Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способности и отклоняющееся поведение школьников
В предшествующих параграфах говорилось об учете индивидуальных особенностей потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности «трудного» школьника. Если раньше анализировались особенности в основном психических процессов, то теперь пришло время остановиться на основных психологических качествах, определяемых способностями, темпераментом и характером школьника Способности — такие индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения им какой-либо одной или нескольких деятельностей. Большинство отечественных психологов считает, что ребенок рождается не с готовыми способностями, а с их природными задатками. Для превращения задатков в способности требуется включение человека в специальную деятельность, которая формировала бы последние. Способности — очень индивидуальный фактор психики. Поэтому их развитие крайне нуждается в индивидуальном подходе со стороны опытного воспитателя. Способности требуют если не индивидуальной программы обучения, то индивидуальной коррекции общей программы для способного ученика. Однако дело этим не ограничивается. Способный школьник нуждается в помощи педагога в плане воспитания. У таких детей повышенная потребность в признании и осознании собственной цены, достижениях, эмоциональном комфорте и независимости. Между тем многие учителя не считают нужным оказывать способным детям поддержку, т. к. они, дескать, достаточно талантливы, чтобы самим руководить собой. Способности бывают общие, или умственные, и специальные. В плане последних выделяют просто способных людей, талантливых и гениальных. Талантом считается такая совокупность способностей, которая, дает человеку возможность успешно и оригинально выполнять какую-то сложную трудовую деятельность. Таким образом, талант проявляется в рамках уже известных деятельностей. Гений —высшая ступень развития таланта, выражающаяся в открытии новых путей развития науки, техники и искусства. Умение учителя открыть и поддержать талант ученика в значительной мере способствует его успеху в жизни, а для «трудного» ребенка существенно облегчает решение задачи психокоррекции отклоняющегося поведения.
Термин «одаренность» редко употребляется в отечественной психологии. В зарубежных работах под одаренностью понимается высокая степень способностей. В начале XX века определение способностей и одаренности велось методами психометрии, направленными на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Такой подход сохранялся достаточно долго. После работ Термена (1959) интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. В основном по высоте интеллекта в этот период определяли одаренность. С этой целью использовали соответствующие стандартизированные тесты. Но по этим тестам многие дети, оригинальные ответы которых не подходили под стандарты, нередко попадали в категорию людей с низким интеллектом. Понятие одаренности стало уточняться. Оно стало более широким. В Америке с 1972 года основой для определения одаренности и талантливости стала формула, предложенная отделом образования США. Признается, что индивид отличается своими возможностями в ряде областей: академической, художественной, в общении (лидерстве) или психомоторике. В связи с таким более широким подходом в мировой практике стали разрабатываться специальные оценки креативности (творчества). А. Шведел и Р. Стоунбернер (СНОСКА: Шведел А., Стоунбернер. Поиск и выявление одаренных детей // В кн.: Одаренные дети. Под редакцией В. М. Слуцкого / М: Прогресс 1991 С. 169--204) охарактеризовали современные модели и методы выявления одаренных детей. Так, ими описываются стандартизированные методы измерения интеллекта (шкала интеллекта Станфорд-Бинэ, Вексле-ровская шкала интеллекта, тест Слоссона и т. д.); стандартизированные тесты достижений (Национальный тест готовности к школе, Станфордский тест достижений для начальной школы и пр.), стандартизированные тесты оценки социального развития. Особо выделены тесты на измерение творческих способностей. Читателя, желающего более глубоко ознакомиться с методами диагностики одаренности, отсылаем к книге А. Анастази (СНОСКА: Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1—2 / М.: Педагогика, 1982), а так же и другим публикациям на русском языке95. Из новейших отечественных публикаций отметим работу Л. В. Поповой
(СНОСКА: В. Н. Бузин, Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1992; Лучшие психологические тесты. Петрозаводск: Петроком, 1992. С. 291 —306. Общая психодиагностика // Под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина. / М.: МГУ, 1987. С. 135—154.; Попова Л. В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности // В сб.: Психология подростка, под редакцией Степанова В. Г. и др. / М.: МПУ, 1993. С. 31—36.). Она описывает современные модицикации биографического метода изучения одаренных школьников. В зарубежной психологии он в настоящее время получил широкое распространение и становится ведущим методом изучения способных детей, т. к. лучше выявляет индивидуальность школьника и позволяет с достаточно высокой вероятностью прогнозировать его успехи в будущем. Читатель найдет в статье та же хороший обзор современных англоязычных работ на эту тему. В последние годы в психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о том, можно ли отнести одаренных детей и подростков к «трудным» школьникам. Основанием для подобной постановки вопроса является утверждение, что одаренные дети и взрослые обладают тяжелым характером и трудны в общении. В качестве примера приводят кинозвезд, известных музыкантов, художников и т. д. Эти факты имеют место. Но это то, что лежит на поверхности. Неизвестно, насколько массовые наблюдения за ними кроются. Что касается школьников, то любой учитель с большим стажем знает: имеется много способных учеников, работать с которыми не только не трудно, но и приятно. Они легче других понимают педагога и легко адаптируются к коллективу сверстников и окружающей среде. Поэтому нельзя признать правильность утверждения, что способности прямо и обязательно порождают отклоняющееся поведение. Однако в заметном количестве случаев одаренные дети и подростки встречаются с затруднениями в общении и сами становятся трудными для других. Начнем с влияния макросреды на одаренного человека. Ряд американских исследователей говорят о недостаточно благоприятном отношении их народа к одаренным детям, объясняя это неизвестно почему возникшим антиинтеллектуализмом. Подобные утверждения делают в отношении своих стран другие ученые, в том числе российские. Предлагаем свое объяснение этому явлению. Оно не связано ни с психологией американского, ни с психологией российского и других конкретных народов. Оно связано с психологией людей во все времена. В связи с необходимостью каждого завоевать свое место в жизни и возникающей на этой основе конкуренцией многие с опаской и завистью относятся к активному и успешнее их продвигающемуся человеку. Это знал государственный деятель и мудрец Древней Греции Солон. Правя Афинами во время проведения своих реформ, он изображал из себя несколько дурашливого человека. Отсюда становится понятным, почему героем русских сказок является Иванушка-дурачок. На самом-то деле Иванушка умнее всех своих противников, только личина у него такая. По этой же причине одаренные дети часто сталкиваются с недоброжелательством и даже преследованиями со стороны одноклассников. Решение конфликта во многом зависит от учителя. Если педагог высоко ценит личную инициативу и творчество учащихся, говорит о наличии и необходимости развития способностей каждого, то это заметно активизирует класс и изменяет к лучшему положение одаренного ученика. Данное утверждение делается на основе исследований зарубежных психологов в школе
Нередко одаренный ребенок попадает в категорию «трудных» школьников из-за неправильного к нему отношения учителей. Одним педагогам способный ученик бывает неприятен из-за его активности, которую они квалифицируют как беспардонность, зазнайство, нахальство, настырность, недисциплинированность. Другие учителя видят в стремлении одаренных учеников высказать собственное мнение, что-то доказать и уточнить проявление неуважения к авторитету и знаниям педагога, желание показать его некомпетентность. Наконец, недостаточно подготовленные учителя считают способного ученика глупым или странным, при случае с удовольствием критикуя его за «завиральные» идеи. М. Карне (СНОСКА: Одаренные дети. // Сборник переводов с английского, под редакцией В. М. Слуцкого. / М.: Прогресс, 1991. С. 235—266. 131М. Карне, С. Линнемайер, Ц. Дентон-Айд (там же, стр. 257—318) формулирует требования к учителю, работающему с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; знать психологию одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость, пройти специальную подготовку по работе с такими детьми. При широком понимании одаренности учителю требуется позитивная Я-концепция, целеустремленность и настойчивость, эмоциональная стабильность, чуткость, способность к индивидуализации обучения, рекомендуют учителям следующие общие способы стимуляции творческой активности: обеспечение доброжелательности со стороны учителя; обогащение окружающей среды новыми предметами-стимулами для развития интеллекта и любознательности; поощрение оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление возможностей детям для активного задавания вопросов. У одаренного ребенка нередко возникают трудности с родителями, большинство которых ничего не знает о психологии своих детей. Одних родителей раздражает повышенная познавательная активность какого-то одаренного ребенка, его стремление все разбирать и исследовать, задавать много разнообразных вопросов, порой увлекаться одними учебными предметами в ущерб другим. Других родителей не устраивает сосредоточенность своего одаренного ребенка на чтении. Они его считают книжным червем. Третьи, напротив, чрезвычайно балуют школьника, освобождая его от всяких обязанностей по дому, захваливая и превознося на незаслуженную высоту. К. Тэкэкс (СНОСКА: К- Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей // В сб.: Одаренные дети, под редакцией В. М. Слуцкого / М.: Прогресс, 1991. С. 13—146.) рекомендует родителям помнить, что в одаренных детях больше сходства, чем различия с окружающими людьми. Поэтому надо позаботиться об общем развитии их личности и нравственном воспитании. В то же время надо уважать в ребенке индивидуальность, не проецировать на него собственные интересы и увлечения. Иначе можно существенно затруднить развитие его способностей. Рекомендуется оценивать уровень развития ребенка и своевременно улавливать его изменения.
В решении проблем одаренного ребенка многое зависит от умения родителей наладить взаимодействие со школой. К. Тэкэкс предлагает 5 таких ролевых моделей для родителей: советника по поводу воспитания и обучения своего одаренного ребенка, гида-руководителя семейных или групповых экскурсий, наставника одаренного ученика, классного помощника в каком-либо одном деле, помощника в разработке программ обучения (там же стр. 139—141). Трудности ряда одаренных детей бывают связаны не только с неблагоприятными факторами среды, но и вызваны некоторыми особенностями их личности, самооценкой и оценкой ими окружающих, воспитанием и самовоспитанием. Известно, что недостатки человека являются продолжением его достоинств. Так, многие способные дети обладают повышенной чувствительностью. В трудных ситуациях это может способствовать появлению и закреплению у них мнительности, застревания, а благодаря богатому воображению — и детских страхов. Успех в овладении учебной и иной деятельностью порождает у них увлеченность, которая может перерасти в излишнюю настойчивость и педантизм. Увлеченность может нередко приводить к односторонности в учебной деятельности, когда совершенно забрасываются некоторые школьные предметы, к переоценке своих возможностей на данном уровне психического развития, к перегрузке и связанным с нею переутомлением. Последнее совершенно не учитывают многие городские родители, поощряя занятия ребенка во многих кружках и не заботясь о его отдыхе. Одаренные дети с выраженной интеллектуальной направленностью нередко почти полностью отключены от физической деятельности. Все это может привести к нервным срывам и даже соматическим заболеваниям, в результате чего школьник нередко теряет интерес к учебе. Высокая самооценка своих успехов в учебе по сравнению с одноклассниками или излишние похвалы со стороны учителей и родителей могут привести одаренного ребенка и подростка к высокомерию, зазнайству, презрению к окружающим, нетерпимости к чужим мнениям, капризности, вспыльчивости. В этих случаях важно особо последовательно осуществлять в работе с таким ребенком принципы гуманистической педагогики, основанной на уважении личности и признании духовной ценности внутреннего мира всех людей. У одаренного школьника надо предупредить появление крайности эгоцентризма, воспитывать скромность и самокритичность, гуманность, доброту, щедрость и стремление помогать людям, милосердие. Этим воспитатель не только поможет одаренному ученику освободиться от собственных недостатков, но и преодолеть предубеждение по отношению к нему окружающих, о чем говорилось выше. В общении с учителями и товарищами одаренному надо овладеть культурными формами выражения своей активности и инициативности.
Для профилактики указанных недостатков в характере одаренных детей К. Тэкэкс рекомендует воспитателям не возводить их на пьедестал, но и не относиться с сарказмом; хвалить не столько за личные успехи, сколько за успешные совместные с другими детьми занятия; не вовлекать слишком много в соревновательную деятельность, где они будут часто побеждать; разнообразить программу обучения с учетом потребностей способных учеников. К этому добавим требование учета возраста одаренного школьника. (СНОСКА: Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст/ М.: Педагогика) Для лучшего изучения проблемы психологии одаренных школьников и взрослых рекомендуем дополнительную литературу. (СНОСКА: Ананьев Б. Г. Формирование одаренности. // В сб.: Склонности и способности. Под редакцией В. Н. Мясищева. Л.: ЛГУ, 1952. С. 15—62; Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека Т. 2 / Л.: ЛГУ, 1950; Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. / М.: Просвещение, 1968; Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей школьников. / Л.: ЛГУ, 1959; Левитов Н. Д. Профессиональные и учебные интересы восьмиклассников. // В сб.: Способности и интересы / М.: АПН РСФСР, 1962. С. 275—306; Лейтес Н. С. Индивидуальные различия в способностях // В кн • Психологическая наука в СССР. Т. 2/ М.: АПН РСФСР, 1960. С. 74—90. Петровский А. В. Способности и труд. М.: Знание, 1966; Развитие и диагностика способностей // Под редакцией Шадрикова В. Д. / М.: Наука, 1991. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. / Вопросы психологии, 1960, № 3. Скороходова О. Н. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. / М.: Педагогика, 1972; Способности и склонности. // Под редакцией Голубевой Э А / М • Педагогика, 1989.)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.013 с.) |