Сенсорика и трудные проблемы учебно-воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорика и трудные проблемы учебно-воспитательного процесса



Говоря о личности ребенка, ученые и учителя прежде всего стремятся изучить и целенаправленно воздействовать на потребностно-мотивационную сферу школьника. Такой подход является полностью правильным и оправданным. Поэтому и мы значительное место уделяли в данном пособии методам психодиагностики и психокоррекции потребностно-мотиваци-онной сферы (см. выше).

Однако трудности школьника часто бывают обусловлены не только неразвитостью мотивации, но и познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Ребенок и подросток часто хотят учиться, но не могут либо из-за общего низкого уровня умственного развития, либо из-за непреодоленных недостатков отдельных психических познавательных процессов, либо из-за пристрастия к определенному виду познавательной деятельности, которое учителя обычно не учитывают. Например, у конкретного школьника есть предрасположенность к лучшему усвоению учебного материала в наглядно-образной форме, а в нашей школе резко доминирует словесный способ преподнесения знаний. Понятно, что такой ученик испытывает значительные трудности в учении, которые в значительной степени могут обусловить и трудности в поведении. А ведь таких детей много. Каждый психический познавательный процесс имеет не один, а несколько индивидуальных разновидностей. И их надо учитывать в учебно-воспитательном процессе. О этой необходимости говорит и тот факт, что у многих трудных школьников отмечается неразвитость познавательной сферы.

Сложность ситуации заключается в том, что в современной психолого-педагогической науке оправданное сосредоточение исследований на потребностно-мотивационной сфере личности ученика привело одновременно к неоправданному ослаблению внимания к познавательным процессам. Особенно не повезло в отечественной науке видам чувственного познания: ощущениям и восприятию. Если в детском саду и начальной школе этим процессам уделяется достаточно внимания, то в средних и старших классах они подвержены неупорядоченным, несогласованным воспитательным влияниям. Учителя не осуществляют специального руководства их развитием. Более того, многие педагоги считают, что сенсорное воспитание должно осуществляться только в дошкольном возрасте, и отчасти, в младшем школьном. Делаются неверные выводы, что формирование чувственного познания в основном виде происходит в эти возрасты, а дальше почти не происходит. В результате, как показал наш лонгитюд, в старших классах уровень этих процессов у школьников значительно снижается. Т. е. они во многом теряют те сенсорно-перцептивные умения и навыки, которые приобрели в дошкольных учреждениях и начальной школе. В то же время при обучении в вузах эти умения в определенном виде восстанавливаются и даже развиваются. Это свидетельствует, во-первых, что средняя школа не только не поддерживает, а тормозит развитие ощущений и восприятия. А, во-вторых, развитие чувственного познания при соответствующей стимуляции происходит весьма значительно и в зрелом возрасте. Так, во время длительных орбитальных полетов советские космонавты постепенно научились видению достаточно мелких объектов на Земле, например, водорослей в море.

При беседах с учителями школ нередко возникал вопрос: неужели даже уровень развития ощущений у школьника может повлиять на результаты учебно-воспитательной работы? Конечно. И очень значительно. Так, школьник никогда не овладеет разговорной речью на иностранном языке, если у него не развивать фонематический слух. Такой ученик просто не будет различать многие звуки иностранного и русского языка. И винить его за это нельзя. А надо учить приемам преодоления фонетической интерференции. Причем сначала надо прививать умение выявлять грубые различия, а затем все более мелкие, т. е. постепенно развивать слуховую чувствительность. Сказанное можно отнести и к обучению литературной речи школьника, говорящего на диалекте.

Рассмотрим отдельные процессы ощущений и восприятия. Начнем с первого.

Ощущение — простейший психический познавательный процесс возникающий при непосредственном действии раздражителя на органы чувств и заключающийся в отражении отдельных свойств этого раздражителя. Анатомо-физиологическим органом, с деятельностью которого связано возникновение ощущений, является анализатор (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.). У людей отмечается известное предпочтение или доминирование одних анализаторов над другими. Считается, что 80—90% информации человек получает с помощью зрения. В то же время некоторые исследователи утверждают, что наибольшее эмоциональное воздействие на женщин оказывают слуховые стимулы, а на мужчин — зрительные. Однако и это утверждение является далеко не абсолютным, а выявляет лишь некоторую тенденцию. Так, среди лиц обоего пола имеются люди, лучше принимающие и обрабатывающие слуховую информацию, и люди, предпочитающие зрительные сообщения. Нам хотелось бы убедить читателя, что эти индивидуальные особенности сенсорики школьника очень желательно учитывать педагогу при организации учебно-воспитательного процесса. Такой учет позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика, эффективно воздействовать на его эмоции. Однако нам могут возразить: это слишком трудно сделать, потребуются специальные психофизиологические исследования. Думается, что такие исследования не всегда нужны, достаточно наблюдения за способами учебной работы ученика и беседы с ним о том, как он сам принимает и обрабатывает информацию, как запоминает ее и использует при решении учебных задач. Поэтому, конечно, желательно при изучении «трудного» школьника не игнорировать его сенсорику. А для того, чтобы трудностей в обучении школьников было меньше, в порядке их профилактики и преодоления возникших, весьма желательно воздействовать не на один, а на несколько анализаторов. Поочередно или одновременно. Последнее более эффективно. Для решения этой задачи в современной американской школе начал вводиться новый способ подачи информации учащемуся, получивший название мультимедиа. Он дает возможность с помощью компьютеризированных средств обучения вводить учебную информацию через несколько анализаторов. К сожалению, подробного описания технологии такого обучения на русском языке пока нет. Мы отсылаем читателя, имеющего возможность знакомиться с содержанием американских журналов по информатике и педагогике, к зарубежным источникам. Смотрите, например, следующую статью (СНОСКА: Schultz S. High marks for multimedia. / Computer graphics world. 1992. July). В контексте разбираемых нами проблем важно отметить, что компьютерная технология позволяет в наибольшей степени обеспечить индивидуализацию обучения школьников.

Кроме того, желательно учителю знать, имеются ли в классе дети с дефектами того или иного анализатора: близорукие, дети с цветовой слепотой, слабослышащие. По поводу общения с такими детьми рекомендуется консультироваться с врачами и дефектологами; предоставлять этим детям наилучшие для приема учебной информации места в классе; преподносить учебный материал, в форме, учитывающей индивидуальные особенности их зрительного и слухового аппарата; проверять правильность усвоения сообщаемых знаний; знать о возможных ошибках, возникающих в связи с дефектами анализатора, и не снижать оценку за них и т. д.

Способность иметь ощущения называется чувствительностью. Существует 2 вида чувствительности: абсолютная и различительная. Абсолютная чувствительность — это способность ощущать слабые раздражители. Она характеризуется нижним порогом абсолютной чувствительности — минимальной величиной раздражения, дающей едва заметное ощущение. Абсолютная чувствительность имеет индивидуальные вариации и изменяется в процессе обучения и возрастного развития.

Чувствительность к различению — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Она определяется порогом различения, т. е. минимальным различием между раздражителями, дающим едва заметное различие ощущений. Закономерность различительной чувствительности выражается математически. Она сформулирована в законе Вебера-Фехнера, известном также под названием основного закона психофизики. Он сформулирован так: интенсивность ощущения растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя. Можно его выразить иначе: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической. Основной закон психофизики правильно отражает закономерность ощущений: они растут не пропорционально раздражителям, а гораздо меньше. Различительная чувствительность развивается в обучении и соответствующей практической деятельности.

Чувствительность изменяется под влиянием адаптации, взаимодействия органов чувств и упражнений. В зарубежных психологических теориях в настоящее время особое внимание уделяют проблеме взаимодействия ощущений в процессе преподнесения новых знаний. Мы постарались показать это выше на примере компьютерной технологии обучения с применением мультимедиа. Взаимодействие ощущений, т. е. синестезия, широко используется в целях глубокого эстетического воздействия на человека, его художественного воспитания. Так, еще в Древней Греции архитектурные сооружения включали в себя скульптуру и монументальную живопись, а средневековая готика—органную музыку и живописный витраж. В современном искусстве достигается еще более тесный синтез ощущений, взаимопроникающих, вызывающих и усиливающих друг друга (СНОСКА: Мигунов А. С. Истоки постмодернистского синтеза искусств. // В сб.: Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. / М.: МГУ, 1992. С. 10—12.). В качестве примера можно отметить цветомузыку. Эту способность отмечали у Н. А. Римского-Корсакова.

Всемирную известность получило синтетическое произведение выдающегося русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина «Прометей» («Поэма огня»). Звуковая и световая части его были впервые написаны одним автором, им самим. Оригинальный талант литовского композитора и художника М. К. Чюрлениса привел к созданию им картин, где литературно-сюжетное начало в значительной степени заменяется пластической и цветовой выразительностью, построенной на музыкально-ритмической основе. А. Н. Скрябин и М. К. Чюрленис по праву считаются основоположниками отечественной школы цветомузыки, музыкальной графики, аудиовизуального искусства. Еще более глубокая синестезия звука и цвета в музыке цвета В. В. Кандинского. Примером может служить композиция «Желтый звук» (совместно с композитором Гарт-маном). Уже в наше время музыкальную часть для нее написал А. Шнитке. Постмодернизм еще более комплексно подошел к использованию синестезии, ища в искусстве освоения всех пяти человеческих чувств. Например, английская национальная опера поставила «ароматизированный» вариант оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»: каждое сидение в зрительном зале дополнительно снабжено особой ароматической панелью. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что использование синестезии в учебно-воспитательном процессе позволит значительно повысить его эффективность.

Чувствительность человека может существенно улучшиться под влиянием упражнений. Это хорошо знают музыканты, лингвисты, представители операторских профессий. И сюжет пьесы Б. Шоу «Пигмалион» нельзя поэтому считать оторванной от жизни фантазией автора. Насколько сильно тренируема чувствительность человека будет видноиз следующего примера. Специалисты по возделыванию тканей черного цвета различают до 40 его оттенков, а все остальные люди не более 2—3-х.

В советской школе не разработано упражнений для общего развития сенсорики подростка и юноши. Но, очевидно, целесообразно частично использовать для сохранения сенсорных умений тот материал, который применен в этих целях для дошкольников и младших школьников, а также заботиться о введении в программу обучения уроков по музыке и пению, изобразительному искусству и т. д. Многое можно заимствовать^ методов обучения училищ, где специально развивают сенсорику.

Педагогу важно помнить, что развитие сенсорики важно не только само по себе. Она тесно связана со всей личностью человека. Эту проблему имел прежде всего в виду Г. Фехнер, начиная изучение ощущений. Он хотел понять человека, используя для обработки данных психологического эксперимента математические методы. Фехнер начал с процесса ощущения как наиболее простого и в то же время основополагающего для познавательной сферы. Но и здесь он не ограничился исследованием проблемы чувствительности, а создал раздел психофизики под названием экспериментальная эстетика (СНОСКА: Fechner G. Zur Experimentalen Aesthetik. Zeipzig. 1871). Фехнер, предъявляя испытуемому образцы того или иного чистого цвета или простой геометрической фигурой, интересовался не только правильностью их узнавания, но и тем, какие мысли, ассоциации и чувства они вызывают, какой личностный смысл имеют, в какой степени нравятся, предпочитаются или отвергаются. В свое время психологические опыты Фехнера продолжил В. В. Кандинский, использовав их результаты для теоретического обоснования и практического применения методов абстрактной живописи

(СНОСКА

Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись). Л., 1990; Каталог выставки В. В. Кандинского. Л.: Аврора, 1989

Мельников Л. Н., Степанов В. Г. Синестезия в, искусстве и в эксперименте // В сб.: Новый Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. / М.: МГУ, 1990. С. 106-108;

Степанов В. Г., В. В. Кандинский как художник и психолог // В сб.: Поиск смысла / Нижний Новгород, 1994.). Для будущих учителей важно знать, что отвлеченные цвета и геометрические формы В. В. Кандинский использовал для создания нового художественного языка, позволяющего выразить духовную сущность человека и непосредственно воздействовать на внутренний мир человека.

Абстрактное искусство глубоко воздействовало и на обыденную жизнь. Так, в 60-е годы нашего века в западных странах абстрактной живописью стали украшать интерьеры производственных помещений, добиваясь улучшения самочувствия работающих людей и повышения производительности их труда. Только позднее перешли к окраске помещений в цвета, которые должны были оказать на человека в основном психофизиологическое воздействие. Большое влияние оказывает абстракционизм на современный дизайн, техническую эстетику (СНОСКА: Мельников Л. Н. Цвет: что стоит за этим понятием? // В сб.: Цвет. Материалы. Дизайн. / М.: ВНИИТЭ, 1989. С. 64—67).

Тенденцию выяснять через исследование индивидиальных особенностей ощущений цвета и формы личность человека продолжают современные психологи. В качестве примера можно привести широко известный тест Люшера. Он основан на утверждении, что выбор цвета часто отражает направленность конкретного человека на определенный вид деятельности, настроение, характерные черты его. Его можно применять уже у младших школьников. В процедуре применения теста Люшера (СНОСКА: Лучшие психологические тесты. Петрозаводск: Петроком, 1992. С. 51-61.) испытуемый должен произвести размещение по степени приятности 8 цветов (их ранжировку). Этими цветами являются синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, черный, нулевой. Характеристика цветов следующая:

1) синий выражает спокойствие и удовлетворенность;

2) сине-зеленый символизирует уверенность, настойчивость;

3) оранжево-красный — силу воли, агрессивность, возбуждение;

4) светло-желтый — стремление к общению, экспансивность, веселость;

5—8) фиолетовый, коричневый, черный, нулевой выражают тревожность, стресс, переживание страха, огорчение. Важным является взаимное расположение цветов.

Например, синий и зеленый означают чувства удовлетворенности, стремление к спокойствию, нежелание участвовать в конфликтах, а синий и фиолетовый — некоторое беспокойство, потребность в тонком окружении, эстетические стремления (СНОСКА: Лучшие психологические тесты. Петрозаводск: Петроком, 1992. С. 51-61).

Говоря о личности, отметим тесную связь ощущений с информационными потребностями. Еще классик педагогики Г. Песталоцци писал: «Глаз хочет видеть, а сердце — любить». Информационные потребности очень сильны. Это наглядно выявляется при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока сенсорной информации в мозг. Сенсорная деприва-ция подробно изучалась в космической медицине и психологии. Так, проводилась полная блокада органов чувств: на глаза человеку одевались червые очки, в уши вставлялись заглушки, он облекался в резиновый костюм и помешался в бассейн, заполненный водой. При многочасовом нахождении в таком положении у испытуемого нередко возникали нервные расстройства и даже галлюцинации (СНОСКА: Ларин В. В., Космолинский Ф. П., Душков Б. А. Космическая биология и медицина. М., 1970. С. 39—41). Обнаружено также, что при сенсорной депривации в условиях длительного космического полета в мозговых клетках животных происходили морфологические изменения: обеднялись нервные связи между, клетками сенсорных мозговых центров и, наоборот, образовывались дендриты этих клеток, идущие на другие уровни переработки информации (исследование Т. А. Леонтович). Эти экспериментальные данные подтверждаются житейскими наблюдениями. Во время Великой Отечественной войны многие родители, находившиеся с детьми на оккупированной территории, прятали их от посторонних глаз в сараях, кладовых, запрещали гулять по улице. Выявлено, что такие дети начинали заметно отличаться от своих благополучных сверстников снижением общего умственного развития.

Учащиеся, занимающиеся в однообразной и длительно не меняющейся обстановке класса и школы, лишенные красочных учебных пособий и технических средств обучения, месяцами выслушивающие монотонные сообщения учителей, вполне закономерно начинают испытывать скуку и связанное с ней состояние сенсорного голода, или голода по впечатлениям. Им бывает неприятен сам вид школы и угасает интерес к учебе. А что происходит дальше? Как при пищевом голоде человек стремится съесть побольше вкусных и достаточно острых пищевых продуктов, так многие подростки и юноши при сенсопном голоде хотят получить вне школы как можно больше ярких и сильных впечатлений (от грохочущей музыки, ревущего стадиона, энергичных танцев, вина и пр.). Таким образом, нашему читателю, наверное, не нужно многих доказательств той истины, что отсутствие сенсорного воспитания открывает многим школьникам путь к отклоняющемуся поведению. О мерах предупреждения и преодоления этого нежелательного явления мы говорили выше. Укажем также на важность использования в школе современного дизайна. Он там плохо внедряется, а на дискотеках используется весьма эффективно. Мы не против молодежных танцплощадок, но рекомендуем сдерживать чрезмерное, во вред учебе и интеллектуальному отдыху увлечение подобным времяпрепровождением.

Для читателей, желающих углубить свои знания о закономерностях ощущений у человека, рекомендуем дополнительную литературу

(СНОСКА: Ананьев Б. Г. Осязание в процессах познания и труда. М.: Учпедгиз, 1959. С. 167—218;

Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.

Грегори Р. Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. С. 180—193.

Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л.: АН СССР, 1948.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.

Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. М.: МГУ, 1978.

Люблинская Л. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. С. 135-155.

Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1-973. С. 223—263.

Познавательные процессы: ощущения, восприятие. // Под редакцией А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. / М.: Педагогика, 1982.

Сеченов И. М Физиологические очерки. // В кн.: И. М. Сеченов. Избранные произведения. / М.: АН ССОР, 1952. Т. 1. С. 610—614.)

О методах изучения и развития сенсорной сферы смотрите в соответствующих разделах практикумов и учебных пособий по психологии, в частности

(СНОСКА: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I, II. / М.: Прогресс, 1966.

Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: МГУ, 1975.).

Эта проблема на детях дошкольного возраста подробно изучалась Л. А. Венгером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.023 с.)