делится на творческое и воссоздающее воображение, а также мечту.
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности. У детей творческое воображение начинает развиваться достаточно рано. Причем в дошкольном и младшем школьном возрастах фантазия проявляется очень сильно. 95Этот период является сензитивным для развития воображения. Многие дети увлекаются рисунком и живописью, лепкой, аппликацией, словотворчеством, сочинением сказок и страшных историй и т. д. И уже в этот период возникают трудности в отношениях с воспитателями. Маленькие школьники, стремясь удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве, при ответах в классе невольно искажают учебный материал, добавляют к нему всяческую быль и небыль. Неопытные учителя считают таких детей лгунами. Но это не ложь, а фантазия. И укорять ребенка, а тем более наказывать его за это не надо. Просто ученику надо разъяснить, где следует ему применять свое воображение, а где стремиться к точному воспроизведению. А также желательно включать таких детей в деятельность, развивающую его творческую фантазию. Продукты творческого воображения детей очень ярки и своеобразны. Гений человека буквально взрывается в каждом ребенке этого возраста букетом пышной фантазии. Недаром чудо-дети (вундеркинды) —это дети данных возрастных периодов. Это связано с большой яркостью, свежестью и остротой восприятия у них, с полнотой представлений памяти, из которых создаются образы фантазии. К тому же еще недостаточно развитое в этих возрастах словесно-логическое мышление не очень тормозит и сдерживает игру воображения, не сушит продукты его деятельности. В эти годы у ребенка начинается активное открытие своего «Я», обращение внимания на собственный внутренний мир. Переполненный впечатлениями ребенок стремится понять окружающий мир и себя, найти средства самовыражения. Таким средством самовыражения и является для них творческое воображение. Взрослые люди поняли это, когда их искусство стало делать упор на выражении духовной сущности человека, его внутреннего мира. Началось это с импрессионистов и неоимпрессионистов, и особенно выразилось в искусстве авангарда XX века (Кандинский, Малевич, Филонов, Шагал, Дали и другие). Именно в это время человечество открыло для себя непревзойденную духовную ценность продуктов детского творчества. И сегодня устраиваются континентальные и мировые выставки рисунков детей, привлекающие всеобщее внимание. В то же время в советских образовательных учреждениях детей с малолетства учат реалистическому рисунку. Автор не отрицает ценности реализма для углубленного наблюдения и изучения детьми внешнего мира. Однако представляется, что делать это надо так, чтобы внешние впечатления не подавляли внутреннее развитие ребенка, его активности и индивидуальности. В противном случае мы имеем то, что имеем: гасим у ребенка интерес к творчеству или направляем его за стены школы и семьи. Это опять дорога в царство трудностей, т. к. неконтролируемая фантазия ребенка часто проявляется в весьма неприятных для взрослых выдумках. Поэтому творческие интересы желательно формировать на материале всей человеческой культуры, а не ее отдельных ответвлений.
Яркость и оригинальность создаваемых детьми образов воображения может обернуться для них нежелательной стороной. Созданные детьми в своем сознании образы воображения в связи с большой их экспрессивностью, а также повышенной детской впечатлительностью могут вызвать испуг и беспокойство у дошкольников и младших школьников. Детские страхи нередко закрепляются, сильно невротизируя детей. Важно яркость этих образов приглушить и указать способы защитных действий с ними. Поэтому рекомендуем воспитателям попросить ребенка нарисовать пугающий его образ фантазии, убедить, что в нем ничего нет страшного, а потом предложить разорвать рисунок на мелкие кусочки. Подробнее о детских страхах будет сказано ниже, когда речь пойдет об эмоционально-волевой сфере ребенка. В плане настоящего учебного пособия важно отметить, что рисунки детей позволяют выявить их серьезные внутренние трудности. Так, интересные опыты с четвероклассниками провела студентка Московского педагогического университета Т. Игнатьева. Она попросила детей нарисовать то, чего нет на свете (методика Н. И. Стреляновой). Большинство рисунков были красочными, яркими, с солнышком, травкой, летающими птицами, улыбающимися и парящими в воздухе зверями. Контрастно выделяется рисунок с изображением драконов и каких-то невиданных зверей с длинными когтями, клыками, с которых капала кровь. Эти драконы разрывали людей и зверей. Выяснилось, что автором является девочка из неполной семьи. Она сильно переживает по поводу ухода отца. Мать встречается с различными мужчинами, к которым девочка не успевает привыкнуть. В семье часто пьют и не пускают ребенка в школу. Она стала злобной и замкнутой. Сходные рисунки были выполнены другими четвероклассниками из неблагополучных семей. Они, как в зеркале, отражали внутренний мир ребенка, служили средством самовыражения. В литературе описана сходная методика: тест «несуществующее животное» (СНОСКА: Лучшие психологические тесты. Петрозаводск: Петроком, 1992. С. 62-67). Он используется для регистрации состояния психики испытуемого. Обзор методик, позволяющих исследовать мир ребенка по его рисункам описаны (СНОСКА: Шванцара И. и коллектив авторов. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. С. 202—218. 98). В нашей стране изобразительную деятельность взрослых и детей изучали Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. Н. Киреенко, В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, В. С. Мухина. Широкую известность получила в последние годы система обучения детей изобразительной деятельности художника Неменского.
В подростковом и старшем школьном возрастах развитие творческого воображения связано со стремлением к взрослости (средние классы) и жизненному самоопределению (ранняя юность), нацеленности на выбор будущей профессии и выраженному хобби. Думается, что именно эти особенности надо прежде всего иметь в виду, чтобы вовлечь «трудных» школьников в творческую деятельность. Иначе мы рискуем придти к тем нежелательным формам развития воображения у подростков и юношей, о которых упоминалось в начале этого параграфа. Развитие творческого воображения нуждается в специально организованной творческой деятельности. Эту задачу в настоящее время лучше всего выполняют дома творчества школьников, имеющие подготовленные кадры педагогов и материальную базу для студийных и кружковых занятий. К тому же многие учащиеся стремятся ограничить время своего пребывания в школе с ее достаточно жестким режимом, проводить свободное время за ее пределами. При развитии творческого воображения рекомендуем не только выявить доминирующие интересы и способности конкретных детей, их умения и навыки, но и познакомить их с приемами создания творческих образов (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация и схематизация). Вторым видом произвольного воображения является воссоздающее воображение. Оно сводится к построению (в сознании человека) образа объекта в соответствии с его описанием, чертежом, схемой, замещающим символом. Воссоздающее воображение требуется при изучении большинства учебных предметов в школе, причем значение его возрастает в средних и старших классах. Без развитого воссоздающего воображения очень трудно научиться решать геометрические и тригонометрические задачи, постигать эстетическую ценность художественной литературы, мысленно путешествовать по всей Земле и Космосу в их прошлом, настоящем и будущем (история, география, астрономия). Для развития воссоздающего воображения у школьника желательно способствовать накоплению им как можно большего количества наглядных образов, глубокому их осмыслению, правильному пониманию опор фантазии (описаний, чертежей и прочего), умению развертывать эти опоры в верный образ.
Третий вид произвольного воображения — мечта. Она выражается в создании образов желаемого будущего. Мечта бывает полезная и вредная. Полезной назовем мечту, которая мобилизует деятельность школьника на достижение важной и далекой цели. «Паши, мечта, мой верный вол» — писал о такой мечте В. Брюсов. Вредная мечта часто расслабляет, де-зогранизует, уводит в мир иллюзий, заменяет собой реальную действительность. Так, восьмиклассник Аркадий С. стал плохо заниматься по всем предметам. Классная руководительница решила выяснить, в чем причина такой перемены отношения к учебе. Она стала больше наблюдать за ним во время проводимых ею уроков литературы. Аркадий часто сидел за партой с отсутствующим, безучастным видом. Видно было, что мысли его были далеко от школы. Осторожными расспросами на перемене выяснилось, что он мечтал о подвиге: вот в класс ворвется вооруженный бандит, все испугаются, а Аркадий незаметно подберется к нему, собьет с ног, обезоружит. Потом президент страны наградит его медалью «За личное мужество». А все окружающие будут удивительно и восхищенно говорить: «Смотрите, Аркадий незаметный парень был, учился плохо, никто его не замечал, а из него какой герой вышел! Кто бы мог подумать?! Не разглядели!» Конечно, школьников не надо осуждать или смеяться над ними из-за их стремления к героизму. Но желательно использовать это стремление, чтобы направить подростков на полезную реальную деятельность. Еще вредней бывает мечта во что бы то ни стало возвыситься и прославиться, стать над людьми или жить, не трудясь, весело и сладко. В этом случае необходимо серьезное нравственное перевоспитание школьника, направление его фантазии на путь полезной мечты. Для углубления знаний по проблеме воображения и его развития у детей рекомендуем литературу (СНОСКА:. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968; Брушлинский А. В. Воображение и творчество // В сб.: Научное творчество Под редакцией С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского / М.: Наука, 1969. С. 341—356; Воображение и восприятие // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, № 194. Под редакцией Е. И. Игнатьева / М.: МГПИ, 1963; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Собр. соч., Т. 2 / М.: Педагогика, 1982. С. 436—454; Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974; Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: ЛГУ, I960; Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К- Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965; Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецние-реба, 1972; Никифорова О. И. Исследования по психологии творчества. М.: МГУ, 1972; Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961; Самарин Ю. А. Восписание воображения школьника. Л., 1947; Страхов И. В. Психология творчества. Саратов, 1968; Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч., Т. 8 М.-Л.: АПН СССР, 1950. С. 429—442; Чуковский К. И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1968;
Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание. 1971. Степанов В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых // Вопросы психологии, 1992, № 1—2. С. 42—52. 100) Сделаем заключение по поводу изложенного в последних параграфах материала, посвященного психическим познавательным процессам (ощущению, восприятию памяти, мышлению, воображению) и их индивидуальным особенностям. Индивидуальный подход к «трудным» и неуспевающим учащимся предполагает углубленное изучение их познавательной сферы и выяснение, какой именно процесс (или несколько процессов) тормозит умственное развитие школьников и мешает им успешно учиться. Однако для этого недостаточно выделить конкретный познавательный процесс, а определить вид или индивидуальную особенность этого процесса, тормозящую общее его развитие. При корректировании развития определенного познавательного процесса существенно облегчит дело знание индивидуальной предрасположенности конкретного ученика к определенному виду этого процесса. Опора на опережающее развитие индивидуально предпочимаемого вида познавательного процесса позволит быстрее и значительно эффективнее развить и другие виды этого процесса. Однако неразвитость одного познавательного процесса тормозит формирование других. Поэтому желательно не забывать и о их развитии. Такое заключение может поставить в затруднение школьного учителя: надо изучать общий уровень и индивидуальные особенности всех процессов, причем каждого по отдельности. А этих видов много. Это огромный объем работы! Как тут быть? Мы хотим помочь педагогу. В нашей работе77, о результатах которой сообщалось в параграфе 11 этой главы, говорилось о детализирующем и угадывающем восприятии. Обращаем внимание, что при индивидуальном предпочтении учащимися способа детализирующего восприятия отмечается относительно большее развитие сенсорики, словесно-логической памяти и словесно-логического мышления. Выраженное тяготение школьника к преимущественному использованию угадывающего восприятия положительно коррелирует с развитием образной памяти, наглядно-образного мышления и воображения. Таким образом, индивидуальное предпочтение и преимущественное развитие одного вида конкретного познавательного процесса влияет и само испытывает обратное влияние сходных видов других познавательных процессов. Это наблюдение может существенно облегчить работу учителя с конкретным учеником: действуя на один вид, например, мышления, получаем воздействие на сводные виды восприятия, памяти и т. д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.013 с.) |