Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения
Некоторые читатели могут быть недовольны нашим изложением материала: в повествовании об акцентуированных личностях не так уж много психолого-педагогических рекомендаций. Упрек справедливый. Все дело в том, что, во-первых, эта сторона проблемы мало изучена психологами и педагогами из-за новизны самой теории акцентуации. Во-вторых, в тяжелых и запущенных случаях недостаточно бывает усилий только учителя, требуется помощь врача-психотерапевта, а в случае его отсутствия — детского или подросткого психиатра. Не надо бояться указанных врачей. Ведь речь идет не о болезни ребенка, а о снятии некоторых отклонений в его поведении, находящихся в пределах нормы. Просто вмешательство психотерапевта поможет смягчить или вообще ликвидировать заостренность характера, которая часто проходит сама с окончанием подросткового возраста. Поэтому к врачу или школьному психологу рекомендуется обращаться за помощью и при не резко выраженной акцентуации характера. А то, что врач иногда прописывает лекарства — вполне объяснимо. Принимаем же мы лекарства при головной боли и бессоннице, а психически больными нас за это не считают. Что же такое психотерапия? Это смежная область психологии и медицины, когда осуществляется помощь человеку посредством воздействия на его психику. Психотерапевты обычно осуществляют комплексное словесное и несловесное воздействие на самосознание, мышление, эмоции. Психотерапия делится на клиническую и личностно ориентированную. Первая направлена в основном на смягчение или полную ликвидацию наличной симптоматики. Методы этого вида психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия. В последнем случае психотерапевт во время беседы с пациентом обсуждает с ним его психическое состояние, обучает приемам противодействия акцентуации и эмоциональным расстройствам и т. д. Личностная психотерапия (индивидуальная и групповая) опирается на различного вида анализ внутренних и внешних конфликтов человека. В индивидуальной психотерапии решающая роль отводится основанному на доверии и уважении личному контакту врача с пациентом, умению психотерапевта вести себя тактично и сочувственно с человеком. Эти требования надо соблюдать любому врачу, иначе он может вызвать у пациента новое заболевание или осложнение имеющейся болезни. Это явление получило название «ятрогения». Сходное явление отмечается у некоторых учеников, которые вынуждены иметь дело с грубым, авторитарным учителем, не владеющим технологией индивидуального подхода к воспитанникам («дидактогения»).
Групповая психотерапия основана на знании законов меж-1 личностного влияния в малой группе. Такая группа создается путем специального отбора. Психотерапевт объясняет членам группы сущность их отклоняющегося поведения, обоснованно прогнозирует возможность и сроки коррекции, обучает релаксации, аутогенной тренировке, организует тренинг общения. Групповая психотерапия делится на семейную, совместной деятельности и игровую психотерапию. Семейная психотерапия предполагает воздействие одновременно на детей, родителей и живущих с ними родственников. В настоящее время в развитых странах мира она широко распространяется и становится ведущим видом психотерапевтической коррекции поведения трудных детей. Психотерапия совместной деятельности проводится обычно в психогигиенических клубах, в нашей стране почти не встречающихся. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонений в поведении детей и подростков. Выше мы уже приводили пример, как в сюжетной игре и рисовании изживаются возрастные страхи детей перед злыми волшебниками и страшными чудовищами. Использование игры в целях воспитания и перевоспитания давно известно в отечественной психологии и педагогике. Достаточно вспомнить, что о важности игры говорил и многое сделал на практике А. С. Макаренко. Однако широко внедряться в школьную практику игра стала только в настоящее время. Теория игры разработана хорошо лишь в области дошкольного воспитания (исследования Д. Б. Эль-конина и др.). Имеется и другое деление понятия «психотерапия». Различают суггестивную (основанную на внушении), рациональную, аналитическую и групповую психотерапию. Суггестивная психология основана на воздействии на людей в гипнотическом и бодрствующем состояниях посредством повелительного воздействия. Читатели хорошо осведомлены о ней по сеансам телевизионной психотерапии. Рациональная психотерапия предполагает беседы врача с пациентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах фрейдизма и «глубинной психологии». У нас она только начинает изучаться. О групповой психотерапии мы уже говорили.
В западных странах пионерами психотерапии считаются 3. Фрейд и К. Юнг, а детской психотерапии А. Фрейд, М. Клейн, М. Фордаш. Хорошим примером современной психотерапии, основанной на теории психоанализа, является книга Э. Берна (СНОСКА: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург: Лениздат, 1992, 400 с). Не ставя своей целью оценивать эту теорию, заметим, что ряд описанных в этой книге методов может пригодиться в практической работе с «трудными» школьниками. На современную психотерапию за рубежом значительное влияние -оказывает теория групповой динамики (К. Роджерс, Дж. Морено и др.). Там наряду с традиционными психотерапевтическими методами (наблюдение, рефлексия и интерпретация) используются одобрения, советы, указания. Укажем некоторые направления зарубежной психотерапии, которые могут представлять интерес для психологов и медиков. Начнем с би-хевиоральной терапии — совокупности методов, предназначенных для изменения специфических форм поведения. Используется психотерапевтами и метод десенсибилизации: вспомните, как приучали маленького мальчика не бояться больших собак (смотрите выше материал о детских страхах) К этому методу близка методика поэтапных изменений: здесь изменения в поведении ребенка достигаются рядом незначительных, тщательно проградуированных шагов. Применяется и метод сенсибилизации; ребенку дают пережить ситуацию, казавшуюся ему страшной. Используется также моделирование и эффект переноса: ребенок видит, как другие люди ведут себя с кажущимися ему опасными объектами, и успокаивается. Широко используются для корригирования поведения различные виды положительного и отрицательного подкрепления, метод «выключенного времени» (СНОСКА: Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.) и т. д. В СССР теоретической основой психотерапии являлась марксистская социальная психология. В настоящее время в России возник широкий интерес к самым разнообразным зарубежным школам психотерапии. В плане данного пособия необходимо сказать о работах профессора И. Ф. Мягкова (СНОСКА: Мягков И. Ф. Психотерапия. / М., 1967. 136 с.). Он является организатором и координатором многих работ по проблеме «трудных» школьников в нашей стране. Под его редакцией изданы материалы всесоюзных, а теперь и международной конференций по разбираемой тематике. Укажем два последних сборника (СНОСКА: Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. // Сборник тезисов, под редакцией И. Ф. Мягкова. / Воронеж, 1990. 280 с). Как мы видим, психотерапия выработала много методов воздействия на человека. Для их эффективного применения требуется специальная подготовка, позволяющая не только тонко и точно знать их существо, но и применять на практике с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Разные учащиеся могут нуждаться в разных методах. Так, тревожные молодые люди с чувством вины и неадекватности нуждаются в дружеском общении и проявлении к ним интереса. Наоборот, в работе с несговорчивыми правонарушителями, демон-, стрирующими направленное против принятых общественных норм поведение, нередко эффективны директивные, прямолинейные терапевты, обращающие внимание не столько на внутренние переживания, сколько на способы контроля и регулирования отклоняющегося поведения. Но опять же с учетом личности правонарушителя, а не в любом подобном случае.
Сказанное выше означает, что психотерапевт или школьный психолог могут оказать существенную помощь учителю в корригировании поведения «трудных» учащихся. Но и сами они нуждаются в содействии педагога, без которого эффективность психотерапевтических воздействий на ребенка существенно снижается. Необходим союз, при котором психотерапевт и психолог знакомы с педагогическими проблемами, а учитель разбирается в основах психотерапии. Кстати, это учителю необходимо не только для исправления «трудных» детей, но и для успешной повседневной работы с остальными учащимися. В настоящей и предшествующей главах мы обсуждали трудности в поведении детей и подростков, связанные с их темпераментом и характером. В заключение укажем литературу для более углубленного ознакомления с рассматривавшимися проблемами. Для школьных психологов и учителей рекомендуем опросник структуры темперамента, разработанный В. М. Русаловым (СНОСКА: Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. / М.: ИП РАН, Смысл, 1992. 36 с.) на основе одной из современных теорий темперамента. Опросник предназначен для решения научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека. Одна из форм опросника специально рассчитана на школьников от 13 до 17 лет. Тест применяется как для индивидуального, так и для группового обследования. Опросник заполняется за 20 минут. Обработка с помощью стандартного ключа занимает 5 минут. В работе Акимовой М. К. и Козловой В. Т. (СНОСКА: Акимова М. К-, Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. / М.: Знание, 1992. 80 с) сообщается об индивидуальном подходе к учащимся с различными темпераментами. Недавно вышла книга Ф. Зимбардо, (СНОСКА: Зимбардо Ф. Застенчивость / М., Педагогика, 1991. 208 с. 224) посвященная проблеме преодоления застенчивости у школьника и взрослого, а также нередко возникающих на ее основе отклонений в поведении человека. Данная работа представляет особый интерес для учителя тщательностью разработки системы практических мер воздействия на носителей этой отрицательной черты характера и множеством методических советов воспитателям. Ниже приводим список работ, в которых исследуются теоретические аспекты проблем темперамента (СНОСКА: Ковалев А. Г. Психология личности. Издание 3-е. / М.: Просвещение, 1970. С. 187—205.
Лейтес Н. С. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей. // В кн.: XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 9. С. 110—115. /М.: 1966. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. / М.: Просвещение, 1969. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. / М.: Просвещение, 1966. Психология индивидуальных различий. Тексты. / М.: МГУ, 1982. Равич-Щербо И. В. К вопросу о природе психофизиологических основ индивидуальности. // В сб.: Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. / Пермь, 1976. С. 69—70. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с. Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека. // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 10—21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. // М.: Прогресс, 1982. Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям. / Вопросы психологии, 1963. № 1. Якушева Т. Г. Об изменчивости темперамента у детей и подростков. / Вопросы психологии, 1956, № 1.) и характера. (СНОСКА: Абраменко В. И. Психология характера школьника подросткового возраста. / Киев, 1974. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Л.: ЛГУ, 1968. С. 276—326. Божович Л. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. / М.: Просвещение. 1968. С. 123—143. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Характер. / Л.: ЛГУ. 1958. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. / М.: Просвещение. 1976. С. 209—215, 248—268. Левитов Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. / М.: АПН РСФСР, 1961. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. / М.: Просвещение. 1964. Левитов Н. Д. Психология характера. 3-е издание. / М.: Просвещение, 1969. Леонгард К- Акцентуированные личности. / Киев: Вища школа, 1981. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. / М.: Политиздат. 1977. С. 206—230. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е издание. / М.: Медицина, 1983. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. / М.: Педагогика. 1973. С. 262—285. Страхов И. В. Психология характера. /Саратов, 1970. Щербаков А. И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования. // В сб.: Психология личности и педагогическая психология. Под редакцией А. И. Щербакова и других./ Л., 1971. С. 3—31.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.018 с.) |