Глава IV. Учет особенностей темперамента и характера трудных учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Учет особенностей темперамента и характера трудных учащихся



§1

В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент. Что же это такое? В отечественной психологии под темпераментом обычно понимается та сторона личности, которая выражается в эмоциональной возбудимости и динамике (быстроте, силе, темпе) проступков человека. Теорий темперамента достаточно много. Напомним наиболее известные из них. Еще в античной науке сформировалась теория 4-х типов темперамента, основанная на учении замечательного греческого врача Гиппократа. Последний считал, что состояние организма определяется количественным соотношением между основными жидкостями тела: кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой). Смешение этих жидкостей называлось по-гречески «красис» (смесь, сочетание), чему в латинском языке соответствовало слово «temperamentum» (надлежащее смешение частей). От последнего и ведет свое происхождение известный нам термин, «темперамент». Последователи Гиппократа стали постепенно считать, что и психические особенности определяются соотношением в организме указанных жидкостей. Поэтому в зависимости от предлагаемого преобладания в организме какой-либо из этих жидкостей одних людей стали называть сангвиниками (от латинского «sanguis» — кровь), и других — холериками (от греческого слова «холэ» — желчь), третьих — меланхоликами (от греческого слова «ме-лайна холэ»—черная желчь), четвертых — флегматиками (от греческого слова «флегма»—слизь). Указанное объяснение природы темперамента не выдержало испытания временем, хотя приведенные названия темпераментов сохранились и поныне. Были и другие достаточно неожиданные истолкования основ темперамента. Например, алхимики объясняли различия в темпераменте преобладанием в организме серы, ртути или соли. От древности идут попытки установить закономерную связь между внешними, телесными особенностями человека и его внутренними, душевными качествами. Так, великийдревнегреческий мыслитель Аристотель утверждал: «У кого хорошие и большие ноги — те сильны душой... У кого на ногах кривы пальцы — бесстыжи; также — у кого кривые ногти...» Уже в нашем столетии широкое распространение получили теории, ошибочно утверждавшие прямую и непосредственную связь темперамента и характера с типами строения тела (Кречмер, Шелдон).

Академик И. П. Павлов в своей теории о типологических свойствах нервной системы дал подлинное научное толкование природы темперамента. На основе различных сочетаний этих свойств (силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения) он выделил типы нервной системы. Каждый из типов он соотнес с определенным темпераментом. В настоящее время российские ученые развивают учение И. П. Павлова. Возникают и новые теории темперамента.

Тип нервной системы является прирожденным. Означает ли это, что свойства темперамента фатально обусловлены природой? Нет, не означает. Человек любого темперамента может сформировать у себя необходимые общественно ценные качества. При наличии одних и тех же свойств темперамента могут образовываться различные характеры. Как достичь нужных изменений? В процессе активной деятельности, особенно в труде, при выработке у себя таких качеств, как активность и инициативность, критичность, умение владеть своими чувствами и т. д. В этом пункте проблемы воспитания темперамента смыкаются с проблемами формирования характера.

Характер... В «Психологическом словаре» дается следующее определение: «Характер (от греческого charakter — черта, признак, примета, особенность) — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах» (СНОСКА: Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983). Все понятно? Да, определение ясное. Но выяснить характер человека на практике нередко бывает трудно. Например, один и тот же человек на работе ведет себя спокойно и выдержанно, в семье — раздраженно, на футбольном матче — неистово. Известный советский психолог Н. Д. Левитов отмечает: «...надо с самого начала установить тот принцип, что характер является одновременно и устойчивым, и изменяющимся, что в отдельных чертах он иногда обрисовывается в детстве, а во многом может не сформироваться и в зрелые годы, что он очень изменчив и в то же время всегда перед нами изменчивость характера определенного человека» (СНОСКА: Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 136)

В. Гюго в свое время заметил, что у каждого человека 3 характера: тот, который ему приписывают окружающие; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности. Выходит, что люди нередко не только ошибаются в определении характера других, но и не знают достаточно собственный. С этим высказыванием приходится в принципе согласиться. Между тем, для профессионального руководства процессом воспитания детей очень важно правильно распознавать характер школьника. Поэтому каждому учителю необходимо иметь представление об основных научных методах изучения характера. Ниже мы дадим их краткую характеристику.

Можно спросить, почему в данной разработке мы собираемся сообщить о методах исследования различных сторон характера, а не сосредоточимся только на способах изучения его заостренных черт. Мы делаем это преднамеренно: ведь черты характера взаимосвязаны. Неправильное понимание одних черт ведет к неверному истолкованию других, а для исправления недостатков характера всегда приходится опираться на положительные его свойства. Вот почему изучение заостренных особенностей следует дополнять возможно полным выяснением других стержневых черт характера.

Методов изучения характера несколько: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, беседа и другие. При употреблении метода наблюдения о характере судят по его внешним проявлениям. Каковы наиболее важные из них? И. Гете, отвечая на вопрос: «Как можно познать самого себя?», сказал: «Только путем действия, но никогда созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Замеченное полностью относится и к характеру: он проявляется прежде всего в деятельности. Чем она сложнее и продолжительнее, тем полнее раскрывается характер выполняющего ее человека. Для проявления характера человека много значит и наблюдения за ним в различных жизненных ситуациях. Знаем мы также, что характер выражается в речи. Это отмечено еще в высказывании Сократа: «Заговори, чтобы я тебя видел». А проявляется ли характер человека в его внешности? Многие, наверное, сразу ответят утвердительно, и будут правы. Ведь для того, например, чтобы составить мнение о человеке, скажем, при приеме его на работу, с ним беседуют лично, а не ограниваются разговором по телефону. Многое при этом значит внешнее впечатление, которое он производит. Следовательно, по внешности мы судим о характере человека. Но суждение это порой бывает правильным, а порой ошибочным, к тому же, как правило, оно делается интуитивно. А нельзя ли однозначно связать особенности внешности человека с его психологическими особенностями? Решить этот вопрос в указанном направлении пытались представители так называемой физиогномики, особенно популярной в конце XVIII -вначале XIX веков. Ее представители утверждали, что умственная жизнь человека отражается в очертаниях черепа и лба, эмоциональная и моральная — в особенностях строения лицевых мускулов, чувственные качества—в складке рта и линии подбородка. Жизнь опровергла эти утверждения. Она показала, что нельзя делать достаточно широкие и однозначные утверждения о характере, основываясь при этом на одних только физиономических особенностях. Однако, если наблюдение за внешностью сочетать с другими проявлениями характера, особенно в деятельности, то это может дать ценные сведения о внутреннем мире человека.

Для изучения характера применяют также методы, использующие самонаблюдение и самоанализ. Примером может служить так называемая шкала самооценки уровня тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность). Этот тест создан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован в СССР Ю. Л. Ханиным.

Шкала самооценки

Фамилия................................................................... Дата..............................

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

    Почти Иногда Часто никогда Всегда
1 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
2 Я обычно быстро устаю 1 2 3 4
3 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
4 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
5 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение 1 2 3 4
6 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
7 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
8 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
9 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
10 Я вполне счастлив 1 2 3 4
11 Я принимаю все слишком близко 1 2 3 4
12 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
14 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
15 У меня бывает хандра 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
18 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 12 3 4 1 2 3 4
19 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
20 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Далее по формуле определяется уровень личностной тревожности: JIT=2j— S2 + 35, где 2Ji — сумма зачеркнутых цифр справа по пунктам шкалы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; £2 — сумма остальных цифр по пунктам 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. Полученные результаты можно оценивать следующим образом: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Как высокий, так и низкий уровень тревожности нежелательны.

Описываемые методы имеют свои достоинства: они позволяют быстро провести психологические исследования определенных черт характера, количественно выразить результаты и т. д. Получить данные самонаблюдения важно, но делать окончательные выводы о чертах характера на основании только их, как считают некоторые специалисты, рискованно. Ведь далеко не все люди хорошо знают себя, не всегда эти знания правильные, не всегда есть желание откровенно о себе говорить. По аналогии можно задать вопрос: «Что вы скажете о враче-терапевте, который ставит диагноз на основе только жалоб больного, хотя обойтись без них подчас бывает невозможно?».

Существуют разнообразные экспериментальные методы изучения характера. Наиболее распространены методы определения характера на основе оценки испытуемым мотивов деятельности и поступков других людей, раскрытия характера через его проявления в восприятии, памяти, мышлении и в иных психических функциях, а также методы выявления волевых черт характера и др. Примером первого направления в экспериментальном изучении характера может служить метод незаконченного предложения: к такому предложению надо

139подобрать одно из предлагаемых окончаний. Так, дается предложение: «Если кто-нибудь взял без разрешения у меня завтрак...». Надо его закончить, выбрав одно из следующих предложений: а) я бы взял без разрешения его завтрак; 2) сказал бы об этом учителю; в) стал бы плакать; г), ничего не стал бы делать. На основе сделанного выбора судят о взглядах испытуемого. В целом подобные методики могут использоваться как сугубо дополнительные. Проекционные методы типичны для второго направления. При применении проекционных методов, пишет Н. Д. Левитов, обычно «речь идет о проекции, т. е. обнаружении в чем-то вне личности ее динамики: склонностей, стремлений, черт темперамента и характера, причем этот процесс происходит так, что человек его не осознает» (СНОСКА: Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969). К этим методам относится метод чернильных пятен Роршаха, тест Мэррей на тематическую апперцепцию (ТАТ) и др.

Несмотря на большое количество экспериментальных методик, не всегда бывает легко выбрать из них практически достаточно эффективные и теоретически плубоко осмысленные. В целом метод эксперимента еще нуждается в значительном усовершенствовании.

Наиболее перспективными являются разрабатываемые учеными методики, позволяющие исследовать характер в естественных условиях (игре, учебе, труде).

При определении характера и заостренности его отдельных черт не обойтись без метода беседы. Однако надо помнить, что свободное собеседование полно неожиданностей, непредвиденных поворотов мысли и может увести далеко от намеченной цели. Поэтому беседой надо управлять. Для этого надо заранее определить, что требуется выяснить в беседе. Затем следует продумать, как вести беседу, учитывая психологические особенности собеседника. Так, в беседе о характере ребенка родители могут допускать резкие суждения негативного плана, но не любят, когда подобные высказывания делают окружающие. Поэтому беседы с родителями, особенно первые, желательно вести осторожно, тактично, указывая не только на недостатки, но и на достоинства ребенка. Очень важно обеспечить правдивость высказываний собеседника. Чтобы ее проверить, отдельные наиболее важные вопросы повторяют в ходе собеседования, но в иной словесной формулировке. Что бывает причиной неискренности в беседе? Причин несколько, например, нежелание показать себя с непривлекательной стороны. Если это обнаружится, вопрос следует повторить, но в такой форме, которая снимала бы предполагаемые опасения собеседника. Наличие этого умения — залог многих успехов в беседе. Причинами неискренности могут также быть недоверие к собеседнику, его кажущаяся «несимпатичность», нежелание раскрывать интимные стороны своей жизни, опасение неблагоприятных выводов из беседы и т. д. Обнаружение действия одной из этих причин всегда требует соответствующей перестройки поведения лица, ведущего беседу. При проведении беседы не рекомендуется назойливо фиксировать внимание собеседника на каком-либо интересующем вас вопросе и во что бы то ни стало добиваться на него ответа. Подчас нарочитое «пренебрежение» к этому вопросу и демонстративное переключение внимания на что-то другое скорее заставят собеседника высказаться, чем атака в лоб.

Для изучения свойств характера прибегают к использованию также метода изучения продуктов деятельности интересующего нас человека, к методу свободного сочинения на такие, например, темы: «Мои жизненные интересы», «Что мне помогает и что мешает в работе над собой». В этих же целях используют и комбинированные методы. Таковы широко используемые в психологии биографический метод, основанный на наблюдении, беседе, сочинении и анализе продуктов деятельности, метод обобщенных независимых характеристик и другие.

Познакомившись со всем изложенным выше, некоторые читатели могут сказать: «Что-то многовато методов! А нельзя ли рекомендовать один универсальный метод, который позволял бы узнавать свойства характера быстро и правильно?» Обычно применяют несколько дополняющих друг друга методов: ведь характер человека сложен и многогранен, а каждый метод имеет не только достоинства, но и недостатки. Это не значит, что надо пользоваться полным набором имеющихся методов. Выбор их определяется конкретными задачами изучения характера. Для выяснения заостренных черт характера в качестве основных методов используют наблюдение и беседу, а также методики, основанные на самонаблюдении и самооценке.

Немного о формировании характера. Это поможет нам понять, как и в каком направлении можно воздействовать на людей с заостренными чертами личности. Что же влияет решающим образом на становление и изменение характера? Некоторые родители считают, что главным является фактор наследственности. «Ведь бывает, — рассуждают они,— что у совсем еще маленького ребенка проявляются черты сходства в поведении с родителями, даже окружающие говорят: «вылитый отец (или мать)!» На это можно возразить: «Имеется много детей, по характеру совсем не похожих на своих близких». Как же считает наука? Ученые полагают, что решающее влияние на формирование характера имеют внешние факторы. К ним относится прежде всего воздействие общественных отношений. Это подтверждается, в частности, исследованиями однояйцевых близнецов, обладающих, как известно, совершенно одинаковыми наследственными свойствами. Ученые изучали близнецов, живших порознь в различных по своему социальному положению семьях. Эти близнецы были весьма сходны по свойствам темперамента. По свойствам же характера они отличались, причем с возрастом эти различия увеличивались.

В любом обществе существуют слабохарактерные личности, а порой и люди с антиобщественной направленностью. Вот почему для формирования характера требуется и специальное целенаправленное воздействие, т. е. воспитание. Оно имеет решающее значение для приобретения нужных черт характера.

О чем нужно помнить при воспитании характера? О большом влиянии на характер мировоззрения, сознательного усвоения требований морали и общественных норм поведения. Недаром значительные изменения в характере часто происходят в юношеском возрасте, когда становление сознательных взглядов на мир происходит наиболее активно. Изменяются черты характера под влиянием убеждений и в более поздние годы.

Для закалки характера совершенно необходима деятельность, в которой человек научился бы претворять свои мысли и чувства в поступки, накапливать практический опыт поведения, закреплять индивидуально-своеобразные действия. Зависимость характера от поступков человека хорошо выражена в древнеиндийской пословице: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер...».

Коллектив — сила, способная круто изменить характер. Так, известен случай, когда резкий, вспыльчивый, неуживчивый человек при переходе на другую работу стал спокойным, выдержанным, доброжелательным. Такие примеры не единичны. Но почему один коллектив способен оказать эффективное воздействие, а другой нет? Причины различны. Одна из них связана со слабостью коллектива, которому может недоставать целеустремленности, сплоченности и некоторых других необходимых качеств. Следовательно, плодотворные влияния может оказывать не любой коллектив, а достаточно хорошо организованный. Вторая причина — ошибка в индивидуальном подходе к члену коллектива, на которого оказывается воздействие: отсутствие согласованности в действиях, неучет особенностей личности и пр.

Многое в воспитании характера значит пример окружающих, очень важно найти свой индивидуальный подход к каждому воспитуемому. Внешние обстоятельства, социальная среда и воспитание в конечном счете определяют формирование характера. Но действуют они на человека, преломляясь через особенности его внутреннего мира (накопленный и осмысленный жизненный опыт, сложившиеся свойства личности и т. д.). Поэтому эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека. Например, на одном предприятии пытались перевоспитать упрямца: и говорили ему с осуждением об его упрямстве, и разрешали, где возможно, действовать по-своему, чтобы на опыте убедился в своей неправоте и т. д. Ничего не помогало, так как сам человек считал свое упрямство не отрицательной чертой, а проявлением принципиальности и самостоятельности. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда этого человека удалось переубедить в его взглядах.

Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые человеком психические состояния (например, состояние радости и душевного подъема или, наоборот, тоски и упадка). Повторяясь, они нередко закрепляются, становятся чертами характера. Поэтому для выработки нужной черты характера школьника надо ставить его в такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом закрепил бы его как постоянное свойство личности. Например, ленивого ученика можно сделать прилежным, если часто ставить его в ситуации, когда бы он достигал успехов в деятельности, испытывал от этого чувство радостного удовлетворения и поэтому.изменил бы свое отношение к труду. Заметим, что человек сам может подчас вызывать у себя желаемое психическое состояние и тем самым влиять на формирование своего характера. Так, применяя популярный теперь метод аутогенной тренировки, возможно рядом специальных упражнений приобрести способность к произвольному расслаблению мышц и достижению такого состояния, в котором посредством самовнушения вызывать у себя радостное настроение, бодрость, хорошую работоспособность. Регулярное применение этого метода значительно влияет на изменение личности в лучшую сторону.

Теперь о влиянии природных начал на формирование характера... Наши психологи отвергают биологизаторские утверждения о фатальной обусловленности черт характера наследственными факторами. В то же время они признают наличие у человека природных предпосылок психического развития — анатомо-физиологических задатков (особенностей строения мозга, органов чувств, двигательного аппарата, а также целый ряд функциональных свойств нервной системы человека). Однако задатки — это всего лишь возможность развития. Они многозначны и прямо не определяют появление у человека готовых черт характера.

§2

Наиболее важно для плодотворной работы по перевоспитанию трудных школьников определить отклонения в их поведении, связанные прежде всего с деформацией стержневых психологических качеств личности, в первую очередь с основными чертами характера. Мы имеем в виду 2 категории трудных детей: учащихся с давно науке известными, привычными и кажущимися воспитателям «естественными», «нормальными», «небольшими» отклонениями в нравственном развитии (ленивых, пассивных, недисциплинированных, лживых и т. д.) и детей с акцентуацией характера и темперамента (педантичных, демонстративных, возбудимых личностей и пр.). Исследования последних десятилетий позволили наметить возможные пути индивидуального подхода к детям с подобного рода трудностями в характере с целью устранения конфликтов с ними и дальнейшего полного перевоспитания. Мы укажем главные из этих путей, основываясь прежде всего на работах В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, К. Леонгарда, А. Е. Личко.

Начнем с анализа поведения школьников с привычными недостатками характера. Каковы основные причины их возникновения? Н. Д. Левитов так отвечает на этот вопрос: «Это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров; отсутствие в семье единой твердой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность у детей, неуверенность, двоедушие, безответственность; избалованность ребенка в семье, недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность» (СНОСКА: Н. Д. Левитов. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. С. 10.).

На возникновение недостатков характера влияет также неучет воспитателями возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с воспитателями, скрытую или явную войну с ними.

Сказывается на закреплении отрицательных черт характера отношение к ним воспитателей и самих учащихся. Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психологические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, т. е. известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют учителям и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я — нервный!».

Плохо и когда родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. Тогда надо, немедленно обращаться к врачу.

Нередко бывает, что сами учащиеся неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость — за правдолюбие и мужество, невежливость — за прямоту, высокомерие — за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, считают, что лень помогает сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость — добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

Недостатки характера — это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому воспитатели, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, должны убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной преходящими обстоятельствами. Для этого поведение воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней внимание школьника. Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. Поэтому, переходя к конкретному анализу отдельных отрицательных черт характера школьника, мы остановимся лишь на наиболее важных, требующих, по нашему мнению, первоочередного применения воспитательных мер для искоренения. В категории привычных недостатков характера мы (вслед за Н.Д. Левитовым) выделим 2 вида недостатков характера учащихся: проявляющихся в работе ученика и в отношении его к себе и другим людям. Начнем с разбора недостатков первого вида (лености, пассивности, неорганизованности и неаккуратности, отсутствии настойчивости).

Ленивые дети

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных демократических стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас. Дело в том, что теперь в этих странах многие люди все больше начинают уделять внимания досугу в ущерб производству. Поэтому проблема усиления мотивации к трудовой деятельности является очень злободневной для США, Англии, Германии, Японии и других стран. Там ведутся обширные исследования этой проблемы. Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность — мать всех пороков.

Что является причиной появления лени у детей и подростков? Их несколько. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей. Сначала скажем о среде. Писатель В. Шаламов отметил, что система ГУЛАГа формировала у миллионов пострадавших людей убеждение, что труд для человека не полезен, а губителен. А поэтому надо учиться работать халтурно, избегать напряженных видов трудовой деятельности. Эти взгляды через родственников и близких людей получали распространение и в относительно свободной части советского общества. Среди других наших граждан, работавших в условиях низкооплачиваемого и уравнительного труда, к этому добавлялась малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своей профессиональной деятельности. Подобные взгляды еще остаются у многих взрослых людей в нашей стране. Они, безусловно, отрицательно влияют на детей и подростков. Основной путь устранения этих отрицательных факторов—установление прогрессивных современных форм общественно-экономических отношений и создание правового демократического государства.

Теперь об отрицательном влиянии родителей. Среди них имеется и сегодня много людей, которые, в силу указанных выше причин, считают свой труд тяжелым и обременительным. Поэтому они полагают, что их детям до периода самостоятельной трудовой деятельности следует жить в праздности и неге, отдыхать от тягот жизни. Такие родители стремятся всячески оградить своих школьников от любого труда и дать им больше развлечений. А на деле они сами воспитывают из них лентяев. В данном случае учителю требуется прежде всего разубедить родителей: ведь ребенку еще не от чего отдыхать. А для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самим ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в его глазах.

Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют они свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

Некоторые родители ограждают своих детей от физического труда из-за их слабого здоровья. В таких случаях школьный врач должен проверить правильность таких утверждений и в случае необходимости дать указание преподавателям (в первую очередь труда и физкультуры) и родителям об индивидуализации методов физического воспитания данного ребенка. Однако не может быть речи об избавлении здорового ребенка от каких-либо систематических физических нагрузок вообще.

Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами. Поэтому они предпочитают проводить время в приятных для них развлечениях.

Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье. Поэтому важно, чтобы в семье был порядок и дисциплина, каждый ее член имел определенные домашние обязанности, а посильный труд детей поощрялся и уважался. В таких семьях ленивых учащихся, как правило, не бывает.

Сильным отрицательным фактором, во-вторых, может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Дело в том, что подростки и старшие школьники часто не удовлетворяются далекой перспективой учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками. Законны ли требования таких школьников? Безусловно, да. Молодое поколение имеет полное право на то, чтобы не только готовиться к будущему, но и получать радость и удовлетворение от настоящего. Поэтому нужно учить школьников применять получаемые ими знания в опыте текущей жизни: материал по физике и математике — для технических поделок, географии — для туристских походов, иностранного языка—для переписки со сверстниками за границей и т. д.

Бесперспективность и лень могут отмечаться, когда ученик затрудняется определить свое место в жизни, выбрать профессию. Здесь большую роль призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умет венные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности.

Однако бывает и так, что ученик начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться по нескольким, а то и по всем учебным предметам, а учитель мешает ему в этом. Например, ученик М. решил учиться на «5» по химии. Он полно и осмысленно излагал теоретический материал и безукоризненно справлялся со всеми практическими заданиями. А учительница ставила ему только «4». Аргументировать постановку такой отметки преподавательница не желала: «Я так считаю!» Тогда М. при очередном ответе дословно воспроизвел заданный параграф учебника. Отметка была та же. Когда М. спросил, почему за дословно изложенный материал и без каких-либо дополнительных вопросов со стороны учителя ставится не отличная, а хорошая отметка, то ответ был таков: «У тебя же и по остальным предметам «четверки!» После этого М. перестал серьезно заниматься химией. К сожалению, подобное явление в школе наблюдается нередко, хотя причины выдвигаются разные. Например, этот ответ был «случайным», подождем ставить более высокие отметки, пока ответы не станут устойчиво высокими. А в итоге дети начинают лениться. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки знаний такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.048 с.)